Конструирование наружных сетей водоснабжения

В современной практике строительства наружных водопроводов применяется широкий диапазон материалов для изготовления водопроводных труб.

На выбор типа материала труб существенное влияние оказывают следующие факторы: экология района прокладки: сейсмичность района прокладки, санитар­ные условия, агрессивность грунтов и воды, климатические условия, гидрогео­логия грунтов, их механическая прочность; сроки эксплуатации труб; статиче­ские расчеты: внутреннего гидростатического давления в трубах, массы грунта и временных нагрузок, возможности образования вакуума в трубах.

С другой стороны, трубы должны легко и быстро монтироваться на строительной площадке и удовлетворять требованиям наибольшей экономичности.

В настоящее время наиболее широко используются для наружных сетей водоснабжения нижеприведенные типы труб.

Чугунные раструбные трубы (ГОСТ 9583 – 75*) с противокоррозийным покрытием, выполненным в заводских условиях, широко применяются при устройстве наружных водопроводов. Они долговечны, но плохо сопротивляются динамическим нагрузкам и требуют большого расхода металла.

Асбестоцементные трубы (ГОСТ 539 – 80*) прочны, стойки к коррозии, малотеплопроводны, имеют малую массу, но плохо сопротивляются ударам, динамическим нагрузкам и не экологичны.

Железобетонные напорные трубы (ГОСТ 12586. 01 – 83* и ГОСТ 12586. 1 – 83*) изготавливаются в большом диапазоне диаметров на различные внутренние давления, широко применяются для прокладки магистральных водопроводов и водоводов.

Полиэтиленовые трубы (ГОСТ 18599 – 83*) стойки против коррозии, обладают небольшой массой, достаточно механически прочны, долговечны, но имеют большой коэффициент линейного расширения.

Стальные трубы электросварные(ГОСТ 10704– 91*,8696-74*) в системах водоснабжения применяют в основном для водоводов, работающих при значительных внутренних давлениях, а также для водопроводных линий при их укладке в сейсмических районах,при устройстве дюкеров.

При проектировании наружного водопровода в настоящее время ориентируются на применение напорных железобетонных и полиэтиленовых труб.

На наружных водопроводных сетях для обеспечения их правильной и надежной эксплуатации применяются следующие типы запорной арматуры.

С помощью задвижек, установленных на водопроводных линиях, можно, меняя степень их открытия, изменять расход воды в линиях или совсем прекращать в них движение воды для выключения на ремонт отдельных участков. Чтобы снизить возможность возникновения в трубах гидравлических ударов, устройство всей применяемой на сети запорной арматуры основано на принципе их постепенного закрывания. Задвижки обычно устанавливаются в колодцах.

Водоразборные колонки устраивают для разбора воды из водопроводной сети жителями, проживающими в домах, не оборудованных внутренним водопроводом. Колонки устанавливают на прочном основании с обязательной отмосткой для отвода воды (радиус действия одной колонки не более 10 м). Давление в сети должно быть не менее 0,1 МПА.

Пожарные гидранты устанавливают на наружной водопроводной сети для целей пожаротушения. Более широкое применение имеют подземные гидранты. Гидранты этого типа полностью располагаются в колодце. Высота гидранта зависит от глубины укладки труб и колеблется в пределах 500 – 2500 мм. Гидранты размещают на сети на расстоянии не более 100 – 200 м друг от друга (в зависимости от диаметра труб), 5 м от стен здания и 2,5 м от края проезжей части.

Предохранительные клапаны не допускают повышения давления в сети сверх допустимого.

Обратные клапаны допускают движение воды только в одном

направлении. Они применяются, в основном, для оборудования напорных патрубков центробежных насосов, на водоводах и трубах специального назначения.

Редукционные клапаны служат для понижения давления на отдельных участках сети или на вводе водопровода в здание. Они устанавливаются в достаточно редких случаях.

Компенсаторы представляют собой устройства, воспринимающие температурные удлинения металлических трубопроводов, если стыки труб сами их не компенсируют. Их устанавливают на стальных трубопроводах, прокладываемых в туннелях, в просадочных грунтах, при жесткой заделке концов стальных труб в стенки колодцев или резервуаров.

Спускные краны (выпуски), представляющие собой патрубок с задвижками, примыкающие к нижней части трубы, устанавливают на пониженных участках сети для их опорожнения, отключения на ремонт или промывки.

