Мюiщународного морского права 1 страница
С. А. Гуреев, И. В. Зенкин, Г. Г. Иванов
Международное морское право
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор
С. А. Гуреев
РекоАtендовано
Санкт-Петербургским государственным университетом в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
2-е издание, переработанное и дополненное
НОРМА ИНФРА-М
Москва, 2011
УДК 341 .225(075.8)
ББК 67.412. lя73
Г95
Сведения об авторах:
Сергей Александрович Гуреев, доктор юридических наук, про фессор - введение, гл. 1, гл. П (§ 2, 3, 4, 5, 7), гл. 111, гл. IV (в соав торстве с И. В. Зенкиным), гл. VI, гл. VII (§ 7);
Иrорь Викторович Зенкин, доктор юридических наук, профес сор -гл. 11 (§ 6, 8), гл. IV (в соавторстве с С. А. Гуреевым), гл. VIII; Георrий Георrиевич Иванов, доктор юридических наук, профес
сор -гл. П (§ 1), гл. V, гл. VII (кроме § 7), гл. IX, Х.
Рецензенты:
Кафедра международного права Российского университета друж бы народов;
Вылеrжанин А. Н.-доктор юридических наук, профессор, за ведующий кафедрой международного права МГИМО.
Гуреев С.А.
Г95 Международное морское право : учеб. пособие / С. А. Гу- реев, И. В. Зенкин, Г. Г. Иванов ; отв. ред. С. А. Гуреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. - 432 с.
Учебное пособие охватывает все темы, предусмотренные програм мой курса (спецкурса) одной из важнейших отраслей международного права. В нем рассматриваются Конвенция ООН по морскому праву 1982 r., другие многочисленные конвенции, посвященные основным институтам этой отрасли, соответствующие законодательные акты России и иных стран, практика международных судебных учреждений. Анализируются следующие вопросы: понятие, источники, принци
пы и субъекты международного морского права, статус и режим мор ских пространств, безопасность судоходства, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, режимы морских природных ресурсов, урегулирование споров, связанных с деятельно стью государств в Мировом океане. международные морские органи зации.
Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, курсантов военных и военно-морских академий и институтов, командиров и ка питанов военных кораблей и невоенных судов.
ISBN 978-5-91768-149-8 (Норма)
ISBN 978-5-16-004669-3 (ИНФРА-М)
УДК 341.225(075.8)
ББК 67.412. J я73
© Коллектив авторов, 2003
© Гуреев С. А., Зенкин И. В., Иванов Г. Г., 2011 , с 11зменениям11
Оглавление
Введение.............................................................................................................................. 8
Глава 1. Понятие, источники, принципы и субъекты
межцународноrо морскоrо права............................................................................ 15
§ 1.Понятие международного морского права............................................ 15
§ 2. Источники международного морского права......................................... 18
§ 3. Принципы международного морского права......................................... 26
§ 4. Субъекты международного морского права........................................... 38
Глава 11.Международно-правовой режим морских пространств 47
§ 1. Внутренние морские воды........................................................................... 47
§ 2. Территориальное море_............................................................................. 92
§ 3. Прилежащая зона........................................................................................ 120
§ 4. Архипелажные воды................................................................................. 125
§ 5. Открытое море.............................................................................................. 135
§ 6. Континентальный шельф.......................................................................... 149
§ 7. Исключительная экономическая зона................................................... 153
§ 8..rytopcкoe дно за пределами национальной юрисдикции.................... 175
Глава 111.Международные проливы 11каналы 187
§ 1. Международные проливы......................................................................... 187
§ 2. Международные каналы........................................................................... 206
Глава IV. Правовой режим Арктики..................................................................... 219
§ 1.Определение и особенности правового режима Арl.. ики.................. 219
§ 2. Права России в Арктике............................................................................. 221
§ 3. Притязания других государств в Арктике.............................................. 227
§ 4. Возможные концепции защиты интересов России в Арктике ...234
Глава V. Международно-правовые средства обеспечения
безопасносm судоходства.................................................................................. 241
§ 1. Международно-правовые требования
к конструкции, оборудованию и снабжению судов,
обеспечению безопасной загрузки и перевозки.............................. 241
§ 2. Международно-правовые требования
к обеспечению безопасности плавания, организации поиска
и спасания на море.................................................................................. 254
6 Оглавление
§ 3. Международно-правовые требования
к укомплектованию экипажа судна ......,................................ 261
§ 4. Обеспечение безопасности морского судоходства......................... 276
§ 5. Контроль в портах и расследование морских аварий.................. 286
Глава VI. Правовой реж11м морских научных исследований................................................... 299
§ 1. Понятие морских научных исследований............................................. 299
§ 2. Морские научные исследования
во внуrренних морских водах и территориальном море.............. 304
§ 3. Морские научные исследования
в международных проливах и архипелажных водах..................... 309
§ 4. Морские научные исследования в открьпом море за пределами исключительных экономических зон
и в международном районе морского дна........................................ 311
§ 5. Морские научные исследования
в исключительной экономической зоне
и на континентальном шельфе............................................................. 314
Глава VII. Защ11Та и сохранение морской среды................................................................... 325
§ 1.Общие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 r.
