Достоверная оценка запасов полезных ископаемых – самостоятельно
Соблюдение требований кодекса о недрах.
Охрана месторождений от бедствий природного и антропогенного характера.
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСНЫХ И ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
1. Эколого-экономическое значение лесных и других растительных ресурсов;
2. Особенности лесопользования;
3. Пути рационального использования и охраны лесных ресурсов;
4. Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении биоразнообразия.
1) Эколого-экономическое значение лесных и других растительных ресурсов.
Экологические функции биологических ресурсов | Экономические функции |
· энергетическая; | · средообразующая и средозащитная; |
· биологическая; | · сырьевая; |
· климатическая; | · рекреационная. |
· гидрологическая; | |
· почвообразующая; | |
· почвоохранная. |
Лес – совокупность земли, древесной, кустарниковой, травяной растительности, живых организмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
Степень занятости территории лесом определяется с помощью показателя лесистости, т.е. отношения лесопокрытой площади к общей площади материка, страны или отдельного региона.
Лесистость РБ составляет 39%.
Лесной фонд РБ – совокупность всех лесов натурального и искусственного происхождения, включая покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (территории лесопитомников, вырубок, просек, гарей, лесных болот, дорог и полян).
Породный состав лесов РБ:
· хвойные насаждения (сосна– основная лесообразующая порода, ель) – 60%;
· мягколиственные породы (береза, ольха, осина) – 36%;
· твердолиственные породы (дуб, ясень, клен, граб) – 4%.
Распределение по возрастным категориям:
· молодняки – 22% (до 40 лет);
· средневозрастные – 50% (41 – 60 лет);
· приспевающие – 19% (61 – 80 лет);
· спелые и перестойные – 9% (81 и более лет).
Классификация лесов по функциям и экономическому значению:
I. Леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции (нет хозяйственного использования) – 49%;
II. Хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение – 51%.
Лесные ресурсы – стволовые запасы древесины и разнообразные недревесные ресурсы, в том числе:
· технические (живица и пробка);
· кормовые;
· охотничье-промысловые;
· пищевые;
· лекарственные.
2) Особенности лесопользования.
Лесное хозяйство – отрасль экономики, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда и усиление экологических функций леса.
Виды лесных пользований:
· заготовка древесины;
· подсочка – заготовка сока и живицы;
· заготовка второстепенных лесных материалов – пни, кора, береста, новогодние елки;
· побочные лесные пользования – заготовка семян, размещение пасек и ульев;
· охота;
· научно-исследовательские и учебно-опытные работы;
· оздоровительные, рекреационные, туристские и спортивные мероприятия.
Заготовка древесины относится к основному лесопользованию и может проводиться в нескольких режимах:
- в порядке главного пользования, т.е. рубка спелого леса;
- в порядке промежуточного пользования, т.е. заготовка древесины при санитарных рубках в процессе выращивания леса;
- в порядке прочего пользования древесиной, т.е. заготовка древесины при расчистке лесных площадей для промышленных и иных целей.
По каждому режиму Министерство лесного хозяйства устанавливает норму ежегодного объема заготовки древесины, которая отражается специальным показателем (расчетная лесосека).
В РБ расчетная лесосека по рубкам главного пользования составляет около 8,5 млн. м3 и используется в размере приблизительно 70%. Т.о., в настоящее время лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности.
3) Пути рационального использования и охраны природных ресурсов.
Воспроизводство лесных ресурсов. Существует 3 основных направления воспроизводства лесных ресурсов:
- естественное возобновление, при котором в условиях строгого контроля восстанавливаются естественные леса с большим участием высокопродуктивных пород;
- искусственное лесовосстановление применяется в странах со сведенными или низкопродуктивными лесами;
- лесные плантации, на которых применяется широкий комплекс интенсивных лесомелиоративных работ и выращиваются только быстрорастущие высокопродуктивные и имеющие рыночный спрос породы.
Охрана лесов от пожара. Более 60% лесных пожаров в РБ происходят по вине населения; около 10% - в результате с/х палов.
