Лекция 4. Тема: Народные экологические традиции
Весь мир, который изначально окружал древнего человека - небо и звезды, земля и вода, горы и деревья, животные и цветы - вся близкая ему живая и неживая природа вызывали удивление и стремление узнать тайну их происхождения. Однако для этого ему не хватало знаний. Но он очень тонко чувствовал ее одухотворяющую силу, свое родство со всеми ее объектами, все связующие их нити. И это рождало благоговейное к ней отношение.
Земля ощущалась человеком как живой организм. До сих пор у многих народов мира ее ласково величают матушкой, кормилицей. Она дает урожай, ее надо беречь. Говорят: «своя земля и в горсти мила». И отправляясь в путь-дорогу, в чужую сторону человек в специальном мешочке на груди нес щепотку родной земли. У христиан закрепился специальный день, когда земля считается именинницей - это второй день Троицы, и называется он Духов день. После тяжелых весенних полевых работ она отдыхает и ее нельзя беспокоить.
Очень много народных поверий связано с почитанием отдельных ее объектов - камней и гор. В древнегреческой мифологии на горе Олимп жили боги, по преданиям иудеев гора Синай - место, где Бог Яхве общался с Моисеем и где Моисей записал Его заповеди. У народа маори в Новой Зеландии священна гора Тонгариро. Особым почтением горы пользуются у жителей горных местностей. Исключительную культовую роль играют камни, особенно, если они отличаются чем-то необычным. У мусульман священным является Эсвад - большой черный камень метеоритного происхождения, вделанный в стену Каабы - одного из храмов Мекки. Индейцы дакота, найдя круглый камень правильной формы, разрисовывали его красками, устанавливали на почетном месте и через него обращались к своим богам. Драгоценные и полудрагоценные камни использовались в качестве амулетов и считались оберегами от злых духов и людей.
С самых древних времен люди почитали живительные силы воды, без которой земля бесплодна. Они оберегали ее земные источники, а во время засух взывали к богам с просьбой послать дожди. У шумеров бог воды Эа был одним из заглавных. Он дарит жизнь, питает влагой поля, утоляет жажду людей, животных и растений, наливается в тяжелом янтарном колосе. Египтяне почитали животворящую силу Нила. Для индусов до сих пор священными являются воды Ганга, и омовение в них по поверьям уносит болезни и несчастья. Древние греки почитали Кастальский родник, что у горы Парнас. Считалось, что его воды - источник вдохновения у поэтов. У древних римлян был специальный бог ключей и колодцев - Фонт, отсюда и название искусственных ключей - фонтаны. С приходом христианства укрепляется обряд водосвятия, благодаря которому, по поверьям, вода приобретает чудодейственные свойства.
У многих народов поклонение природе было связано с представлениями о своем родстве с растениями и животными. Каждый род носил название своего тотема и поклонялся ему. Это были особо почитаемые объекты, природной среды, в которой род обитал. Они были священны, их нужно было оберегать.
У лесных жителей складывалось культовое отношение к деревьям. В Европе издавна почитали дуб, ель, березу, липу, в Средней Азии – тутовник. Народы Ближнего Востока и Индии боготворили смоковницу (фиговое дерево, инжир), в Африке почитался баобаб. Существовала система запретов на их рубку. Священными были и многие животные. Бык - главный помощник земледельца в древнем Шумере превратился в крылатое существо - бога Мардука - одного из самых почитаемых богов. У древних египтян земным воплощением бога Пта – создателя всего сущего - был бык Апис. В пантеоне древнеегипетских божеств присутствовали жук-скарабей, кошка, змея, цапля, ибис и другие животные. У многих народов особо почитаемым был конь. У древних славян он - верный друг и помощник человека. В Индии до сих пор корова считается священной.
У каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы своих предков. Наиболее ярко они выражены у малых этносов Земли, в мировоззрении которых все еще сохраняются «человеческий облик» природы, поклонение самым разнообразным ее объектам, ощущение ее боли, как своей собственной. Многие из них вплетены в сеть их верований и обрядов. Их религии содержат убеждения, связанные с почитанием зверей и птиц. Считалось, что птицы - это души умерших, которые в определенное время прилетают из страны мертвых и напоминают о себе. Какое – либо крупное животное часто почиталось хозяином местности. Однако это вовсе не мешало человеку собрать урожай дикоросов или убить животное, чтобы накормить семью. Но человек знал меру. И эта мера веками закреплялась в традициях, которые и сегодня сохраняются в жизни народов, для которых скотоводство, охота и собирательство остались основным видом хозяйствования.
