Вести с детьми природоохранительную ра­боту, можно при изучении экологической обстановки края.

Тему "Природа нашего края" надо изучать непосредственно на природе родного края и подкреп­лять непосредственной практической работой, доступной для младшего школьника.

Также эколого-краеведческий материал можно включить и в другие темы, такие, как "Поверхность нашего края", "Полезные ископаемые", Род­ники", "Реки и озера", "Почвы", "Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов" и др.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьниковявляется осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, оби­тающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в усло­виях родного края и возникающих при этом экологических проблем оп­ределяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками.К ним относятся рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы: природа; хозяйство; население; история; искусство края.

Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:

- природа — типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;

- хозяйство — местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоуст­ройства;

- население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;

- искусство – произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; ле­генды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;

- история — происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и других географиче­ских объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле.

При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организа­ции различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой — в их совокупности.

Ценностно-ориентационная деятельностьнаправлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной сре­ды. При этом природные объекты оцениваются с точки зрения природы человека. Данный вид деятельности связан с анализом значения (оцен­кой) изучаемых объектов и обоснованием своей точки зрения.

По мнению педагогов, коммуникативная деятельностьпредполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов практических природоохранных дел.

Художественно-эстетическая деятельностьзаключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-приклад­ного, зодчества, устного народного творчества), а также в создании ху­дожественных образов, связанных с природными объектами и отношени­ем людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформле­ние экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологиче­ского содержания; изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства местных ав­торов, однако можно применять и работы других мастеров, если в них отражены изучаемые объекты природы.

Трудовая природоохранная деятельностьсвязана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельно­сти, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, огра­ничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории.

Сюда входят:

- озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними;

- уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных
и древесно-кустарниковых пород;

- уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор
насекомых-вредителей);

- очистка родников и т. п.

Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании. Осознание специфики каждой деятельности и их взаимосвязи позволяет учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.

Учащиеся начальных классов могут оказать огромную помощь в создании при школах уголков местной природы, истории населенных пунктов, краеведческих кабинетов и школьных музеев, работа может носить как массовый, так и кружковой характер.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный экспе­римент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характери­зующих экологические явления; экспериментальное изучение экологиче­ской техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное вы­ражение экологических закономерностей, и т. п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

3. К внеурочным формам экологического образования относят празд­ники — совокупность разнообразных развлекательных мероприятий. Они могут проводиться в соответствии с традициями школы, с по­желаниями учащихся или родителей, приурочены к какой-либо дате. Поэтому тематика их разнообразна, например «День леса», «Празд­ник цветов», «В гости к весне», «День птиц» и т. д.

Таким образом, процесс формирования у младших школьников экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспита­нию младших школьников следует использовать такие формы и мето­ды, как экскурсии в природу, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках — беседы, решение экологических задач, анализ экологичес­ких ситуаций, игры; а во внеклассной работе — утренники, праз­дники, КВН, викторины. Кроме этого, в программахпредусматривается проведение уроков, посвященных охране объек­тов природы. Например, «Охрана водоемов». «Охрана почв» и т. д.

Учитель должен особое внимание уделить приемам организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов, найти в учебном процессе место разным видам деятельности (труд в уголке природы, ролевых игр природоведческого содержания, коллективного общения на природе, продуктивной деятельности с природным материалом и др.).

Эффективны в плане экологического образования конкурсы и турниры.

Турнир знатоков природы может включать следующие этапы:

-конкурс на лучшего знатока тайн природы – требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн;

- конкурс рисунков "Природоохранительные знаки" — командам предла­гается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые
можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе;

- эстафета эрудитов — первая команда задает вопрос второй, вторая - третьей и т. д.;

- конкурс устных рассказов на тему "Красная книга природы" - участни­ки турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги. Для конкурса можно предложить и такие темы: "Самый красивый уголок нашего края", "Удивительное растение (животное)", "Оче­видное - невероятное" и т. п.;

- конкурс знатоков голосов природы(команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Не­обходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса;

- реклама книг о природе(книга может быть предложена заранее или в ходе турнира);

- конкурс на лучшую инсценировку басни,персонажами которой являются
представители флоры или фауны.

Победителей определяют по ито­гам турнира в целом.

Одной из форм работы по экологическому воспитанию со школьниками является пресс-конференция.

Она организуется в форме ролевой игры - беседы членов делегаций или специалистов по вопросам охраны окружающей среды с представи­телями прессы — корреспондентами различных газет, журналов, радио, телевидения, кино- и фоторепортерами.

Исполнение этих ролей создает у детей представление о между­народных организациях, учреждениях страны, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы среди насе­ления.

Ребята изучают и уточняют необходимый материал, тренируются в ответах на вопросы.

Среди активных форм массовой ра­боты по охране природы следует выделить устный журнал.

В содержании журналаследует использовать краеведческий материал, данные о том, как школьники участвуют в охране природы. Каждая страничка должна быть представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована.

Набор изобразительных средствжелательно разнообразить: запись му­зыкальных произведений, номера художественной самодеятельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии, слайд-фильмы, интервью, беседы и репортажи, записанные на магнитофон.

Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединен­ных различными жанрами.

Процесс формирования у младших школьников экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый.

Наши рекомендации