Энергия в экологических системах.
Экосистема-это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и природой их обитания, где живые и не живые компоненты связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.
К неживым компонентам относятся: неорганические вещества, органические вещества, климатический режим (температура, влажность, давление и др. физические факторы).
К живым компонентам (биомассе) относятся:
а ) продуценты создающие пищу (сложные органические вещества состоящие из простых), главным образом растения.
б) фаготрофы (макроконсументы), поедающие частицы органических веществ(пищу) или другие организмы.
в) микроконсументы (детриты), разрушающие сложные соединения мёртвой пратоплазмы( преимущественно бактерии и грибы), освобождая неорганические питательные вещества, способные служить источником энергии.
Понятие экосистема подчёркивает обязательное наличие взаимодействия, взаимозависимости и причинно – следственных связей, объединяющих все компоненты этой системы в единое целое, включая:
- пищевые (трофические) цепи;
- потоки энергии;
- биогеохимические круговороты;
- структуры пространственного разнообразия;
- развитие и эволюцию.
Энергия в экологических системах ( основа и функционирование).
Энергию определяют как способность производить работу. Свойства энергии определяются первым и вторым законами термодинамики.
Первый закон термодинамики: энергия может переходить из одной формы в другую – она не исчезает и не создаётся вновь.
Второй закон термодинамики (сущность): поскольку некоторая часть энергии всегда рассеивается в не доступном для использования виде – тепловой энергии, эффективность самопроизвольного превращения кинетической энергии (например, света) в потенциальную (например, энергию химических соединений протоплазмы) всегда меньше 100%..
Экосистема - основная функциональная единица экологии
1.3.1. Определения, понятия, компоненты
Экология как наука включает в себя следующие составляющие
Аутэкология - изучает отдельные организмы, отдельные виды и их отношение к среде (Дуб, Дрозд...).
Синэкология - изучает группы организмов, составляющих единство, сообщество, их отношение к среде и между собой получается ЛЕС, в котором растет Дуб, живут Дрозд и другие обитатели леса, их взаимодействие между собой и с окружающей средой). Это учение об экосистемах.
Биоценоз - славянское и немецкоязычное определение Докучаевым В.В. (1846-1903) еще в конце XVIII века в работе «К учению о зонах природы» и его учеником Морозовым ("Учение о лесе"). Термин «геобиоценоз» ввел русский ученый Сукачев в 1944 году (от лат.: гео - земля).
Выделяют обычно системы различного уровня:
микроэкосистемы - капля воды, аквариум, небольшой водоем, ствол разлагающегося дерева, пока они существуют и в них присутствуют живые организмы, способные осуществлять круговорот веществ;
мезоэкосистема - лес, пруд, река, поле и т.д.;
макроэкосистема - океан, континент, природная зона;
биосфера - глобальная экосистема, объединяющая все виды и уровни экосистемы в единое целое нашей планеты Земля.
1.3.2. Концепции экосистемы
Все живые организмы (все живое) и их неживое, абиотическое, окружение (свет, почвы, осадки, воздух...) нераздельно связанны друг с другом и, находясь в постоянном взаимодействии, создают экологическую систему. Абиотическими факторами в экосистеме являются отдельные элементы и протекающие в них процессы:
- солнечный свет - поток энергии;
- влага - круговорот воды;
- почва - потоки веществ и энергии;
- температура - терморегуляция потоков энергии.
Биотическая и абиотическая части экосистемы тесно переплетены между собой и, совместно эволюционируя, влияют друг на друга. Живые организмы не только приспосабливаются к физической среде, но и влияют своей деятельностью на приспособление геохимической среды к своей деятельности. Примером может служить изменение атмосферы Земли.
Состав атмосферы планет
|
Водная оболочка Земли - это защита от космических лучей, возможность появления зеленых микроорганизмов, а как следствие
- увеличение в воде кислорода;
- диффузия кислорода в атмосферу Земли;
- образование в атмосфере озонового слоя;
- увеличение содержания в атмосфере кислорода до 8% (=700 млн. лет назад), что явилось необходимым условием для появления многоклеточных организмов.
