II. Открытие нового знания. I. Актуализация знаний.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая все кругом
Мягким бархатным ковром.
(О зиме.)
– Сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой, составим экологические знаки о том, как мы можем помочь животным зимой.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 32–33).
– Рассмотрите разворот учебника «Пришла зима». Что вы видите на левом рисунке? (Осенний пейзаж, где нарисована горка, спускающаяся к озерку (это любимое место зимних игр детей), разноцветная окраска листьев деревьев, листопад.)
– Что изображено на центральном рисунке? Сравните оба рисунка. (Центральный рисунок – это то же самое место зимой, в воскресный день.)
– Как вы узнали, что это выходной? (Все учащиеся со своими четвероногими друзьями катаются на горке: кто на санках, кто на коньках.)
– Какие изменения произошли в неживой природе с приходом зимы? (Солнце светит, но не греет. Замерзла вода в водоеме. Землю покрыло снежное покрывало.)
– Какие изменения произошли с приходом зимы в живой природе? (Деревья сбросили листья, стоят голые.)
– Какие новые краски, звуки, запахи появились в зимнее время? (Высказывания учащихся.)
Учитель. Кругом белое и черное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птичьих стай, кваканья лягушек, жужжания насекомых. Зато мы слышим, как скрипит снег под ногами, «птичьи разговоры» оставшихся на зимовку птиц. Исчезли запахи прелой листвы, аромат последних осенних цветов. Но зимний воздух обладает особой чистотой и свежестью.
2. Конкурс рисунков «Волшебница Зима».
– Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный «чародейкою зимою». Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения. Затем учащиеся рисуют зимние пейзажи.
Собирайтесь быстро, братцы,
В чет и нечет посчитаться.
Вот Январь, а вот Февраль –
Выгнать их из круга жаль.
Братец Март и ты, Апрель,
Заиграйте-ка в свирель.
Братцу Маю да Июню –
Спеть овсяночкой-певуньей,
А Июлю, Августу –
Растить зерна трав густых,
Чтобы ждали мы не зря
Сентября и Октября.
Ноябрю – повеять вьюгой,
Декабрю – уйти из круга.
Л. Дружинина
3. Беседа «Труд людей зимой».
– Как изменяется труд людей зимой?
– Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима – пора забот о будущем урожае. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом. В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура и влажность. В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту. Всю зиму хватает забот животноводам, они ухаживают за сельскохозяйственными животными.
4. Работа в печатной тетради (задание 24).
Учащиеся раскрашивают один из рисунков.