Дидактические материалы для подготовки к написанию сочинения
(часть С)
В этом разделе данного пособия представлены не только советы для написания сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку, но и тексты по основным проблемам, которые распределены по четырем тематическим блокам.
Первый блок текстов посвящен проблемам воспитания, взаимоотношениям человека с другими людьми, нормам поведения. В каждом из трех текстов эта общая тема имеет особый поворот. Тексты расположены в порядке увеличения сложности для понимания их учащимися.
В первом тексте В. Астафьева рассматривается проблема, хорошо известная ребятам по собственному жизненному опыту, - проблема «пакости и пакостников» в нашей жизни. При этом автор очень ярко, гневно, использует оценочную лексику (со ссылкой на В. Даля, «скверна», «мерзость» и т.д. на которую следует обратить внимание учащихся при разборе текста), характеризует всем знакомые ситуации (первый абзац текста). Авторская позиция выражена также явно: в предложении 9 в форме риторического вопроса Астафьев называет причину процветания «пакости» (Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?), а 21-22 предложениях дает прямой ответ, что с этим делать: «Употребить власть» и «силу всенародную». При всей «прозрачности» данного текста есть опасность, что учащиеся при выражении собственной позиции начнут приводить доказательства того, что пакость действительно существует (то есть иллюстрировать собственными примерами проблему, поставленную автором). Важно обратить их внимание, что собственное мнение, в соответствии с заданием части С, выражается по поводу позиции автора. Таким образом, в данном случае необходимо высказать свое согласие/ несогласие, во-первых, с оценкой «пакости», данной Астафьевым, - резкое, гневное неприятие им поведения, описанного в первом абзаце, во-вторых, с методами, которыми он предлагает бороться с «пакостниками»: употребить силу (поскольку уговоры не помогают). При несогласии с позицией автора могут быть предложены собственные пути выхода из ситуации с обоснованием, почему именно они представляются наиболее эффективными.
Достаточно сложным для понимания, как показал опыт проведения ЕГЭ 2005 года, является для учащихся текст №3. Большинство выпускников неверно определили, что проблемой, поднимаемой в данном тексте, является проблема любви. При его разборе необходимо обратить внимание на то, что текст повествовательный, художественный, а значит - «прямых» суждений автора, выражающих его позицию, мы не найдем. Также следует обратить внимание учащихся на то, что, говоря о художественном тексте (комментируя его), мы различаем понятия герой и автор. Мы не можем приписать автору какие- либо слова героя (даже если повествование ведется от первого лица). Позицию нужно искать в том, как представлена ситуация, описан герой и его поведение. Если ребята определят первоначально проблему текста как проблему любви (сильных чувств и т.д.), но не увидят воспитательного подтекста (нельзя, испытывая сильные чувства, нарушать элементарные нормы поведения), можно обратить их внимание на двухчастность композиции и проблематизировать предложенную гипотезу - текст о любви - внимательным прочтением предложений 28 - 36 и вопросом «Зачем автор включил в текст данный фрагмент?»
Второй блок составляют тексты о культуре, ее роли в нашей жизни. Первым в этом блоке представлен текст Д.С. Лихачева, характеризующий современную ситуацию с памятниками старины на примере памятников архитектуры. Все другие тексты этого блока раскрывают важное значение культуры и, особенно литературы, в формировании личности человека. Завершает блок текст В. Непомнящего о значимости преподавания литературы в школе. При разговоре об этом тексте важно избежать идейных клише и лицемерия: всем хорошо известно, что сегодня школьники «не любят» классическую литературу. Попытаться заставить задуматься о литературе не как школьном предмете, а как способе сохранения национального единства (можно ввести понятия русской ментальности, концептосферырусского человека, которые нашли отражение в русской классической литературе).
Тексты третьего блока являются логическим продолжением темы текстов второго блока, но затрагивают в основном проблемы русского (родного) языка, от современного состояния его, проблемы его сохранения до философского осмысления языка как основы русской национальной культуры, русской души, как воплощения родины. Завершает блок текстов о языке текст Бальмонта, покинувшего Россию в 1920 году. При разговоре об этом тексте следует обратить особое внимание на чувства человека, потерявшего Родину и остро «ощущающего» русский язык как единственную связь с нею, с детством, с тем, что привычно и дорого.
В четвертом блоке помещены тексты по проблемам духовности, самопознания человека. В текстах рассматривают такие нравственные понятия, как милосердие, совесть. Уделяется внимание и теме самопознания человека, его творческого потенциала, цели жизни.
По всем текстам можно выполнять задания, предлагаемые к части С: Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Кроме этого к некоторым текстам предлагаются дополнительные задания, в том числе и лексическая работа с использованием Толкового словаря под ред. С.И. Ожегова.