Охрана атмосферного воздуха.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в состав данного подраздела включаются следующие пункты:
Мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на атмосферный воздух. Должны быть приведены сведения о принятых в проекте основных направлениях планировочных, технологических и специальных воздухоохранных мероприятий для действующих и новых производств.
Планировочные мероприятия влияют на уменьшение воздействия выбросов предприятия на жилые районы и предусматривают:
- расположение предприятия и жилых массивов с учётом господствующих направлений ветра;
- размещение объектов и предприятия на площадке таким образом, чтобы исключалось попадание дымовых факелов на селитебную зону;
- расположение между жилым районом и предприятием заслона в виде леса, горной гряды, и т.д.;
- устройство санитарно-защитных зон.
Технологические мероприятия включают:
- кооперацию проектируемого объекта с другими предприятиями с целью уменьшения количества «грязных» производств на объекте;
- использование более прогрессивной технологии по сравнению с применяющейся на других предприятиях для получения той же продукции;
- увеличение единичной мощности агрегатов при одинаковой суммарной производительности;
- применение в производстве более «чистого» вида топлива (природный газ, бензиново-спиртовые смеси);
- применение рециркуляции дымовых газов;
Специальные мероприятия дополнительно предусматриваются для сокращения объемов и токсичности выбросов от проектируемого объекта, снижение приземных концентраций загрязняющих веществ и включают следующее:
- сокращение неорганизованных выбросов (устранение неплотностей соединений, перемещение погрузочно-разгрузочных операций и специальные помещения и их автоматизация, использование сыпучих материалов в упаковке, и т.п.);
- очистку и обезвреживание вредных веществ из отходящих газов (с использованием соответствующего пыле- и газоочистного оборудования).
Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) выполняются в соответствии с требованиями территориальных органов по гидрометеорологии и контролю природной среды (Росгидромет) в тех районах, городах и населенных пунктах, где проводится прогнозирование НМУ, приводящих к росту концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Предложения по установлению предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и временно-согласованных выбросов (ВСВ) – основная часть подраздела, где расчетным путем обосновывается непревышение при данных выбросах ПДК на границе СЗЗ на протяжении 95% времени по всем веществам и группам суммации. Нормативы выбросов вредных веществ по источникам, подлежащим нормированию, определяются в соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В основе расчета лежит инвентаризация источников загрязнения атмосферы, выполняемая методом анализа технологической и архитектурно-строительной части проектной документации, а также проекта посредством многочисленных расчетных методик.
Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена - не менее 60% площади; для предприятий II и III класса – не менее 50%; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 метров и более, - не менее 40% её территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.
Предложения по контролю основных источников и загрязняющих веществ, подлежащих контролю. Производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов подразделяется на два вида:
- контроль непосредственно на источниках;
- контроль за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе (на границе СЗЗ и жилой застройки).
Первый вид контроля является основным для всех источников с организованным и неорганизованным выброс, второй может дополнять первый вид контроля и применяется, главным образом, для отдельных предприятий, на которых неорганизованный разовый выброс превалирует в суммарном разовом выбросе предприятия.