o защите морской среды......................................................................... 325
§ 2. Право государств на вмешательство в открь_пом море в случаях аварий судов, угрожающих загрязнением
морской среды ..............................................................................33l
§ 3. Международно-правовое регулирование
предотвращения загрязнения с судов................................................ 335
§ 4. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним
и сотрудничеству 1990 r........................................................................ 346
§ 5. Международно-правовое регулирование предотвращения загрязнения моря сбросами отходов и других материалов........................................................................................................................ 351
§ 6. Другие международные договоры по защите морской среды..... 355
§ 7. Региональные соглашения государств
по защите морской среды..................................................... 362
Глава VIII. Международно-правовой режим морских
природных возобновляемых (живых) ресурсов 368
Глава IX. Урегулирование международных споров,
связанных с деятельностью государств в Мировом океане 380
§ 1. Мирное урегулирование споров с помощью средств, предусмотренных Уставом ООН 380
Оглавление 7
§ 2. Урегулирование споров с применением процедур, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 383
§ 3. Урегулирование споров согласно положениям
некоторых других морских конвенций.............................................. 392
Глава Х. Меящународные орrанпзац11н, осуществляющие фу:11кщш
в обласm морской деятельносm.......................................................... 396
§ 1. Международная морская организация................................................. 396
§ 2. Межправительственные организации, обладающие определенной компетенцией
в области морской деятельности......................................................... 405
§ 3. Международные неправительственные
морские организации.............................................................................. 417
Основ11ые мевщународно-правовые и национальные нормативные акты
и литература, использованные при подготовке учебного пособия.................................... 425
Международные договоры............................................................................ 425
Законы и другие нормативные акгы России............................................ 426
Литература......................................................................................................... 428
Введение
Россия - великая морская держава, имеющая выход на Тихий и Северный Ледовитый океаны, а также на Балтийское и Черное моря, обладает современным торговым, рыбопромысловым, науч но-исследовательским и военным флотами, огромными запасами морских природных ресурсов (живых и минеральных). Порты России связывают ее морскими путями с большим числом стран мира.
Еще Древнерусское государство начиная с X-X вв. осуществ ляло дальние походы, включая морские, по Дунаю и Днепру в Чер ное море и даже к берегам Византии. Его суда совершали также плавания по Волге в Каспийское море. Мореходы Великого Нов города предпринимали достаточно дальние морские походы по се верным морям. Цель таких походов, как правило, заключалась в развитии торговых связей, хотя нередко это были и военные похо ды. Они совершались на больших ладьях, в которых размещались и торговые люди, и воины, охранявшие купцов от кочевников.
Как писал великий русский историк Н. М. Карамзин, сноше ния между Византией и русскими княжествами не прерывались со времен правивших в них еще до князя Олега русских князей. Уже в период правления князя Олега ему было подвластно значительное число восточнославянских племен, ставших затем единым древне русским народом. Совершая поход в Византию через Днепр и Чер ное море, князь Олег собрал под своими знаменами две тысячи лег ких судов. Неимоверные трудности преодолели русские, по мне нию императора Византии Константина Багрянородного. Этот поход окончился внушительной победой над греками, которые за ключили с Русью договор на очень выгодных для нее условиях 1 •
И все же, несмотря на значительное число военных походов на Византию и другие страны, при совершении дальних плаваний первых русских князей направлял в основном экономический ин терес, как писал знаменитый русский историк В. О. Ключевский.
1 См.: Кара,11зuн Н. М. История государства Российского. Т. I. М., 1989.
с. 103-105.
