Судовые котельные установки
Для подогрева в весенний и осенний периоды навигации воздуха в жилых, служебных и производственных помещениях служат системы отопления, В зависимости от теплоносителя их принято разделять на водяные, воздушные и паровые. Источником теплоты, сообщаемой теплоносителю, служат паровые и водогрейные котлы и электронагревательные приборы. Наиболее эффективно использовать для этой цели установки, утилизирующие уходящую в окружающую среду теплоту,. Паровое отопление, как менее гигиеничное; допускается Санитарными правилами только для хозяйственных и бытовых помещений. Вновь строящиеся суда оборудуют воздушным и водяным отоплением. Скоростные суда, например теплоходы типа «Ракета» и «Метеор», оборудуют системами воздушного отопления, причем во время длительных стоянок воздух в помещениях нагревается электронагревателями, питаемыми энергией от береговой сети.
Согласно Санитарным правилам системы отопления в холодное время, года должны обеспечивать температуру воздуха в жилых помещениях судна 19—20 °С, в душевых 24—26°С, в рулевой рубке 15— 16 °С. Отопительные приборы должны позволять регулировать температуру в помещении и очищать их от пыли.
При расчете систем отопления учитывают потери теплоты через стенки отапливаемых помещений; Стенки судовых помещений для уменьшения потерь теплоты в окружающую среду имеют тепловую изоляцию.
Принципиальная схема системы водяного отопления
1— кран для выпуска воздуха; 2 — прибор (грелка) нагревательный; 3 —котел утилизационный водогрейный; 4 —труба отвода воздуха; 5 — бак расширительный; 6 — трубопровод к санитарной системе; 7 — стояк; 8— труба переливная; 9 — ответвления для подсоединения гибких шлангов системы охлаждения двигателей при их прогреве перед пуском; /0 — маслоподогреватель; 11 — водоподогреватель; 12 —- насос циркуляционный; 13— трубопровод охлажденной воды; 14 — котел автономный водогрейный; I5 — трубопровод магистральный греющей воды
Теплоносителем в системе водяного отопления является вода, подогретая в водогрейном котле до 80—90 °С. Циркуляция воды по трубопроводам происходит либо естественным путем — за счет разности плотностей горячей и охлажденной воды, либо обеспечивается принудительно с помощью насосов. В качестве грелок в системе водяного отопления с циркуляционными насосами используют стальные штампованные нагревательные приборы (одиночные и сдвоенные), а также чугунные радиаторы типа «Польза-3», «Польза-6», «Минск ПО» и др.
Автоматические котельные установки КОАВ 68, КОАВ 200 и другие оборудуются автоматическими форсунками, факел которых загорается при понижении температуры воды в отопительной системе ни>й;е 70 °С и гаснет при повышении ее более 90 °С.
Схема системы воздушного отопления 96
Схема двухпроводной системы парового отопления
1- котел паровой; 2 — клапан редукционный; 3 — клапан предохранительный; 4 — сепаратор; 5 — конденсатоотводчики; 6 — коллектор свежего пара; 7$ 16 — магистрали отвода конденсата; 8, 15 — магистрали свежего пара; 3 — трубопровод отвода конденсата; 10, 17 — клапаны запорные; 11—-грелка; /2 —клапан регулирующий; 13 — труба подвода пара к грелке; 14 — отделение машинное; 18 — коллектор конденсата
Система воздушного отопления обеспечивает поддержание в помещениях заданной температуры подачей в них подогретого воздуха. Для этого воздух нагнетается в одно- или двухступенчатый подогреватель и через систему труб и распределительные устройства подается в помещения. Через жалюзи 1 и фильтр 2 приемной шахты атмосферной воздух засасывается вентилятором 4 в воздухонагреватель 3 первой ступени, где омывает ребристые трубки, через которые проходит горячая вода или пар. Теплоноситель (пар или воды) подается в грелки по трубе 10, а конденсат (охлажденная вода) из камеры увлажнения 5 отводится в сборник по трубе 9. Вместе с атмосферным во вса сывающнй патрубок вентилятора по каналу а поступает рециркуляционный воздух из помещений. После прохождения через камеру увлажнения воздух нагнетается в нагреватель 6 второй ступени, где подр- гревается до 40 °С. По магистрали 7 и трубам через воздухораспределители8он подается в обогреваемые помещения судна.
Паровое отопление может быть выполнено по одно- и двухпроводной схеме. Теплоносителем в этих системах отопления служит сухой насыщенный водяной пар давлением не свыше 0,29 МПа. Воздух в помещениях нагревается от теплообменных аппаратов (грелок), в которых происходит конденсация пара. В однопроводной системе конденсат из грелок отводится в ту же магистраль, по которой поступает горячий пар. В двухпроводной системе парового отопления пар от котла направляется в распределительный коллектор и через редукционный клапан, снижающий давление, и сепаратор (влагоотдели- тель) по магистрали — к грелкам. На отопительной магистрали установлен предохранительный клапан, стравливающий пар в случае превышения в ней давления. Конденсат, образующийся в грелках, возвращается по отводящей магистрали в котел. Паровые грелки бывают гладкие (в виде отрезков труб большого диаметра) и ребристые. На отводной магистрали монтируют термостатические конденсатоот- водчики.
Кроме рассмотренных систем отопления, для судов весьма перспективно электрическое, в котором электрическая энергия преобразуется в тепловую электронагревательными приборами (грелками).