· предупредительные меры:
ü проведение разъяснительной работы среди населения;
ü устройство противопожарных разрывов;
ü борьба с захламлением леса;
ü подготовка лесных водоемов для пожаротушения.
· мероприятия по своевременному обнаружению пожаров;
· мероприятия, предусматривающие оперативное тушение пожаров;
Защита леса от вредителей и болезней.
· уничтожение вредителей различными способами (химическими (инсектициды), физико-механическими, биологическими (дятлы), интегрированными);
· создание неблагоприятиных условий для их жизни и размножения (очистка и обработка);
· борьба с распространением гнили: соблюдение санитарных условий, химические методы (фунгициды).
4) Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении биоразнообразия.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли и части водного пространства, в том числе природные комплексы, имеющие особые экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значения, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. К ним относятся:
· заповедники;
· национальные парки;
· заказники.
Заповедники – исключительно природоохранные научно-исследовательские учреждения государственного значения. Их задачи:
· сохранение в натуральном состоянии всего природного комплекса, входящего в состав заповедника;
· научные исследования;
· мониторинг окружающей среды;
· подготовка кадров и экологическое просвещение населения.
Березинский биосферный, Полесский радиационно-экологический.
Национальные парки – комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения. Задачи:
· сохранение эталонных и уникальных природных комплексов;
· научные исследования, экологическое просвещение;
· отдых, рекреация;
· ведение комплексного хозяйства.
Беловежская пуща, Припятский национальный парк, Нарочанский национальный парк, Браславские озера.
Заказники – природные территории, которые создаются для охраны одного или нескольких видов природных ресурсов. Хозяйственная деятельность ведется в любой форме, которая не нарушает жизнедеятельность охраняемого вида. В РБ более 50 заказников.
ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
1. Управление природопользованием: сущность, методы, функции;
2. Организационные структуры управления;
3. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности;
4. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
1) Управление природопользованием: сущность, методы, функции.
Управление природопользованием – деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, по охране окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм управления объединяет методы, функции и организационные структуры управления.
Методы управления:
· административные обеспечиваются возможностью государственного принуждения;
· экономические создают непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий;
· социально-психологические (методы морального стимулирования);
· информационные обеспечиваются открытым доступом общества к информации экологического характера. В 1998 г. была принята Орхусская конвенция о доступе к экологической информации, которая подразумевает внедрение в экологическую практику информационных методов управления.
Функции управления:
· нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
· учет природных объектов и ведение природных кадастров;
· наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
· эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
· экономическое стимулирование природоохранной деятельности;
· разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства.
2) Организационная структура управления.
Смотри электронную схему.
Организационно управление природопользованием осуществляется с помощью территориального и отраслевого принципов. В соответствие с территориальным управление осуществляют органы общей компетенции следующим образом:
1. Президент (указы, декреты, директивы, распоряжения);
2. Национальное собрание РБ – законодательная власть (законы, кодексы);
3. Совет министров РБ – исполнительная власть (постановления);
4. Областные, городские, районный, сельские, поселковые советы депутатов и их исполкомы.
Т.о., территориальный принцип управления подразумевает, что природная среда РБ целостна и неделима в пределах государственной границы и в то же время своеобразна в каждом регионе.
В соответствие с отраслевым принципом управление осуществляют органы специальной компетенции следующим образом:
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – основное отраслевое министерство. 6 областных и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды. 118 городских и районных инспекций;
2. Государственная инспекция охраны растительного и животного мира при Президенте РБ;
3. другие министерства и ведомства;
4. Общественные природоохранные организации;
5. На уровне субъектов хозяйствования управление природопользованием осуществляет их администрация. К природоохранному комплексу предприятия относятся отдел охраны природы при главном инженере, или главном энергетике, или главном технологе.
3) Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
Основу современного экологического законодательства составляют:
· Конституция РБ (право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду);
· Кодекс РБ о недрах;
· Кодекс РБ о земле;
· Лесной кодекс РБ;
· Водный кодекс РБ.