Воздушные вантузы устанавливают для удаления воздуха, скапливающегося в возвышенных точках водоводов и магистральной сети, в особенности при пересечении ими водоразделов. Если воздух не будет удален, то могут образовываться «воздушные пробки», нарушающие работу трубопровода.

При резком закрытии задвижки может произойти разрыв сплошности потока в месте изменения уклона трубы. Для предотвращения явления гидравлического удара и срыва работы насоса в месте изгиба сети и устанавливают вантуз для впуска воздуха.

Колодцы на наружной водопроводной сети проектируют из монолитного и сборного железобетона. Наиболее совершенны и экономичны при массовом строительстве сборные железобетонные колодцы круглой формы.

В незамощенных местах дорог люки колодцев должны незначительно возвышаться над поверхностью земли с устройством отмостки шириной 1 м вокруг люка и с уклоном от него. на проезжей части улицы с усовершенствованным покрытием люки располагают на одном уровне с поверхностью покрытия. При наличии грунтовых вод водонепроницаемость колодцев обеспечивается гидроизоляцией дна и стенок на высоту не менее 0,5 м выше уровня этих вод. Проемы в стенках колодцев, через которые проходят трубы, заделывают просмоленной прядью и асбестоцементным раствором. Раструбные соединения, примыкающие к стенкам колодца, должны быть обращены раструбом внутрь колодца для удобства заделки раструба.

В противном случае расстояние между раструбом и стенкой принимается менее 0,5 м. Минимальное расстояние от низа трубы до дна колодца принимается 0,15 м (при d трубы до 400 мм) и 0,25 мм при (большем диаметре.

Глубина заложения водопро­водных труб должна быть такой, чтобы исключалось замерзание в них воды. Для водоводов и магистральных трубо­проводов со строго определенным режимом работы глубину заложения устанавливают на основании теплотех­нических расчетов.

Глубина заложения труб, считая до их нижней образующей, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины промерзания грунта. Ориентировочно глубину заложения труб можно принимать равной: в северных районах – 3–3,5 м; в средней полосе – 2,5–3 м; в южных районах – 1–1,5 м.

Минимальную глубину заложения труб определяют из условия защиты их от воздействия внешних нагрузок и предохранения воды от нагревания в летнее время. Ориентировочно ее можно принять равной 1м.

В местах поворотов водопроводной сети, тройниках и тупиковых концах вследствие внутреннего давления возникают силы, действующие вдоль оси трубы и вызывающие продольное растяжение. Это явление может привести к повреждению раструбных соединений труб. Поэтому во всех указанных выше местах устанавливаются упоры. На чугунных трубопроводах при рабочем давлении 1 МПа и угле поворота до 10° упоры можно не устанавливать.

Перед прокладкой водопроводных труб производят разбивку трассы водопроводной сети на местности. Трассу и отметки заложения водопроводных труб увязывают с расположением труб, каналов и тоннелей иного назначения. При этом следует совмещать прокладку соседних линий в одной траншее. Трубопроводы при пересечении с железными и автомобильными дорогами следует прокладывать в водопропускных трубах под насыпями или в путепроводах Трубопроводы при пересечении с железными и автомобильными дорогами следует прокладывать в водопропускных трубах под насыпями или в путепроводах.

При отсутствии такой возможности водопроводные линии укладываются в футляре, представляющем собой трубу диаметром на 300 мм превышающим диаметр трубопровода. Водопроводные трубы в месте ими пересечения реки или оврага укладывают по дну в виде дюкера. В фарватерах судоходных рек трубопроводы заглубляют на 1 м (ниже дна) во избежание его повреждения якорями судов.

При производстве работ открытым способом, способом проколa и продавливания кожухи выполняют из стальных труб. При производстве работ щитовым способом кожухи делают из керамических или бетонных блоков. Кожухи, как и рабочие трубопроводы, защищают от коррозии. При пересечении электрифицированных железных дорог предусматривается также защита от блуждающих токов. Схема переходов под железными дорогами показана на рис. 1. 21.

Конструирование наружных сетей водоснабжения - student2.ru

Рис. 1.14. Схема переходов под железными дорогами:

1 – кожух стальной; 2 – рабочая труба стальная; 3 – выпуск в мокрый колодец; РУ – ремонтный участок; Н – расстояние от подошвы рельса до кожуха; h – глубина заложения труб по условиям непромерзания грунта

Наши рекомендации