ВОПРОС № 15 Гигиеническая сертификация ПЭВМ
ВОПРОС № 13-14
Общие требования безопасности и экологичности к ТС и технологическим процессам. Общие требования безопасности к ТС и технологическим процессам содержат: 1). инженерные (технические) требования, обеспечивающие надежность и безаварийность ТС и процессов; 2) гигиенические требования, обеспечивающие необходимые (или комфортные) условия жизнедеятельности и сохранения высокой работоспособности работающих; 3) антропометрические требования, определяющие соответствие оборудования, машин, механизмов и РМ антропометрическим характеристикам человека (размерам и формам тела человека и его отдельных частей); они учитываются при установлении рациональной позы работника, разработке рабочего кресла, проходов и т.д.; 4) психофизиологические требования, обеспечивающие соответствие СОИ и особенностей функционирования органов чувств человека (их порогов, диапазона воспринимаемых сигналов, продолжительности адаптации и т.д.); 5) психологические требования, учитывающие объем памяти человека, характеристики его внимания и т.д. При рассмотрении их основное внимание будет уделено техническим требованиям безопасности, так как другие требования были указана выше. Эти требования к ТС существенно отличаются от аналогичных требований к технологическим (производственным) процессам, что учтено ниже.
2.2.1.1. Общие требования безопасности и экологичности к ТС. К ним в целом, а также к их конструкции, отдельным частям, РМ, системам управления (СУ), СЗ, входящим в конструкцию, сигнальным устройствам и к конструкциям, обеспечивающим безопасность при монтаже, транспортировке, хранении а ремонте, установлены общие требования безопасности ГОСТ 12.2.003-91. На базе этих требований и результатов испытаний определяют требования безопасности на конкретные группы, виды и модели (марки) ТС в стандартах подсистемы 2 ССБТ, других стандартах, ТУ, эксплуатационных и иных конструкторских документах. Как правило, в этих документах отражают требования безопасности к основным элементам конструкции, СУ, устройству С3, входящих в конструкцию, а также методы контроля (испытаний) выполнения этих требований. В требования безопасности обязательно включают допустимые значения опасных и вредных факторов, которые устанавливаются стандартами подсистемы 1 ССБТ, межотраслевыми и отраслевыми правилами и нормами (детально о НТД см. в разделе 4).
Общие требования безопасности к конструкции и отдельным частям ее оборудования состоят в следующем.
1. Принятые материалы не должны оказывать опасное и вредное воздействие на организм человека на всех заданных режимах работы и предусмотренных условиях эксплуатации, а такие создавать пожаровзрывоопасные ситуации.
2. Сама конструкция оборудования должна исключать на всех предусмотренных режимах работы нагрузки на детали и сборочные единицы (узлы), способные вызвать разрушения, представляющие опасность для работающих. Если возникновение таких нагрузок возможно, то оборудование должно быть оснащено устройствами, предотвращающими возникновение разрушающих нагрузок. Детали и сборочные единицы при этом должны быть ограждены или расположены так, чтобы их разрушающиеся части не создавали травмоопасных ситуаций. Если движущиеся части не допускают использования ограждений или других средств, то конструкция оборудования должна предусматривать сигнализацию, предупреждающую о пуске оборудования, а также использование сигнальных цветов и знаков безопасности. В непосредственной близости от движущихся частей, находящихся вне поля видимости оператора, должны быть установлены ОУ аварийным остановом или торможением, если в опасной зоне могут находиться работающие.
3. Конструкция оборудования и его отдельных частей должна исключать возможность их падения, опрокидывания и самопроизвольного смещения при эксплуатации и монтаже (демонтаже). В противном случае должны быть предусмотрены средства и методы закрепления, а эксплуатационная документация должна иметь соответствующие требования. Трубопроводы гидро-, паро- и пневмосистем, предохранительные клапаны, кабели и другие части оборудования, механическое повреждение которых может вызвать возникновение опасности, должны быть ограждены или расположены так, чтобы предотвратить их случайное повреждение работающими или средствами технического обслуживания.
4. Конструкция зажимных, захватывающих, подъемных и загрузочных устройств или их приводов должна исключать возможность возникновения опасности при полном или частичном самопроизвольном прекращении подачи энергии, а также исключать самопроизвольное изменение состояния этих устройств при восстановлении подачи энергии.