Экосистема, с описанной точки зрения, включает в себя:
1) неорганические вещества (С, N, С02, Н20);
2) органические вещества (белки, углеводы, липиды).
Липиды - обширная группа природных органических соединений, включающих в себя жиры и жироподобные вещества, составляющих вместе с белками и углеводами энергетический резерв организмов, водоотталкивающее и терморегулирующее вещество;
1) продуценты - автотрофные организмы (главным образом, меленые растения), создающие пищу из простых неорганических веществ;
5) фаготрофы, или макроконсументы, - гетеротрофные организмы (главным образом, животные), поедающие другие организмы или частицы органических веществ;
6) микроконсументы, или сапротрофы (от латинского: сапро разлагать), - гетеротрофные организмы (преимущественно бактерии и грибы) - разрушают сложные соединения мертвой протоплазмы, поглощают_некоторые компоненты разложений и освобождают неорганические питательные вещества, способные служить источником энергии, ингибиторами или стимуляторами для других биотических компонентов, их еще называют редуценты (от латинского: редуце - возвращать).
Первые три группы - неживые компоненты. Остальные составляют биомассу (живой вес).
Экосистема - понятие весьма широкое. Его главное значение состоит в том, что оно подчеркивает обязательное наличие взаимоотношений, взаимозависимости, причинно-следственных связей и объединения компонентов и единое целое. По определению В.Ф. Протасова, экосистема «информационно-саморазвивающаяся, термодинамически открытая совокупность биотических экологических компонентов и абиотических источников веществ и энергии, единство и функциональная связь которых в пределах характерного для определенного участка биосферы, времени и пространства обеспечивают превышение на этом участке внутренних закономерных перемещений веществ, энергии и информации над внешним обменом, и на основании этого неопределенно долгую саморегуляцию (самовосстановление и развитие) целого под управляющим воздействием биотических и биогенных составляющих».
С точки зрения трофических отношений (трофе - питание) экосистема имеет два компонента, в основе которых лежит источник, откуда организмы берут нужные для жизни вещества:
- автотрофный компонент (от греческого avtos - сам), для которого в основном характерна фиксация световой энергии, использование простых веществ и построение сложных веществ;
- живое вещество 1порядка, которое строит свое тело целиком из веществ костной, «мертвой» природы минерального царства (пример эволюционного единства биоты и абиотической части экосистемы);
- гетеротрофный компонент (питаемый другими), для которого характерны утилизация, перестройка и разложение сложных веществ;
- живое вещество II порядка, которое использует в качестве пищи для своего жизнеобеспечения соединения сложных веществ, созданные другими живыми организмами.
Взаимодействие автотрофных (фиксаторов света) и гетеротрофных (питаемых другими) компонентов - один из самых общих признаков экосистемы (наземных, пресноводных, морских, природных или создаваемых человеком).
Автотрофный метаболизм - перемена, превращение, обмен веществ - происходит в верхнем, «зеленом поясе», т.е. там, где наиболее доступна световая энергия.
Гетеротрофный метаболизм преобладает внизу, в почвах и отложениях, «коричневом поясе», в котором накапливаются органические вещества. Они часто функционируют с разделением во времени и пространстве. Например, в лесной экосистеме фотосинтез преобладает в листовом пологе леса (часть продуктов фотосинтеза немедленно используется насекомыми, паразитами), а большая часть попадает в форме листьев, древесины, семян, в конце концов, в подстилку и почву, образующих вместе четко определенную гетеротрофную систему.
Раздел 2. Эколого-экономические принципы охраны окружающей среды. (6 часов)
Экономический механизм охраны окружающей среды.
Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.
В состав экономического механизма охраны окружающей природной среды входит:
-плата за негативное воздействие на окружающую среду;
-предпринимательская деятельность в целях охраны окружающей среды;
-экологическое страхование.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы определяются законами. Виды негативного воздействия на окружающую среду:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и иные виды.
Плата за негативное воздействие не освобождает субъектов хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда.
Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В России может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.
