Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА “ЧЕЛОВЕК И МИР”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучаемой дисциплины

В Республике Беларусь на современном этапе реформирования системы, педагогического образования повышаются требования к уровню профессионализма будущего учителя начальных классов, а также к его методической, социальной, психолого-педагогической и эстетиче­ской подготовке. В.этих условиях совершенствование научно-методи­ческой подготовки студентов выступает не только как объективная, но и как субъективная потребность будущего учителя в становлении своей профессиональной компетентности.

Традиционная модель педагогического образования, которая при­звана решить двуединую задачу – передачу современному учителю знаний, умений и навыков и формирование его личности, – дополняется социальными, культурными и научно-методическими задачами его подготовки.

«Методика преподавания предмета «Человек и мир»» – педагогическая наука, исходит из закономерностей, открытых педагогикой, и использует ее методы исследования. Методика связана со всеми разделами педагогики, а также с психологией. Содержание курса «Человек и мир» диктует необходимость тесной связи методики преподавания природоведения с естественными науками, философией, этикой, эстетикой, историей Беларуси, социологией, социальной экологией и др.

Цель и задачи изучаемой дисциплины

Целью курса является подготовка будущих учителей к формированию у младших школьников высоконравственного отношения к природе, самому себе, к людям в процессе природоведческого и обществоведческого начального образования.

Задачи курса:

- дать студентам теоретические и практические знания по методике преподавания школьного курса «Человек и мир», формированию представлений и понятий о предметах и явлениях природы, общест­венной жизни, строении и функционировании организма человека, основах гигиены, правилах и нормах взаимоотношений людей;

– обеспечить методику реализации возможностей курса – «Человек и мир» в решении задач духовно-нравственного развития младших их школьников, экологического, эстетического воспитания, формирования общечеловеческих и национальных культурных ценностей;

– формировать у студентов профессиональные навыки и умения рационально готовиться, творчески разрабатывать и проводить уроки, практические занятия, экскурсии с учащимися, основываясь на разум­ном сочетании традиционной, устоявшейся методики и новых подходов и технологий обучения;

– учить студентов строить учебно-воспитательный процесс, исходя из государственных, национальных интересов и документов о школе, правах ребенка, концепции экологического образования и воспитания. Учитывать в вопросах методики обучения и воспитания индивидуальные различия учащихся, осуществлять дифференцированное обучение, вести разнообразную внеклассную и общественно полезную экологическую работу в младших классах.

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК), социально-личностные (СЛК) и профессиональные компетенции (ПК), предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1-01-02 02-2008.

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2. Владеть исследовательскими навыками;

АК-3. Уметь работать самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень;

АК-4. уметь применять междисциплинарный подход при решении проблем;

АК-5. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течении всей жизни;

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-3. Уметь работать в коллективе;

СЛК-4. Быть способным к ценностно-смысловой ориентации в мире.

ПК-1. Осуществлять отбор и организацию учебного материала для аудиторной и внеаудиторной работы;

ПК-2. Знать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения, применять современные ТСО;

ПК-4. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, подходы, методы и приемы работы;

ПК-5. Приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

ПК-6. Знать особенности и владеть навыками консультирования детей и их родителей;

ПК-7. Определять цели инноваций и способы их достижений;

ПК-8. Уметь анализировать деятельность коллег и собственную деятельность с целью ее совершенствования;

ПК-9. Повышать уровень общедидактической и методической подготовленности к организации и ведению учебно-воспитательной работы;

Для развития академических компетенций при изучении курса «Методика преподавания предмета «Человек и мир»» студенты должны

Знать и уметь использовать:

-цели и задачи, содержание и особенности построения программы «Человек и мир»;

-основные требования к природоведческой подготовке младших школьников по годам обучения;

- пути формирования и развития представлений и понятий о природе, обществе, человеке в начальной школе;

- методы и приемы обучения предмету «Человек и мир», основные формы организации учебного процесса;

уметь и быть способными:

- проводить анализ новых образовательных программ, действующих учебников, учебных пособий по предмету «Человек и мир» для начальной школы, научно-методической литературы;

- составлять годовое, тематическое, поурочное планирование по курсу «Человек и мир»;

- пользоваться разнообразными методами и приемами преподавания образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье»;

- планировать процесс обучения (отбирать учебный материал, соответствующие методы, средства и формы обучения) и осуществлять его;

- самостоятельно конструировать и выполнять различные типы заданий;

- проводить внеурочные и внеклассные занятия с использованием разнообразных приемов природоохранной работы с младшими школьниками.

Наши рекомендации