Введение 9
Он признавал, что главной целью киевских князей в отношениях с Византией было приобретение заморских рынков, расчистка и ох рана торговых путей. Иногда для военного похода было и такое ос нование, как защита своих подданных. В 1043 r. великий князь Ярослав направил на греков своего сына с флотом, узнав, что в Константинополе избили русских послов, а одного из них убили 1 •
Во времена правления царя Ивана Грозного, а затем при импе раторе Петре Великом Россия, лишенная западными странами по бережий Балтийского и Черного морей, вела войны за возвраще ние ей прибалтийских земель, входивших ранее в состав Русского государства. В связи с этим нельзя упускать из виду тот факт, что присоединение прибалтийских территорий Петром I является ско рее не захватом, а возвращением Россией своих территорий. Дело в том, что старинные географические карты в X-XI вв. доказывают, что эти земли входили в состав Великого Новгорода, правопреем ницей которого стала Российская империя. Интересно отметить, что современный Таллин встречается в Суздальской летописи 1223 г. под древнерусским названием Колывань, и это его название сохранялось в русских источниках до XVIII в.
Рассматривая присоединение Россией прибалтийских земель в результате русско-шведских войн, следует применять историко правовой подход. И поэтому такое вхождение этих земель в состав России в начале XVIII в. необходимо признать вполне правомер ным и законным; поскольку они перешли к России на основании договора между двумя суверенными государствами - Швецией и Россией, закрепившего результаты победы русских в русско-швед ской войне. Кроме того, Россия уплатила Швеции по принятому в те времена обычаю два миллиона ефимков по Ништадтскому до говору.
В связи с этим явный непрофессионализм и незнание предмета исследования можно отметить в словах политолога из США
3. Бжезинского, утверждавшего, что с 1700 r. <<прибалтийские госу дарства,> находятся под контролем России. Американскому поли тологу, очевидно, неизвестно, что прибалтийских государств в то время вообше не было, так как эстонский и латышский народы, подвергавшиеся немецкой и шведской ассимиляции, вообще не имели своей государственности вплоть до признания независимо-
См.: Ключевский В. О. Соч.: в 9 т. Т. 1: Курс русской истории. Ч. 1. М., 1987.
с. 168.
10 Введение
сти прибалтийских губерний России советским правительством в условиях революционной разрухи.
Как правильно от.метил русский историк Е. Ф. Шмурло, Черное и Балтийское моря -<<два легких, которыми дышит Россия. А мо жет ли существовать человек без свободного дыхания?>> 1•
В дальнейшем: в результате русско-турецких войн в Закавказье и добровольного вхождения в состав Российской империи Грузии Россия приобрела порты и на Черном море и модернизировала их в целях организации нормальных судоходных связей со странами Причерноморья и другими государствами.
В царской России планомерно развивалось строительство тор гового и рыбопромыслового флотов. Русские мореходы изучили и детально исследовали Русскую Арктику, о чем свидетельствует да же тот факт, что абсолютное большинство исследователей Аркти ки на карте мира русские: Лаптев, Беринг, Седов, Вилькицкий, Шокальский, Дежнев, Врангель, Анжу.
Русские мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский во время своих кругосветных путешествий в XIX в. стали фактиче ски первооткрывателями в такой науке, как океанография, и пио нерами морских научных исследований как самостоятельного вида деятельности государств в Мировом океане. Им принадлежат мно гие океанографические исследования, а также открытие нового материка -Антарктики. Ученые нашей страны и в дореволюци онный, и в советский периоды продолжили лучшие традиции пер вых исследователей Мирового океана.
Таким образом, если русский торговый флот возник более ты сячи лет назад, то планомерное строительство русского регулярно го военно-морского флота началось лишь при императоре Петре I примерно 300 лет назад.
Морские соединения императорского флота России под коман дованием вьщающихся адмиралов Ушакова, Нахимова, Синявина и других флотоводцев одержали серию блестящих побед на морях над турецким и другими зарубежными флотами. Некоторые их сражения вошли в историю как самые выдающиеся по мастерству ведения морского боя.
Неувядаемой славой покрыли себя во время Великой Отечест венной войны советские моряки, многие из которых стали Героя-
I Ш, 1урло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование русскоrо государства (862- 1462). СПб., 1999. С. 31.
Введение 11
ми Советского Союза и были награждены высшими воинскими наградами.
Русские юристы-международники как дореволюционного, так и советского периода уделяли большое внимание исследованиям вопросов международного морского права. Вышел в свет ряд мо нографий по различным аспектам этой отрасли международного права.
Большой интерес представляют для юристов, специализирую щихся в этой области международного права, также труды русских геополитиков и историков 1•
ХХ в. был богат на значительные международные события, ко торые, естественно, продолжают оказывать влияние и на XXI в.
Одним из важнейших явлений стала кодификация международ ного морского права, сначала в принятых в 1958 г. Женевских кон венциях по морскому праву, азатем в Конвенции ООН по морскому праву 1982 r., которая является универсальной договорной основой современного правопорядка в Мировом океане. Большой конст руктивный вклад в разработку норм этих конвенций на взаимопри емлемой и сбалансированной.основе внесла и наша страна.