5. Элементы конструкции оборудования не должны иметь острых углов, кромок, заусениц и поверхностей с неровностями, представляющих опасность травмирования работающих, если их наличие не определяется назначением этих элементов. В последнем случае должны быть предусмотрены меры защиты работающих.
6. Конструкция оборудования, использующего электроэнергию, должна включать устройства (средства) для обеспечения электробезопасности (см. ниже). При этом любое оборудование должно быть выполнено так, чтобы исключить накопление зарядов статического электричества в количестве, опасном для работающего или в отношении возникновения пожара и взрыва. Для оборудования, действующего с помощью неэлектрической энергии (например, гидравлической, пневматической, энергии пара), предусматривается исключение всех опасностей, вызываемых этими видами энергии.
7. Оборудование должно быть пожаровзрывобезопасным в предусмотренных условиях эксплуатации. Средства и методы обеспечения пожаровзрывобезопасности (см. ниже) устанавливаются в стандартах, ТУ и эксплуатационных документах на конкретное оборудование.
8. Оборудование должно быть оснащено местным освещением, если его отсутствие может явиться причиной перенапряжения органов зрения или повлечь за собой другие виды опасности. При этом его характеристика и место расположения должны соответствовать характеру работы и регламентироваться стандартами, ТУ и эксплуатационной документацией на конкретное оборудование.
9. Конструкция оборудования должна исключать ошибки при монтаже, если они могут явиться источником опасности. При частичном выполнении данного требования в эксплуатационной документации должны содержаться порядок выполнения монтажа, объем проверок и испытаний, исключающих возможность появления таких ошибок.
Общие требования безопасности и экологичности к технологическим (производственным) процессам. Общие требования безопасности установлены ГОСТ 12.3.002-75*. На базе их и с учетом анализа данных производственного травматизма и профзаболеваемости, прогноза возможности предупреждения возникновения НФ во вновь разрабатываемых или модернизируемых процессах разрабатывают требования безопасности к группам и отдельным процессам. Эти требования излагают в стандартах подсистемы 3 ССБТ, нормах технологического проектирования, текстовой части технологических карт, правилах, инструкциях и других документах, а также в стандартах любых видов на конкретные процессы. В них приводят требования по безопасности к проектированию, организации и проведению технологических процессов; к режимам работы, порядку обслуживания оборудования в обычных условиях эксплуатации и в аварийной ситуации; к СУ и контроля этих процессов, а также указывают источники НФ, номенклатуру необходимых СЗ работающих и методы контроля этих факторов.
Общие требования безопасности и экологичности к технологическим (производственным) процессам (видам работ) реализуются при проектировании, организации и осуществлении данных процессов. Они заключаются в следующем:
1. Использование исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий (узлов, элементов) и т.п., не оказывающих опасного и вредного воздействия на работающих. При невозможности выполнения этого требования должны быть приняты меры по устранению непосредственного контакта работающих или защита их с помощью С3.
2. Замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением НФ, процессами и операциями с отсутствием этих факторов или с их значениями, не превышающими ПДУ, ПДК, ПДВ и ПДС.
3. Применение комплексной механизации, автоматизации, дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии НФ, а также оборудования, не являющегося источником травматизма и профзаболеваний, и СЗ работающих.
4. Герметизация оборудования или создание в оборудовании повышенного или пониженного (фиксируемого по прибору) давления по сравнению с атмосферным.
5. Разработка обеспечивающих безопасность СУ и контроля процесса, включая их автоматизацию внешней и внутренней диагностики на базе ЭВМ.
6. Применение быстродействующей отсекающей арматуры, устройств противоаварийной защиты и средств локализации НФ в случае аварии.
7. Использование или разработка безотходных технологий замкнутого цикла производств, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся источником вредных факторов. Применение системы оборотного водоснабжения.
8. Применение сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии о ГОСТ 12.4.026-76*; рациональных режимов труда и отдыха с целью предотвращения монотонности, гиподинамии, чрезмерных физических и нервно-психических перегрузок.
9. Защита от возможных отрицательных воздействий природного характера (землетрясений и др.) и погодных условий.
