Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И
1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.
5.2. Дополнительная литература:
1. Алексеев С.В. Гигиена труда: учебник / С.В. Алексеев, В.Р. Усенко. – М.: Медицина, 1988. – 575 с.
2. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.
3. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.
4. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004 . – 464 с.
5. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
7. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.
8. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекции «Природоохранный и санитарно- противоэпидемический (профилактический) комплексы мероприятий по охране окружающей среды на современном этапе».
2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.
3. Вопросы для более углубленного самостоятельного изучения:
Ø Изменение климата в Северном полушарии: глобальные, локальные аспекты. Реализация механизмов Киотского протокола.
Ø Концепции разрушения озонового слоя. Последствия для окружающей среды, для населения.
Раздел 3. Гигиена почвы
ТЕМА 5.
1. Тема занятия: "Гигиена почвы. Санитарная очистка населенных мест".
Цель занятия:приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены почвы, гигиены населенных мест.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала;
2. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.
3. Формирование значимости проведения санитарной очистки населенных мест.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы(перечень понятий)
Ø физические свойства почвы (пористость, водо-, воздухопроницаемость, влагоемкость, капиллярность, теплоемкость);
Ø почвенное плодородие;
Ø пестициды, удобрения;
Ø самоочищение почвы;
Ø санитарно-гигиенические показатели почвы; санитарное число Хлебникова;
Ø эрозия почв, опустынивание; вторичное засоление и заболачивание почв;
Ø канализационная и неканализационная очистка населенных мест;
Ø поля ассенизации, поля орошения, поля запахивания, поля фильтрации.
Вопросы к занятию
1. Почва как фактор окружающей среды. Механический состав, физические свойства почвы, водно-воздушный режим, их гигиеническая характеристика.
2. Санитарно-гигиеническое значение почвы.
3. Антропогенные воздействия на почвы. Источники загрязнения; основные виды загрязнения, основные загрязнители почв;
4. Процессы самоочищения почвы, влияние различных свойств почвы на их интенсивность и завершенность.
5. Экологические последствия антропогенного воздействия на почвы.
6. Мероприятия по санитарной охране почвы. Гигиеническое нормирование экзогенных химических веществ в почве.
7. Санитарно-гигиенические показатели почвы.
8. Виды отходов, классификация отходов по классам опасности;
9. Канализационная и неканализационная система очистки населенных мест.
10. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места под строительство населенных пунктов.
11. Функциональное зонирование городов и поселков.
12. Планировка и застройка населенных мест.
13. Особенности планировки и застройки на Севере.
Вопросы для самоконтроля
1. Приведите гигиеническую характеристику механического состава, физических свойств, водно-воздушного режима почвы.
2. В чем заключается биогеохимическое значение почвы, понятие об эндемических заболеваниях.
3. В чем заключается потенциальная опасность применения пестицидов. С какой целью применяют пестициды и возможно ли отказаться в настоящее время от применения пестицидов?
4. Какие последствия возможны в результате применения удобрений? Можно ли применять в качестве удобрений сточные воды от животноводческих хозяйств?
5. Перечислите основные последствия загрязнения почв.
6. Охарактеризуйте роль почвы при передаче токсических и радиоактивных веществ из биосферы к человеку.
7. Бактериальный состав почвы. Почва как резервуар и фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний.
8. В чем заключаются процессы самоочищения почвы в аэробных и анаэробных условиях?
9. Приведите санитарно-гигиенические показатели почвы?
10. Зонирование по функциональному признаку городов и поселков.
11. В чем заключаются особенности планировки и застройки городов?
12. В чем заключается система очистки города и сельского населенного пункта (сбор, удаление, обезвреживание и утилизация сточных вод и твердых бытовых отходов различными методами)?