Россия, как великая держава, обладающая достаточным воен ным, ресурсным и интеллектуальным потенциалом, может и долж на проводить независимую политику в международных отношени ях, осуществлять сотрудничество с другими государствами на ос нове принципов Устава ООН во всех областях, в том числе в исследовании и использовании Мирового океана в мирных целях на базе принципов и норм Конвенции ООН по морскому праву, других международных конвенций, а также общепризнанных обычных норм международного права.
Известно, какое огромное значение имел и имеет Мировой оке ан в жизни всех государств. Это и пути, соединяющие страны на различных континентах и необходимые для осуществления внеш неполитических и внешнеэкономических связей. Это и кладовая огромных бо ;:атств -живых и минеральных, ресурсов рыбы, неф ти, газа, железомарганцевых руд и т. д. Это и место широкомас штабных морских научных исследований морской среды.
Кроме того, Мировой океан -это пространство, в котором в мирное время военные корабли и другие уполномоченные на то
I См., например: Военно-морская идея России. Духовное наследие Импера торского флота. М., 1999; Дусинский И. И. Геополитика России. М., 2003.
12 Введение
государственные суда осуществляют контроль за соблюдением норм международного морского права, чтобы пресекать такие пре ступления и другие правонарушения международного характера, как, например, пиратство, несанкционированное вещание из от крытого моря, осуществляют преследование иностранных торго вых судов, в том числе в открытом море, за нарушения ими зако нов прибрежных государств, касающихся территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и кон тинентального шельфа.
Непосредственными причинами пересмотра Женевских кон венций по морскому праву 1958 г. и принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. явились, во-первых, научно-техническая революция, позволившая создать технические средства для разра ботки ресурсов континентального шельфа и исключительных эко номических зон на огромных морских пространствах и в междуна родном районе морского дна, и, во-вторых, стремление развиваю щихся государств получить широкие экономические права для добычи природных ресурсов в своих исключительных экономиче ских зонах и на своем континентальном шельфе в соответствии с провозглашенной этими государствами концепцией Нового меж дународного экономического порядка.
В связи с изложенным принятие Конвенции ООН по морско му праву и вступление ее в силу 16 ноября 1994 г. стали важным этапом кодификации и развития этой отрасли международного права 1 • Наряду с уточнением в Конвенции некоторых действовав ших ранее положений и формулированием сложившихся между народно-правовых обычаев в нее были включены разработанные на III Конференции ООН по морскому праву2 новые правовые институты и договорные нормы, имеющие большое значение для прогрессивного развития международного морского права. Бьши уточнены границы внешнего предела территориального моря и прилежащей зоны, включены положения об исключительной экономической зоне и о международном районе морского дна, об урегулировании споров, связанных с применением и толковани ем Конвенции 1982 г., и решены многие другие актуальные во просы.
I Россия ратифиuировала Конвенuию вместе с Соглашением 1994 r. об осуще ствлении части XI Конвенuии ООН по морскому праву 1982 г.
2 Проходила с 1973 по 1982 r.
Введение 1З
После вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. исследование современного международно-правового ре жима морских пространств и других видов деятельности госу дарств в Мировом океане особенно востребовано с учетом утверждения Президентом РФ 27 июля 2001 г. Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и в рамках осуще ствления федеральной целевой программы << Мировой океан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 1О августа 1998 г.
В настоящем учебном пособии рассматриваются все основные положения международного морского права, которым уделяется основное внимание в читаемых в военных и гражданских высших учебных заведениях курсах международного права и международ ного морского права: источники, субъекты и отраслевые принци пы международного морского права, правовой режим морских пространств, международных проливов и каналов, правовые про блемы морских научных исследований в различных морских про странствах.
Большое внимание уделено международно-правовым средст вам обеспечения безопасности судоходства и защиты морской сре ды от загрязнения.
Специальная глава посвящена международно-правово!\ {)' режи му природных ресурсов, как живых, так и неживых.
При подготовке учебного пособия использовались все основ ные конвенции, касающиеся различных сторон деятельности госу дарств в Мировом океане, в том числе связанные с добычей и со хранением природных ресурсов и их рациональным использова нием в интересах нынешнего и будущих поколений, а также различные правовые акты рекомендательного характера и научные концепции по этим вопросам.
При рассмотрении проблемы урегулирования споров, связан ных с деятельностью государств в Мировом океане, авторы стре- 1\Шлись всесторонне показать различные процедуры мирного раз решения споров, в том числе и специальные, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву и в других морских конвен циях.
