Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Элементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Некоторые авторы выделяют общий, особенный и специальный правовые режимы на различных участках земель сельскохозяйственного назначения.
Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК).
Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др.
Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ).
Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.
Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель.
Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708.
Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ).
Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.
Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения
Статья 78 ЗК РФ перечисляет следующие категории в качестве субъектов прав на сельскохозяйственные земли:
-граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
-хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
-некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
-казачьи общества;
-опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
-общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Перечисленные выше субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения не исчерпывают перечня субъектов, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков данной категории земель. Большие площади таких земель могут находиться в ведении государственных и муниципальных органов. Это – земли запаса, земли, приобретенные ими в собственность или переданные после прекращения прав прежних владельцев, пользователей и собственников, в том числе в порядке конфискации.
Все субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения должны обладать общей, а некоторые специальной право- и дееспособностью. Так, все юридические лица, исключая, разумеется, органы государственной и муниципальной власти, должны быть предприятиями, учреждениями, организациями сельскохозяйственного профиля, что фиксируется в их уставе.
Режим использования земель с\х назначения определяется 2 группами норм:
1.Нормы, обеспечивающие сохранение площадей земель, используемых в с/х производстве; ст. 1 ЗК РФ. Ст. 7 ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установлены исключительные случаи, когда с/х угодья из состава земель с/х назначения могут переводится в иные категории земель (в связи с консервацией земель, с созданием особо охраняемых территорий, строительства производственных объектов при отсутствии иных вариантов для их размещения). Если кадастровая стоимость земельных участков превышает среднюю по данному муниципальному образованию, то перевод этих земель в иные категории запрещается - за исключением только некоторых случаев: изменения границы населенного пункта и добыча полезных ископаемых. Соответствующие нормы содержатся в ЗК: субъектами федерации может быть утвержден перечень особо ценных земель, которые в иные категории вообще запрещено переводить.
2.Нормы, обеспечивающие сохранение плодородных свойств почвы. В ЗК РФ определяется содержание охраны земель и в первую очередь перечислены мероприятия, которые выполняются в отношении земель с/х назначения, это например разработка и реализация целевых программ в области охраны земель, нормирование качества земель и допустимого негативного воздействии на них. Предусматривается консервация земель, когда земли изымаются их хозяйственного оборота и переводятся в запас.
ФЗ «О гос. регулировании плодородия земель с/х назначения» определяются направления обеспечения плодородия:
• Реализация целевых программ обеспечения плодородия земель;
• Проведение учета показателя плодородия и мониторинг плодородия;
• Контроль за качеством земель с/х назначения.
ФЗ «О землеустройстве» одним из видов землеустройства является внутрихозяйственное землеустройство, которое осуществляется на землях с/х назначения, в целях обеспечения их рационального использования. При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
• Организация рационального использования гражданами и ЮЛ земельных участков;
• Разработка мероприятий по улучшению с/х угодий;
• Восстановление и консервация земель;
• Освоение новых земель;
• Рекультивация нарушенных земель;
• Защита земель от эрозии, селей и др.
ФЗ «О мелиорации земель» выделяет понятие «Мелиорация земель – это коренное улучшение земель в результате проведения мелиоративных мероприятий». В соответствии с Законом земли, на которых выполнены мелиоративные работы, подлежат особой охране, но закон не определяет особые требования их использования.