Глава 11. Охрана водных объектов 5 страница
Бассейновое соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, опирается на основные положения Хельсинских конвенций по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и трансграничному воздействию промышленных аварий. Бассейновое соглашение - государственный акт, реализуемый в соответствии с актами экологического законодательства.
Необходимость бассейнового соглашения обусловлена, с одной стороны, тем, что воды наряду с другими компонентами природной среды представляют собой ресурсную основу социально-экономического развития территорий и суверенное право распоряжения ими закреплено за Российской Федерацией. С другой стороны, водные ресурсы формируются по бассейнам рек, причем каждый бассейн является уникальной геоэкологической системой, границы которой охватывают территории нескольких субъектов Федерации. Местническое, несогласованное в целом по бассейну использование водных ресурсов может нанести, а в ряде мест уже наносит, непоправимый ущерб бассейновой экосистеме, в сохранении и защите которой заинтересовано все население бассейна.
В основу соглашения положены следующие принципы:
- ответственность России за состояние водных и иных природных ресурсов;
- равенство субъектов Федерации и территориальная целостность России;
- получение взаимной выгоды при использовании водных ресурсов;
- запрет на нанесение ущерба, защита и сохранение речной экосистемы;
- сотрудничество, консультации, обмен информацией;
- юридическая и экономическая ответственность сторон.
Совместные действия по использованию и охране водных объектов осуществляются на основе приоритета прав человека на благоприятную водную среду при сохранении устойчивости водных экосистем (см. ст. 3 настоящего Кодекса). Предметом соглашения является программа действий по поэтапному достижению в бассейне целевых показателей качества воды и необходимого объема водных ресурсов при устойчивом экологически безопасном развитии водохозяйственной системы бассейна.
Форму, состав и содержание бассейнового соглашения избирают для себя сами договаривающиеся стороны: оно может быть разным для каждого конкретного бассейна и зависит от эколого-экономической обстановки в регионе и от целевых параметров, предусмотренных программой.
Бассейновое соглашение состоит из основного документа, где зафиксированы главные позиции, по которым заключается соглашение, и перечня приложений, где раскрыты частные вопросы и механизм реализации соглашения. В процессе достижения целевых параметров приложения могут корректироваться в соответствии с целями следующего этапа.
Рекомендуется такой состав приложений.
Документация, отражающая состояние водоисточников бассейна и требования участников бассейнового соглашения:
1.1. Оценка водохозяйственной обстановки в бассейне реки. Экологические проблемы.
1.2. Карта-схема бассейна реки.
1.3. Список граничных и расчетных створов по бассейну.
1.4. Паспорт граничного створа совместного контроля за состоянием трансграничных вод.
1.5. Распределение водных ресурсов бассейна реки в граничных створах.
1.6. Соглашение об экологическом расходе в граничном створе.
1.7. Соглашение о режиме эксплуатации бассейновых водохранилищ.
1.8. Карта, взаимосвязи поверхностных и подземных вод (ущерба поверхностному стоку).
1.9. Целевая бассейновая водохозяйственная программа.
1.10. План инженерно-технических водоохранных и водохозяйственных мероприятий текущего этапа.
2. Методическая документация, обеспечивающая единство контроля, стандартов, действий при чрезвычайной ситуации:
2.1. Методика разработки и определения очередности реализации целевой бассейновой водохозяйственной программы.
2.2. Методика расчета фоновых концентраций ингредиентов.
2.3. Перечень стандартов по контролю за окружающей средой.
2.4. Методика по расчету экологических попусков.
2.5. Соглашение о поведении при аварийной ситуации.
2.6. Положение О Бассейновой согласительной комиссии.
2.7. Положение о взаимопроверках участников бассейнов ого соглашения.
2.8. Рекомендации об обмене информацией между участниками бассейнов ого соглашения.
2.9. Положение о безаварийном пропуске паводка.
2.10. Положение по распределению транзитного стока при его дефиците.
2.11. Методика определения и компенсации ущерба при трансграничном переносе загрязнений.
2.12. Положение об экономической ответственности сторон.
3. Документация, отражающая организационно-экономический механизм реализации соглашения:
3.1. Порядок определения и внесения платежей за трансграничное загрязнение водных объектов.
3.2. Порядок определения и внесения штрафных санкций за нарушение квот водопотребления и водоотведения, установленных бассейновым соглашением.
3.3. Порядок решения спорных вопросов.
3.4. Принципы квотирования средств, выделяемых территориями-субъектами Федерации в бассейновый фонд для совместной деятельности по восстановлению и охране водных ресурсов бассейна реки.
Бассейновое соглашение, водохозяйственная программа, планируемые и осуществляемые общебассейновые мероприятия должны получать своевременную огласку, доводиться до сведения всего заинтересованного населения. Население бассейна должно осознать, что от успешного выполнения целей бассейнового соглашения зависит благополучие и здоровье каждой семьи, каждого гражданина региона.
Целевая бассейновая водохозяйственная программа, разрабатываемая на основе экономико-математической модели оптимального развития, имеет цель удовлетворить потребности всех водопользователей и достичь экологически безопасного качества природных, прежде всего предназначенных для питьевого водоснабжения, вод.
Для всех участников бассейнового соглашения программой устанавливаются оптимальные лимиты забора воды из водоисточника, предельно допустимые сбросы сточных вод, граничные условия по речному стоку и массопереносу загрязнений, которые уточняются при заключении соглашения. Предполагается, что в случае выполнения всех оптимальных водохозяйственных мероприятий будет реализована основная цель бассейнового соглашения.
На основе целевой бассейновой водохозяйственной программы для каждого участника соглашения составляется поэтапный план инженерно-технических мероприятий по достижению заданных параметров. Планируемые водоохранные мероприятия по согласию территорий выделяются в четыре группы: финансируемые из федерального бюджета, из общебассейновых средств, из бюджетов субъектов РФ и соглашения, из бюджета собственно водопользователя.
Неотъемлемой частью подготовки бассейнового соглашения является разработка обосновывающих и сопровождающих материалов. Практика показывает, что подход к их составу, объему информации, порядку включения в соглашение различен и зависит от особенностей бассейна, характера соглашения (двустороннее, многостороннее, международное).
Механизм реализации цели бассейнов ого соглашения рассматривается в четырех аспектах: административном, экономическом, социальном и экологическом. Текущая деятельность по реализации соглашения осуществляется бассейновым советом, членами бассейновой согласительной комиссии через бассейновые водохозяйственные управления (БВУ), по территории которых протекает река, и их рабочими группами, действующими на территории договаривающихся сторон.
В случае возникновения конфликтных ситуаций договаривающиеся стороны в соответствии со статьей бассейнов ого соглашения решают вопросы через бассейновые советы, согласительную комиссию и арбитраж. Бассейновый совет определяет и конкретизирует использование средств на восстановление и охрану водных объектов, поступающих не только по линии платного водопользования, но и по другим направлениям. Работа по заключению бассейновых соглашений развертывается широко.
Названный в части 5 комментируемой статьи фонд предусматривается в ст. 118 ГК РФ. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные или иные общественно полезные цели. Учредительные документы фонда, как и других юридических лиц, предусматриваются в ст. 52 ГК РФ.
Наряду с настоящей статьей Водного кодекса РФ бассейновые соглашения предусматриваются в ст. 65 (полномочия РФ), ст. 74 (функции федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной вод) и другие настоящего Кодекса; в ст. 75-77 настоящего Кодекса рассматриваются слагаемые и основы для подготовки бассейновых соглашений.