Земля может находится в государственной и частной собственности, лес, вода и недра являются исключительной собственностью государства.
Базовым общим законом в экологической сфере является Закон «Об охране окружающей среды». Платность природопользования впервые была закреплена в начале 90-х гг. XX в. в Законе РБ «О платежах за землю»и в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)», не имевших аналогов в предыдущей истории. С 01.01.2010 г. эти законы утратили силу и в настоящее время все вопросы платности природопользования регламентируются особенной частью Налогового кодекса РБ.
Виды ответственности за нарушение природоохранного законодательства:
· административная (предупреждения, запреты, штрафы);
· дисциплинарная (выговоры) – не исполнение, ненадлежащее исполнение;
· уголовная (лишение свободы, имущества) – значительный ущерб природной среде.
Экоцит – убийство экосистемы.
4) Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
ТЕМА 9. НАБЛЮДЕНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
1. Функции и инструменты административного управления;
2. Основы экологического нормирования;
3. Методика установления ПДК и ПДВ загрязняющих веществ;
4. Сущность и задачи мониторинга окружающей среды. Национальная система мониторинга (НСМОС);
5. Учет и анализ в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
6. Экологический аудит;
7. Государственная экологическая экспертиза;
8. Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
1) Функции и инструменты административного управления.
Функции административного управления:
· планирование, в том числе формирование целей и задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения, прогнозирование результатов;
· разработка нормативных правовых актов, экологических правил и норм;
· технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование хозяйственной деятельности;
· осуществление мониторинга окружающей среды, учет и контроль;
· подбор и расстановка кадров, повышение их квалификации.
Инструменты административного управления:
· нормативы качества окружающей среды и нормативы воздействия на окружающую среду;
· прямые запреты на производство продукции или использование природных ресурсов;
· лимиты и квоты вводятся, если же масштабы воздействия лишь ограничиваются;
· разрешения, лицензии, сертификаты выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время.
Виды лицензируемой деятельности (лицензия Министерства природы):
· обращение с озоноразрушающими веществами;
· использование отходов 1-3 классов опасности.
Т.о., главный принцип административного управления природопользованием в РБ - разрешительно-запретительный. Его суть состоит в том, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды устанавливает лимиты на добычу природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и в соответствии с ними выдает разрешения на природопользование.
2) Основы экологического нормирования.
Главная цель экологического нормирования – обеспечение взаимоприемлемого сочетания экологических и экономических интересов, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и достижение экологической безопасности общества.
Система экологических нормативов РБ:
1. Нормативы качества окружающей среды:
· нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ;
· нормативы предельно допустимых физических воздействий;
· нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – эмиссионные нормативы:
· нормативы допустимых выбросов и сбросов (ДВ, ДС) химических веществ;
· нормативы образования отходов производства;
· нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
· нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
3. Технологические нормативы устанавливаются для технологических процессов или оборудования, как правило, в расчете на единицу готовой продукции.
Основные требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды:
· установление оснований для их разработки;
· проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;
· оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий их применения.
3) Методика установления ПДК и ПДВ загрязняющих веществ.
Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ (ПДК) – это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха, воды, почвы. ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных или растений.
ПДК устанавливается после проведения токсикологических экспериментов и утверждается Министерством здравоохранения. Если в стране по какому-либо химическому соединению не утвержден норматив ПДК, то допустимо взять этот норматив из практики других стран либо установить временный норматив ОБУВ (ориентировочно безопасный уровень воздействия).
Зная ПДК, можно судить о чистоте окружающей среды следующим образом: если то или иное вредное вещество на данной территории представлено в единственном виде и его концентрация (C) не превышает его же ПДК, то это свидетельствует о чистоте окружающей среды:
Для нескольких загрязнителей формула приобретает вид:
где Cn – фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде, ПДКn – соответствующие величины ПДК этих веществ.