В завершающей главе рассматриваются международные мор ские организации, которые осуществляют определенные функции в области морской деятельности. В центре внимания в этой главе, естественно, находится Международная морская организация -
14 Введение
специализированное учреждение ООН. Определенное внимание уделяется, однако, и неправительственным международным орга низациям, которые хотя и не являются субъектами международно го права, но вносят определенный·вклад в процесс неофициальной кодификации этой отрасли международного морского права, а не которые из них, сотрудничая с Экономическим и Социальным Со ветом ООН, имеют при нем консультативный статус.
При подготовке учебного пособия авторы не только опирались на все основные морские конвенции, но и привлекали для иссле дования различных проблем соответствующие национальные нор мативные акты, прежде всего российские, труды российских и за рубежных ученых и практику Международного Суда ООН. Однако особенно пристальное внимание уделяется, конечно, Конвенции ООН по морскому праву 1982 r. -своду основных международно правовых норм, регулирующих многогранную деятельность госу дарств в Мировом океане на современном этапе.
Глава !
ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРИНЦИПЫ И СУБЪЕКТЫ
МЮIЩУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
§ 1. Понятие международного морского права
Одним из характерных отличий современного международного права от классического является определяемый реальными усло виями международной жизни процесс вьщеления из международ ного права относительно автономных отраслей. В связи с этим вместе с обобщенным объектом правового регулирования всего международного права -межвластными отношениями между его субъектами в каждой его отрасли образовался менее обобщенный и специфичный для нее объект правового регулирования.
Формирование отраслей международного права было объек тивным процессом и вызывалось все более многогранным и мно гообразным характером отношений между государствами и други ми субъектами международного права. Для более эффективного регулирования таких отношений в определенных сферах деятель ности государств и потребовалось выделение в международном праве отраслей со своим объектом правового регулирования и спе цифическими (отраслевыми) принципами. Нередко появлению отрасли международного права способствовало принятие единого кодифицирующего акта, а также заключение более или менее зна чительного числа международных конвенций в конкретной сфере международных отношений, возникших под влиянием научно технической революции.
Поэтому нет оснований для попыток некоторых ученых обсуж дать вопрос о международном морском праве рабовладельческого или феодального периодов, если рассматривать международное морское право как отрасль международного права. В отношении названных периодов такие термины, очевидно, могли использо ваться лишь для объяснения факта появления отдельных норм, от носящихся к регулированию деятельности государств в Мировом океане, и возникающих в связи с этим между ними отношений.
16 Глава 1. Понятие, источники международного морского права
В те периоды не было даже разделения морских пространств по их правовому статусу.
Под отраслью международного права можно понимать большую группу (совокупность) юридически обязательных норм, связанных общностью или специфичностью объекта правового регулирования, и.меющую специальные (отраслевые) принципы, определенную авто номность в системе .л1е;ждународного права при условии, что выделе ние такой группы обусловлено заинтересованностью ,uеждународного сообщества в более эффективном регулировании соответствующего ко.лтлекса ,ие:JJСдународных отношений.
Очевидно, исходя из такого определения отрасли международ ного права можно считать, что международное морское право ста ло обладать всеми указанными признаками лишь с момента вступ ления в силу четырех Женевских конвенций по морскому праву, принятых в 1958 г. на I Конференции ООН по морскому праву: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Наряду с ними на I Конференции ООН по мор скому праву был принят Факультативный протокол об обязатель ной процедуре разрешения споров.
С учетом изложенного международное морское право можно определить как отрасль ,иеждународного 11рава, которая представ ляет собой совокупность обязательных юридических принципов и норм (договорных и обычных), устанавливающих правовой статус и режи,иморских пространств ирегулирующих отношения между субъ ектами международного права по исследованию и использованию Ми рового океана, его дна и недр вразличных целях.
Таких реальных оснований для возникновения международно го морского права конечно же не было ни в рабовладельческий, ни в средневековый периоды, ни в период существования классиче ского международного права. Деятельность в Мировом океане ог раничивалась вначале в основном судоходством и р1боловством в прибрежных водах. Действовавшие в средневековый период «ко дексы,> (Consolato del Mare, <<Законы Висби» и др.) содержали не нормы международного права, а обыкновения, сложившиеся в торговле между портами определенных географических регионов, не санкционированные суверенными государствами, регулирова ли скорее в качестве рекомендательных правил имущественные, т. е. частноправовые, отношения и не относились к источникам международного (публичного) права. В этот период морские про-