Так эскимосы и индейцы Северной Америки, в рационе которых одним из важнейших является мясо дикого оленя карибу, убивают их ровно столько, сколько нужно для пропитания семье. При этом стремятся использовать самца, так как его место быстро займут соперники и в стаде сохранится равновесие. Это понимание пришло к ним через эмпирический опыт и наблюдения многих поколений их предков.
Северные охотничьи народы нашей страны, проживающие в местах, не затронутых современной цивилизацией, также верно хранят древние традиции. У манси, извечных собирателей и охотников, в качестве священного выступает медведь. В старые времена большой удачей считалось добыть на охоте этого хозяина тайги и царя зверей. Медвежье мясо использовалось в питании, медвежий жир - как лекарство, медвежья шкура - как теплый ковер на полу. Но ведь медведь - священное животное, его нельзя убивать. Поэтому перед тем, как пойти на промысел и охотники, и все жители собирались в центре поселка и устраивали специальный многочасовой обряд, сопровождаемый звуками бубна, танцами и песнопениями людей. Главное действующее лицо - шаман. Он приходил в исступление и состояние транса (от франц. transe - оцепенение; измененное состояние сознания), погружался в мир галлюцинаций и экстаза и в этом состоянии «путешествовал» в мире духов. Считалось, что он своими действиями отгоняет от охотников злых духов и вызывает добрых, помогает им добыть зверя. Под звуки бубна и заклинания шамана люди заранее просили прощения у зверя, на которого предстоит охотиться.
Когда охотники возвращались с добычей, в селении устраивался праздник, который длился несколько дней. Обычно он начинался в жилище охотника, убившего медведя. На стол или специальную большую скамью укладывали голову медведя и его шкуру с лапами. Лапы украшали кольцами и ленточками. Голову покрывали платком, глаза закрывали берестяными кружочками. Перед головой выставляли различные угощения в берестяных чашках. Все, кто приходил на праздник, кланялись медведю, а охотники, обращаясь к нему, говорили, что не виноваты в его смерти. На улице заводили танцы, песни, веселые игры, соревнования и забавы. Одни люди в танце показывали, как они охотились. Другие пели песни о жизни медведя в лесу. Третьи разыгрывали сценки из повседневной жизни манси. В последний день праздника угощались медвежьим мясом. Кости медведя хоронили в лесу или озере, а голову прятали в священном сундуке.
Восточные славяне чтили множество богов, среди которых возвышался Род - бог жизни и природы, повелитель ее стихий. Его имя стало корнем слов: природа, родина, народ, родители, урожай, родник. До сих пор у нас широко распространены русальные обряды, связанные с поклонением Роду, а через него и с земледельческим календарным циклом, и представлениями об умирающей и воскресающей природе.
Они часто совпадают и тесно переплетаются с христианскими праздниками. Начало многих из них приурочено к концу весны и первой половине лета - периоду окончания посевной и цветения хлебов – Троица и Духов день. Закончились тяжелые полевые работы, до сенокоса еще далеко и можно и отдохнуть. К ним готовились заранее. Накануне убирали дворы, мыли в избах, украшали их березовыми ветками. В праздник надевали свои лучшие одежды и шли на поляну или луг. Брали с собой всякую снедь, раскладывали ее на скатерти, под березой и угощались. Пока пожилые вели степенные беседы, молодежь веселилась. Юноши устраивали соревнования, играли в лапту или городки. Девушки наряжали березу и водили вокруг нее хороводы, из травы и цветов плели венки, и, загадав желание, бросали их в речку. Гуляние заканчивалось поздно вечером.