10. При использования новых исходных материалов, полуфабрикатов и образовании промежуточных веществ, обладающих негативными свойствами, работающие должны быть заранее информированы о правилах безопасного поведения, обучены работе с этими веществами и обеспечены соответствующими СЗ. Места хранения этих веществ и процесс их транспортировки должны быть тщательно организованы с точки зрения безопасности и экологичности. При этом должны быть использованы средства автоматического контроля и диагностики для предотвращения образования взрывоопасной среды
ВОПРОС № 15 Гигиеническая сертификация ПЭВМ
Статья 11 Основ законодательства РФ об охране труда (принятых 08.08.93г.) отмечает, что проекты объектов и средств производства подлежат госэкспертизе, а опытные образцы продукции - госиспытаниям на соответствие их стандартам, нормам и правилам, устанавливающим требования по ОТ (об этих требованиях см. выше). При этом новые и реконструируемые объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности. Действующие предприятия также подлежат сертификации на соответствие требованиям ОТ в течение последующих пяти лет (до 1999г.). Постановление Правительства РФ от 06.05.94 № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" устанавливает единый порядок проведения сертификации на соответствие требованиям ОТ. Предприятия ежегодно представляют перечень постоянных РМ на производственных объектах, подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям ОТ, и перечень средств производства, оборудования для СКЗ и СИЗ на соответствие требованиям государственных стандартов (в том числе ГОСТов Системы стандартов безопасности труда или ССБТ) в Минтруд РФ. Оно организует и координирует эту работу по РФ, взаимодействуя с Госстандартом РФ; привлекает к участию в сертификации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ; осуществляет госконтроль и надзор за проведением данной сертификации. Последняя должна осуществляться в строгом соответствии с утвержденными правилами.
При выполнении такой экспертизы устанавливают: учтены ли все требования безопасности в проектах соответствующих объектов или средств производства и какова расчетная величина ожидаемого уровня каждого НФ на РМ. Если последняя превышает величину ПДУ, то осуществляется доработка данного проекта до тех пор, пока не будет обеспечен требуемый уровень безопасности.
На действующих производственных объектах обязательной сертификации на соответствие требованиям ОТ подлежат постоянные РМ работников всех профессий и категорий (рабочих, руководителей, специалистов, служащих), а затем все остальные РМ (подвижные, передвижные и т.п.). При этом планируется, что в 1996г. процедуру сертификации пройдут 40% от общего количества постоянных РМ, а в дальнейшем - в 1997г. - 70% и в 1998г. - 100% постоянных РМ. Данную сертификацию осуществляют исходя из результатов аттестации РМ по УТ.
Поэтому на сертифицируемых производственных объектах: 1) утверждают должностных лиц, ответственных за подготовку и проведение сертификации; 2) определяют степень сертификации объекта (полностью, отдельные производства и т.д.); 3). разрабатывают и осуществляют комплекс необходимых мероприятий по проведению сертификации; 4) проводят непосредственно либо с привлечением аккредитованных лабораторий аттестацию РМ (см. ниже п.п. 4.1.2); 5) получают заключения территориальных подразделений федеральных органов госнадзора за безопасностью производства (в дальнейшем - тер. органы госнадзора за ОТ) о соответствии подконтрольного этим органам оборудования (объектов) требованиям безопасности, а в необходимых случаях - разрешение (лицензию) на право осуществления установленного вида деятельности; 6) разрабатывают на объектах, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, декларацию безопасности; 7) представляют в органы по сертификации (отдел госэкспертизы УТ Управления по труду и социальным вопросам субъекта РФ) документацию, содержащую результаты аттестации РМ, заключения тер. органов госнадзора за ОТ, а в необходимых случаях - и декларацию безопасности.
Госэкспертиза УТ субъекта РФ: 1) проверяет правильность представленных организацией документов для сертификации РМ; 2) организует (при необходимости) дополнительную экспертизу результатов аттестации РМ; 3) оформляет и выдает сертификаты соответствия производственных объектов требованиям по ОТ.
Эти сертификаты могут быть трех видов: класса "А" - если объект полностью сертифицирован, т.е. проведена комплексная аттестация не менее 90% имеющихся РМ (без учета РМ, находящихся в резерве), а на остальные представлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие их аттестацию не позже чем через 6 месяцев после выдачи данного сертификата; класса "Б" - если объект частично сертифицирован, т.е. комплексно аттестовано 75% РМ и на остальные представлены мероприятия по их аттестации в течение года; класса "В" - если объект временно сертифицирован, т.е. комплексно аттестовано более 50% РМ и на остальные представлены мероприятия по их аттестации в течение 2 лет. При этом для всех видов сертификатов обязательным является наличие положительных заключений всех тер. органов госнадзора за ОТ, а для объектов с повышенной опасностью - и декларации безопасности.