Для каждого загрязняющего вещества устанавливается ПДКmax разовая и ПДК среднесуточная. Максимальная разовая устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном (до 20 минут) воздействии загрязнителей. ПДК среднесуточная устанавливается с целью предупреждения общетоксического, мутагенного. Кроме того, отдельно устанавливаются ПДК для жилой зоны и ПДК для рабочей зоны.
Допустимый выброс (ДВ) загрязняющий веществ в атмосферный воздух устанавливается на таком уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного источника и всех других источников в районе с учетом перспектив его (района) развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ:
С – концентрация вещества в приземном слое, создаваемая расчетным источником выброса; Сф – фоновая концентрация вещества.
Нормативы допустимых выбросов утверждаются Министерством природных ресурсов и защиты окружающей среды. При невозможности предприятием соблюдения норматива допустимого выброса может устанавливаться норматив временно согласованного выброса (ВСВ) при соблюдении следующих условий:
· на основании разрешения Министерства природы;
· при проведении на предприятии технико-технологических природоохранных мероприятий;
· на определенный период времени с учетом поэтапного достижения норматива ДВ.
ПДК диоксида серы в воздухе, ПДК пыли в воздухе, ПДК свинца в почве.
ДВ диоксида серы в воздух для Мозырского МПЗ.
ПДК – первичный норматив.
ПДК больше, чем ДВ.
4) Сущность и задачи мониторинга окружающей среды. Национальная система мониторинга (НСМОС).
Мониторинг окружающей среды - постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием, а также оценка и прогноз будущих изменений.
НСМОС начала формироваться в РБ с 1995г. Ее цель – обеспечить все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии и принятия оперативных управленческих решений в целях обеспечения экологической безопасности.
Принципы формирования НСМОС:
· создание постоянно действующей фиксированной на местности сети опорных пунктов наблюдений (скважины, створы);
· ведение стандартного согласованного комплекса наблюдений;
· согласованность нормативных правовых актов, согласовывающих порядок проведения отдельных видов мониторинга;
· совместимость технического и программного обеспечения;
· достоверность и сопоставимость данных;
· комплексность обработки и использования, а также оперативность предоставления информации.
Виды мониторинга. смотри электронную схему:
· земель;
· поверхностных вод (58 рек, 10 озер и 5 водохранилищ);
· воздуха (2-3 раза в сутки);
· подземных вод (550 скважин);
· озонового слоя (БГУ);
· растительного мира;
· лесов;
· животного мира;
· радиационный (проводится в целях наблюдения за:
- естественным радиационным фоном;
- радиационным фоном в районе воздействия потенциальных источником радиационного загрязнения;
- радиоактивным загрязнением на загрязненных ЧАЭС территориях).
· геофизический (наблюдение за геомагнитным полем, магнитными бурями, фазами сейсмических волн, уровнем транспортного, промышленного и прочего шума);
· локальный (отслеживает состояние окружающей среды в санитарно-защитной зоне, а также зоне непосредственного влияния предприятий).
Пользователями информации НСМОС являются государственные органы, научные организации и учебные заведения, средства массовой информации, общественные объединения и физические лица.
5) Учет и анализ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
I. Кадастровый учет. Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений о естественных физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. В РБ ведутся 9 кадастров:
Ø климатический;
Ø земельный;
Ø водный;
Ø кадастр атмосферного воздуха;
Ø лесной;
Ø кадастр недр;
Ø кадастр животного мира;
Ø кадастр растительного мира;
Ø кадастр отходов.
Основным принципом формирования кадастров является обеспечение полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов в контексте требований комплексного природопользования. Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде.
II. Балансовый учет ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. В РБ рассчитываются:
Ø балансы недр, включая балансы полезных ископаемых;
Ø водохозяйственные балансы по бассейнам рек.
III. Экономико-статистический учет и отчетность предприятий:
Ø 1-ОС (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и углерода диоксида в атмосферный воздух от стационарных источников»;
Ø 1-ОС (затраты) «Отчет о текущих затратах на охрану окружающей среды»;
Ø 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды»;
Ø 1-отходы (Минприроды) «Отчет об образовании, использовании и размещении отходов».