Пролетели троичные праздники. Лето близится к своему зениту. 22 июня - день летнего солнцестояния. Два-три дня Солнце занимает на небосводе самую наивысшую точку. И вся природа находится в своем зените. Все цветет и благоухает. Резвятся рыбы, птицы вывели потомство, набирают силу зверята. В водоемах прогрелась вода, и можно купаться. Наступает Иванов день. Но колесница бога Ярилы (Солнца) уже медленно разворачивается к зиме. И пора задуматься о подготовке к холодным и голодным временам. Заканчиваются гуляния, подходят Петровки - пора сенокоса. На пороге Ильин день. В августе становится холоднее вода, укорачиваются дни. Вызревают хлеба. Не за горами Спасовки и пора сбора урожая. В конце сентября празднуют Осенины. В октябре пришла пора солить капусту - вот тебе и Капустник. Убрали урожай и уложили его в закрома. Засыпает природа. После слякотной осени наступает зима. 22 декабря – день зимнего солнцестояния. Солнце занимает на небосводе самую низшую точку. Через два-три дня начинает медленно увеличиваться светлое время суток. Вначале всего на 1-2 минутки. Говорят «хоть на птичий носок, да прибавился денек». Но солнце – на лето, а зима на мороз. За окном лютуют рождественские и крещенские холода. Спит земля, отдыхает под теплым снежным одеялом. Отдыхают и люди. Праздник, за праздником. Наступают строгие христианские праздники - Рождество и Крещение. А между ними веселый Новый год и Святки с ряжеными да колядками. В марте подоспела и Масленица с блинами да веселыми гуляниями.
22 марта наступает день весеннего равноденствия. День сравнялся с ночью. Стало теплее. Просыпается природа. Прилетают многие птицы. Начинается пора гнездования. А светлая часть суток все увеличивается. Не за горами и Светлое Христово Воскресение - Пасха, которая у христиан связана с обновлением и очищением жизни человека и природы. Зазеленела трава, распустились первоцветы. Наступают очередные весенние полевые работы, когда «один день год кормит». И тут уж только успевай, разворачивайся. Все больше тепла посылает Солнце. В мае начинается пора цветения. А там и очередная Троица.
И так круглый год - от весны и до весны.
Наши предки чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним. Знание этих законов было дано им в доступной каждому человеку форме - в виде сказок и сказаний, мифов и легенд, пословиц и поговорок, притч и загадок. Отраженный в них эмпирический экологический опыт закладывался в систему семейного воспитания и таким образом передавался из поколения в поколение.
Многие народные сказки наполнены образами зверей, птиц, рыб, насекомых, которым присущи человеческие качества, и которые часто выступают активными помощниками человека, помогают ему в борьбе с самыми невероятными препятствиями. Часто и главный их герой перевоплощается в то или иное животное и начинает «говорить на его языке». Излюбленными животными выступают конь, собака, медведь, волк, лиса, гуси, орел, ворон и др. В сказках животные обретают человеческие черты. Рассказчик одаряет их благородством, добротой, умом и могуществом, а то - и хитростью или лукавством. Вспомните сказки «Лиса и журавль» или «Лиса и волк». Как ведут себя в них животные? Не зря пословица говорит: сказка ложь – да в ней намек, добру молодцу урок.
Уважительное отношение к земле-матушке пронизывает содержание русских сказаний и былин. У нее богатыри черпают силы. Ласково называет рассказчик объекты природы, сопровождая свое напевное повествование звуками, издаваемыми гусельками яровчатыми. В них воспеваются сильные и бесстрашные богатыри, защитники Отечества, утверждается уважение к родителям, крепость семейных устоев, передаются представления о долге, чести, справедливости.
«Коси коса, пока роса, роса долой - и мы домой» - говорит пословица. И в самом деле, крестьянин брал косу рано утром, когда еще только светает. Прохладно, дует свежий ветерок, еще не проснулись кровососущие насекомые. Да и многовековой опыт показывал, что сырую траву легче косить, а большая роса свидетельствовала, что днем не будет дождя. Значит, скошенная трава быстро высохнет. Человек не имел научных знаний об абсолютной и относительной влажности, метеорологии, силах трения, но были и есть вековые традиции, основанные на эмпирическом опыте и наблюдениях многих поколений, которыми он руководствовался в своей деятельности и которые его почти никогда не подводили.
Люди не знали глубинной сути природных явлений, но они тысячелетиями внимательно наблюдали за ними, копили и передавали последующим поколениям опыт жизни в природе. Они понимали, что природа их дом, их кров, источник пропитания. Ее нужно беречь и брать ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Из этого складывались правила поведения, обычаи и традиции, которые пронизывали труд, быт и творчество народов.