При наличии не качественно и не полно подготовленных документов орган по сертификации возвращает их представившей организации, а стоимость вторичного рассмотрения доработанных документов оплачивается за счет данной организации.
ВОПРОС № 16
Экологическая экспертиза техники, технологий и материалов. Как изготовление, так и применение техники, технологий и материалов, т.е. продукции производственно-технического назначения, влияет на здоровье населения и состояние ОПС. Поэтому согласно ГОСТ 15.001-88 изготовитель должен подтвердить соответствие данной продукции требованиям охраны здоровья и природы. Для этого проводится экологическая экспертиза (ЭЭ) всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам строительства, документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, концепций, программ и планов отраслевого и территориального развития (независимо от их сметной стоимости и принадлежности), а также экологические обоснования лицензий (разрешений) и сертификатов (документов, удостоверяющих качество продукции). Согласно Закону РФ "Об охране ОПС" (1992г.) ЭЭ может быть государственной и общественной. Порядок государственной ЭЭ объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется Положением о государственной ЭЭ, утвержденным Минприродой РФ. В частности, государственную ЭЭ материалов по объектам и мероприятиям федерального уровня, по проектам, реализация которых затрагивает интересы РФ и граничащих с ней государств, либо интересы двух и более субъектов РФ, а также материалов, обосновывающих объявление территорий зонами экобедствий и чрезвычайных экоситуаций, осуществляет Главгосэкоэкспертиза Минприроды РФ. По остальным проектам строительства, расширения, реконструкции и ликвидации объектов государственную ЭЭ осуществляют территориальные (республиканские, краевые и областные) органы Минприроды РФ.
Общественная ЭЭ проводится научными коллективами или общественными объединениями по их инициативе. Ее результаты становятся юридически обязательными только после утверждения их соответствующими органами государственной ЭЭ.
Государственная ЭЭ проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Она основывается на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. Государственная ЭЭ является обязательной мерой охраны ОПС, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на ОПС. Поэтому финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной ЭЭ. Последнее обстоятельство гарантирует соблюдение природоохранных норм и правил в технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и проектах строительства новых и реконструкции, расширения (технического перевооружения) и ликвидации действующих объектов, а также при создании новой техники и технологии, веществ и материалов.
Государственная ЭЭ включает два этапа: 1) согласование условий природопользования (назначение граничных условий) при выборе места расположения объекта; 2) государственная ЭЭ (согласование) ТЭО (проектов).
На первом этапе ЭЭ рассматриваются декларация о намерениях и материалы по обоснованию места размещения объекта, представленные заказчиком, и устанавливаются: а) возможность размещения объекта, исходя из природных особенностей территорий и состояния природной среды (ПС); б). характер и степень предлагаемых изменений ОПС в результате реализации планируемой деятельности и их последствия; в) условия природопользования (ограничения по пользованию природными ресурсами); г) соответствие предлагаемых решений требованиям законодательных актов и НТД по ОП. По итогам рассмотрения оформляется заключение о согласовании условий природопользования. В его подготовке участвуют территориальные органы госконтроля и надзора за природопользованием. Их 11 -землепользователь, санэпидемнадзор, геологический комитет, госгортехнадзор, госатомнадзор, бассейновое управление водного хозяйства, лесохозяйство, госохотоинспекция, рыбохрана, владелец инженерных сетей и коммуникаций и комитет по ОП. Конкретный их перечень устанавливается в зависимости от компонентов ПС, попавших в зону воздействия намечаемого объекта. Срок выдачи заключений по объектам местного значения не должен превышать 30 дней, а межрегионального - 60 дней, за исключением необходимости проведения референдума о возможности осуществления намечаемой деятельности на данной территории. В заключении указывается срок действия согласовании, который не должен превышать 3 лет до начала разработки ТЭО. За проведение согласования граничных условий (ПДВ, ПДС, условий природопользования, экологического паспорта) установлена соответствующая плата с предприятий или природопользователей.