6) - 7) Экологический аудит. Государственная экологическая экспертиза.
смотри электронную презентацию.
8) Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Экологический контроль – система мер по надзору за состоянием окружающей среды и за соблюдением юридическими лицами требований природоохранного законодательства.
Виды контроля:
· государственный;
· ведомственный;
· производственный;
· общественный;
· аналитический (лабораторный).
ТЕМА 10.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Экономический механизм природопользования;
2. Зарубежный опыт ценового (налогового) стимулирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности
ТЕМА10:Экономика стимулирование природоохранной деятельности рацонального природопользования.
1 экономический механизм природопользования.
2 зарубежный опыт ценового стимулирования ресурсосбережения и природоохранной деятлеьности.
3. особенности формирования системы платного природопользования в Беларуси. ( только по конспекту)
4. ранок прав на загрязнение и перспективы его развития а
РБ.
Экономические методы управления создают материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в проведении экологических мероприятий.
1)По своей сущности все экономические инструменты управления прородопользованием основывается на одном из трёх принципов:
· Принцип «загрязнитель платит» или по англ 3 пи : компенсацию экологических издержек вызванным вредным воздействием на окружающую среду осуществляет тот эк субъект , деятельно которого и вызвала это вредное воздействие.
· Принцип «потребитель платит» или по англ : компенсацию экологических издержек вызванных вредным воздействие на окружающую среду осуществляют потребители товара при производстве которых возникло это воздействие.
· Принцип всё общество платит: оплата издержек реализации экологических целей имеющих общенациональное значение осуществляют из спец природоохранных фондов которые создаются за счёт налогоплательщиков.
2) по мотивационной направленности инструменты экономического регулирования природопользования могут быть
· Негативной мотивации ( меры ответственности или меры направленные на изъятие доходов)
· Позитивной мотивации ( меры заинтересованности, меры связанные с увеличением доходов.
3) по способу управления инструменты эк регулирования природопольз делятся:
· Инструменты ценового (налогового) регулирования
· Рыночные инструменты.
Инструменты ценового ( налогового) эколого-экономич регулирования
1. Платежи за загрязнение окружающей среды , имеют очень широкое распространение , но не считаются эффективными методами управления. По 2 причинам: ставки невысоки, недовольство общественных организаций ( заплатил и загрязняй спокойно) .
2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями, это плата за услуги местных органов власти по переработке отходов , очистке воды и т.д
3. Ресурсные платежи - это плата за право пользования природн ресурсами. Применяются в первую очередь для исчерпаемых и не возобновляемых прир. ресурсов и нацелены на снижение темпов извлечения прир ресурсов, на ресурсосбережение, на научные исследования по созданию искусственных заменителей исчерпаемых ресурсов. Они могу выступать в виде:
· Налога на объём продаж
· Налога на прибыль
· Рояльти.- добывающие компании уплачивают государству определённый процент от стоимости извлечённых прир ресурсов.
4. Продуктовые налоги- это надбавка в цене продукции , производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду.
5. Дифференциация налогов на прибыль – льготная ставка налога на прибыль для экологически чистых предприятий и повышения для экологически грязных .считается очень эффективным интрументов управл приропольз, однако может применяться только для определённых видов деятельности , фиксированного перечня предприятий и на опр срок.
6. Субсидии – безвозмездная помощь субъектам хозяйствований в проведении экоголизации производства. Могут выступать в виде : грантов , низкопроцентных кредитов .
Система платности природопользования в РБ начала формироваться с начала 90-ых годов 20 века, когда были приняты закон РБ о налоге за пользование природными ресурсами ( экологически налог)» , закон о платежах за землю ,закон об отходах.
В настоящее время система платности природопользования вкл в себя 1. Налог за добычу изъятие природных ресурсов 2. Экологический налог . 3. Земельный налог 4. Возмещение вреда причинённого окружающей среде 5. Лесное пользование