Нормирование качества окружающей природной среды. Основные понятия нормирования
Основные понятия нормирования
Нормирование качества окружающей природной среды
Санитарно-гигиеническое нормирование качества природной среды
Научно-техническое нормирование качества природной среды
Основные понятия нормирования
При нормировании качества природной среды экологи пользуются следующими основными терминами и понятиями:
1) воздействие - антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду;
2) допустимая нагрузка - под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды;
3) вредные вещества - вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. К вредным веществам относят также все ксенобиотики - чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества;
4) порог вредного действия - это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология;
5) токсичность - способность веществ вызывать нарушения физиологических функций организма, что в свою очередь приводит к заболеваниям (интоксикациям, отравлениям) или, в тяжелых случаях, к гибели. Фактически токсичность - мера несовместимости вещества с жизнью. Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы - количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность.
Различают:
- среднесмертельные дозы (ЛД50) - гибель половины подопытных животных (при введении токсиканта в брюшную полость животных),
- среднетоксичные дозы (ЛС50) – проявление токсичной реакции у половины подопытных животных (при нанесении токсиканта на кожу животных)
Нормирование качества окружающей природной среды
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» 2001 года в главе V (ст. 21) речь идет о нормировании.
Нормирование качества окружающей природной среды – это
Во-первых, это деятельность, осуществляемая вцелях государственного регулирования хозяйственной, научно-производственной, рекреационной и иной разновидности деятельности, которая является гарантом сохранения благоприятной окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Здесь имеются в виду охрана жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, зон экологического бедствия и других. Нормирование – это конечно же одна из функций управления качеством окружающей природной среды.
Во-вторых, это достижение предельно допустимого воздействия на данную среду указанных нами видов деятельности и с обязательным учетом современных достижений науки и техники, а также международных правил и стандартов в этой сфере человеческой деятельности (ст. 19 Федерального закона).
В третьих, это требования, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иных видов деятельности (глава VII Закона «Об охране окружающей среды»), а также лимиты или ограничения, устанавливаемые при использовании природных ресурсов.
Эти лимиты предусмотрены, прежде всего, в ресурсовых кодексах различных федеральных законах, а также подзаконных актах.
К нормативам относятся:
1) нормативы качества окружающей природной среды (ст. 21 Закона);
2) нормативы допустимого воздействия на окружающую природную среду (ст. 22 Закона);
3) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ст. 23 Закона);
4) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона);
5) нормативы допустимых физических воздействий на природную среду (ст. 25 Закона);
6) нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона);
7) нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую природную среду (ст. 27 Закона);
8) иные нормативы в области охраны окружающей природной среды и обеспечение рационального использования ее ресурсов (ст. 28 и 29 Закона).
9) В данном случае имеется в виду не только федеральное законодательство, но и законодательство субъектов Российской Федерации, а также многочисленные государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны природной среды.
Нормирование качества окружающей природной среды в основе своей должно иметь государственный экологический мониторинг, прогнозирование, планирование, экологическую экспертизу, экологический контроль, что позволяет правильно оценивать степень воздействия на окружающую природную среду.