Экоэкспертиза ТЭО (второй этап) осуществляется в соответствии с условиями природопользования, выданными на первом этапе, и рассматривает: а) соответствие проектных решений экологическим требованиям, содержащимся в законодательных актах и нормативных документах по ОП; б) достаточность информации о состоянии ПС (полнота учета природной специфики территории); в) правильность оценки масштаба и характера воздействия, включая прогнозные изменения компонентов ПС и их последствия для жизни и здоровья населения; г) рациональность природопользования; д). обоснованность природоохранных мероприятий, их реализуемость и эффективность. В зависимости от специфики планируемой деятельности, характера ее воздействия и природных особенностей территории второй этап ЭЭ проводится по одному из направлений: 1). согласование документации, т.е. рассмотрение материалов по природопользованию и охране ОПС на соответствие требованиям НТД по ОП, законодательных актов, условий (ограничений) природопользования, выданных при согласовании места размещения объекта; 2) экоэкспертиза, т.е. анализ документации, составленной на виды деятельности, оказывающей воздействие, не регламентируемое нормативными документами (при отсутствии нормативных документов по виду воздействия). Сроки экспертного рассмотрения по процедуре согласования документации установлены не более 45 дней, а при экоэкспертизе - не более 3 месяцев.
Как видим, для реализации второго этапа госэкоэкспертизы необходимы обосновывающие документы об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по тому или иному виду и объекту хозяйственной и иной деятельности. ОВОС осуществляется в строгом соответствии с Положением об ОВОС в РФ, утвержденным Минприродой РФ от 18.07.94. При этом разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: 1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта; 2) разумные альтернативы намечаемой деятельности; 3). характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экоситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; 4) сведения о состоянии ОС на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; 5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; 5)способы и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; 7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экоанализа.
Положительное заключение органов государственной ЭЭ Минприроды РФ по материалам ТЭО служит основанием для выдачи лицензий на природопользование, в том числе на захоронение (складирование) бытовых и иных отходов; выбросы вредных веществ в атмосферу; специальное водопользование; пользование растительным и животным миром; использование органического, минерального сырья и других полезных ископаемых (выдача лицензий на пользование недрами осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" 1992г.). Лицензии на комплексное природопользование выдаются заказчику (природопользователю) территориальными органами (республиканскими, краевыми и областными) Минприроды РФ при соблюдении условий природопользования и наличии согласовании ТЭО с органами госсанэпидемнадзора, а при необходимости, и госгортехнадзора. В лицензии указываются: виды, объемы и лимиты использования природных ресурсов (атмосфера, водная среда, земля, недра, флора и фауна); экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов; экономическое обоснование природоохранных мероприятий (расчет ущерба ПС и населению, затраты на природоохранные мероприятия). При этом проекты на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, разработанные в соответствии с ТЭО, прошедшими государственную ЭЭ, не подлежат представлению в органы государственной ЭЭ. При изменении решений, согласованных с ТЭО, проекты на строительство объектов подлежат дополнительному рассмотрению в этих органах.
За проведение государственной ЭЭ ТЭО объектов, проектов строительства новых объектов установлена соответствующая оплата с предприятия или природопользователя.
В условиях действующих предприятий государственная ЭЭ завершается, как требует ГОСТ 17.0.0.04-90, составлением экологического паспорта, состоящего из титульного листа и 11 разделов. Он является НТД, включающим данные по использованию предприятием ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния его производств (цехов) на ОПС. Паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с законодательным органом района, города и обкомом ОП, где он и регистрируется. Основой, для его разработки являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статотчетности, инвентаризации источников загрязнения и НТД по ОП. При изменении технологии производства, замене оборудования и т.д. экологический паспорт дополняется (корректируется) в течение месяца со дня этих изменений. Он хранится на предприятии и в обкоме ОП.
В Тверской области с 01.01.93 введен обкомом ОП экологический паспорт сельхозпредприятия, состоящий из титульного листа, 11 разделов, заключения и двух приложений. Он также является НТД по ОП, а основой для его разработки являются те же документы и данные, что и для экологического паспорта промпредприятия.
Сведения о выбросах в атмосферу, сбросах в водоемы загрязняющих веществ (3В) и размещениях отходов в ОПС по предприятию являются исходными данными для эколого-экономической оценки его деятельности, итоговые результаты которой указываются в экопаспорте (детально об этом изучалось в дисциплине "Экология").