Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе.
2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.
3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения:
Ø Механизм терморегуляции по уравнению теплового баланса Винслова.
ТЕМА 2.
1. Тема занятия: «Солнечная радиация.Положительное и отрицательное влияние УФО. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности жилых и общественных зданий».
Цель занятия:приобретение студентами знаний по теоретическим основам и гигиенической характеристики спектров солнечного излучения. Приобретение студентами знаний по практическим навыкам в оценке освещенности. Формирование профилактического мышления.
Задачи:
1. изучить теоретический материал;
2. выполнить лабораторную работу по оценке уровня освещенности в помещении;
3. сформировать правильное отношение к использованию УФ излучения в профилактических целях;
4. сформировать правильное отношение к необходимости обеспечения достаточной освещенности жилых и общественных зданий.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы(перечень понятий)
Ø световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности
(КЕО), коэффициент заглубления, угол падения, угол отверстия;
Ø инсоляционный режим;
Ø источники искусственного освещения, светильники;
Ø гигиенические нормы искусственного освещения;
Ø ультрафиолетовое излучение. Эритемное, загарное,
антирахитическое и бактерицидное действие УФ радиации;
Ø профилактика ультрафиолетовой недостаточности; биодоза;
Ø эритемные люминесцентные лампы (ЭУВ), прямые ртутно-кварцевые лампы (ПРК), бактерицидные лампы, светооблучательные и облучательные установки;
Вопросы к занятию
1. Состав солнечной радиации. Факторы, определяющие уровень естественного освещения в помещениях.
2. Основные показатели естественного освещения (световой коэффициент, коэффициент естественной освещенности (КЕО), коэффициент заглубления, угол падения солнечных лучей, угол отверстия), их нормативы для помещений различного назначения.
3. Понятие об искусственном освещении. Виды источников искусственного электрического освещения (лампы накаливания и люминесцентные лампы), их достоинства и недостатки.
4. Определение освещенности на рабочем месте (метод люксметрии и расчетный метод).
5. Характеристика светильников и светозащитной арматуры.
6. Система производственного освещения.
7. Классификация ультрафиолетового излучения по характеру биологического действия. Механизмы действия УФ лучей, положительное и отрицательное влияние на организм человека.
8. УФ-недостаточность, причины развития, клинические проявления, профилактика. Биодоза, ее определение.
9. Источники искусственного УФО, их сравнительная характеристика. Светооблучательные и облучательные установки.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое КЕО? Световой коэффициент? Угол падения? Угол отверстия?
2. Что такое инсоляционный режим помещений?
3. Дать сравнительную гигиеническую характеристику источников искусственного освещения (ламп накаливания и люминесцентных ламп).
4. Системы производственного освещения, какие гигиенические требования к ним предъявляют?
5. Как оценивается искусственное освещение в помещениях по прямым и косвенным методам?
6. Назовите приборы для измерения освещенности.
7. В чем заключается гигиеническое нормирование уровней освещенности жилых, общественных и производственных помещений?
8. Назвать основные гигиенические нормативы освещенности в жилых и производственных помещениях.
9. На какие три области по характеру биологического действия разделяют ультрафиолетовую часть солнечного спектра?
10. Что такое абиогенное влияние УФ-радиации?
11. В чем заключаются причины развития УФ-недостаточности?
12. Приведите сравнительную характеристику эритемных люминесцентных ламп (ЛЭ) ЭУВ, прямых ртутно-кварцевых ПРК и бактерицидных ламп.
13. Приведите гигиеническую характеристику светооблучательных и облучательных установок.
14. Какие существуют показания и противопоказания к искусственному УФО? Что такое биодоза?
15. В чем заключается практическое применение искусственных источников коротковолнового ультрафиолетового излучения?