Выберите правильное утверждение и обоснуйте его
Задание 1
Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов
(правильный ответ – 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов)
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
в, е | б, г | ||
б, е | а, д | ||
в, д | б, в | ||
в, е | а, е | ||
а, в | в, д |
Общее количество баллов за Задание 1 – 10 баллов.
Задание 2
Выберите правильное утверждение и обоснуйте его
(правильное утверждение с обоснованием – 1-3 балла; оценивается обоснование правильно выбранного утверждения (без обоснования, выбранное утверждение не оценивается))
№ задания | Правильное утверждение | Обоснование правильно выбранного утверждения |
Нет | Это явление получило название «демографический переход». Демографическим переходом принято называть смену типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода, по Ф. Ноутстайну, связывает особенности демографической ситуации с экономическим ростом и социальным прогрессом в зависимости от стадий демографического развития, которые страны и регионы проходят в разное время. В теории выделяются четыре стадии демографического перехода. Согласно этой теории, при низких уровнях промышленного развития, рождаемость и смертность высоки и численность населения растет медленно. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается, запаздывание рождаемости на 1—2 поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, которая способствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высоко развитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается, и темпы роста численности населения опять уменьшаются. По мнению С. Капицы, это явление состоит в резком увеличении скорости роста популяции, сменяющееся затем столь же стремительным ее падением, после чего население стабилизируется в своей численности. Этот переход уже пройден, так называемыми развитыми странами, и теперь переходный процесс происходит в развивающихся странах. | |
Нет | Биосфера как саморегулирующаяся система обладает динамическим равновесием, т. е. гомеостазом. Как открытая система биосфера только тогда устойчива, когда имеет достаточное внутреннее разнообразие. Ее разнообразие проявляется в неоднородности климатических зон, сложном рельефе Земли, многообразии биогеоценозов и видов организмови отдельных генотипов. Устойчивость биосферы обусловливается одновременно постоянством и изменчивостью живого вещества и его окружения. | |
Нет | В условиях изменения климата природные зоны сдвигаются, экосистемы изменяют свои границы, а виды, соответственно, свои ареалы. Под действием климатических факторов может изменяться видовой состав в экосистеме и эти процессы человек контролировать не может. Согласно Конвенции, биоразнообразие может сохраняться как в естественных, так и в искусственных (включая генетические банки) условиях, на что изменение климата не влияет. | |
Нет | ДДТ запрещён для применения во многих странах из-за того, что способен накапливаться в организме животных, человека. В целом механизм воздействия ДДТ на окружающую среду можно представить следующим образом. В ходе применения ДДТ неизбежно попадает в пищевую цепь. После чего он не нейтрализуется, распадаясь на безвредные вещества, а наоборот, начинает циркулировать, накапливаясь в организмах живых существ. Помимо этого, ДДТ обладает токсическим воздействием на живые организмы разных уровней пищевой цепи, которое в ряде случаев неизбежно либо оказывает подавляющие действие на жизненно важные функции, либо влечёт смерть живого организма. Такое воздействие на окружающую среду может повлечь изменение видового состава флоры и фауны вплоть до полного искривления пищевой цепи, что, в свою очередь, может вызвать общий пищевой кризис и повлечь за собой необратимые процессы деградации экосистемы Земли. Так ДДТ был выявлен в Антарктике, в тысячах километров от ближайших мест применения этого химиката. | |
Нет | В настоящее время считается, что самый лучший способ – это переработка, но не ко всем отходам это применимо. Практика показывает, что отходы используются (утилизируются) в зависимости от видов (типов) отходов и потребностей (страны, города и т.д.). Например, радиоактивные отходы, практически, не перерабатываются. Их, как правило, захоранивают. ТБО после сортировки в разных (например, Скандинавских) странах используют на отопление (и получение электроэнергии), т.е. сжигают. |
Примечание.Если выбран неправильный ответ, но его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри муниципального этапа, его обоснование может быть оценено, но не более, чем в 1 балл (согласно Методическим рекомендациям по разработке заданий и требований к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 уч.г. по экологии).
Шкала для проверки задачи
Показатель | Балл |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование | |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведенных в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьезные пробелы в знании экологии, нет). | |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий). | |
Полное, логичное, четко сформулированное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий) с примерами. |
Общее количество баллов за Задание 2 – 15 баллов.
Задание 3