Нормирование в области охраны окружающейсреды осуществляется в целях регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Сущность нормирования в области охраны окружающей среды:
-установление нормативов качества окружающей среды;
-нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности;
-иных нормативов в области охраны окружающей среды;
-госстандартов и других нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Требования к разработке нормативов:
-проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;
-проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов;
-установление оснований разработки или пересмотра нормативов;
- контроль за применением и соблюдением нормативов;
-формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов;
-оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной деятельности на территории страны. Экологическая сертификация может быть обязательной (порядок ее осуществления определяет Правительство РФ) или добровольной.
Платежи на основании письма МНС РФ за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов. Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в следующем:
1. Планировании и финансировании природоохранных мероприятий;
2. Установлении лимитов при использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и при их размещении;
3. Установлении нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещении отходов и других видов вредного воздействия;
4. Предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
5. Возмещении в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Объекты охраны окружающей природной среды
1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:
-естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
-земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Эколого-экономический учёт природных ресурсов и загрязнителей.
Природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Включают в себя различные виды естественной энергии:
-космическую, солнечную, энергию ветра, геотермальную, энергию приливов и отливов морей и океанов;
-ресурсы атмосферы, земельные, водные, минеральные, растительные, животного мира.
Различают возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
Возобновляемые природные ресурсы - ресурсы, способные к самовозобновлению (например, ресурсы растительного и животного мира).
Невозобновляемые природные ресурсы - ресурсы, не способные к самовосстановлению или их самовосстановление осуществляется за очень длительный временной период. К таким ресурсам относятся земельные - почва, минеральные и т.п.
По степени хозяйственного использования природные ресурсы классифицируются на:
-земельные (использование земель сельскохозяйственного назначения);
-минеральные (добыча полезных ископаемых);
-лесные (лесное хозяйство);
-водные (водопотребление пресной воды);
-ресурсы Мирового океана;
-воздушные (использование воздушного бассейна);
-ресурсы растительного и животного мира (культивирование растений, домашних и хозяйственных животных).
Загрязнитель — любой природный или антропогенный агент, попадающий в окружающую природную среду в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающий тем самым её загрязнение (также загрязнителем именуют и источник загрязнения, например, завод или полигон ТБО).
Виды загрязнителей:
-загрязняющее вещество — химическое вещество, присутствующее в окружающей среде в количествах, превышающих фоновые значения
-физические загрязнители (электромагнитное излучение, шум, радиоактивное излучение)
-биологические загрязнители — биологические виды (в том числе микроорганизмы), нехарактерные для данного биогеоценоза или находящиеся там в излишних, превышающих обычные, количествах.
Необходимыми этапами освоения природных ресурсов являются их выявление, изучение, составление кадастров по различным видам ресурсов как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам.
Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей заключается в обобщении показателей природных ресурсов в виде кадастров.
Кадастр - систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой.
Различают следующие виды кадастров:
а) земельный;
б) водный;
в) лесной;
г) недр;
д) животного мира;
е) медико-биологический;
ж) промысловый и др.
В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, создания кадастра отходов, а также регистрации загрязнителей окружающей среды.
Лицензия, договор и лимиты на природопользование.
Договор, лицензия и лимиты на природопользование определяются законом следующим образом:
Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.
Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды с указанием:
-вида, объема и лимита хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;
-экологических требований, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
Лимитына природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат:
-утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;
-проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;
-осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.
Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.
В лицензии указываются:
-вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
-срок действия лицензии;
Законом предусматривается платность природопользования, включая плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.
Новые механизмы финансирования и охраны окружающей среды.
Финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды осуществляется в основном за счет внебюджетных средств и в первую очередь за счет собственных средств природопользователей.
Платность природных ресурсов — важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологическое страхование. Источником финансирования природоохранной деятельности являются также региональные и местные бюджеты и в меньшей степени средство федерального бюджета.
Плата за использование природных ресурсов. Еще Законом РСФСР «Об охране окружающей среды» (1991) предусматривалась плата не только за загрязнение окружающей среды, но и за использование природных ресурсов. Согласно ст. 20 этого Закона плата за природные ресурсы (земля, вода, леса и др.) взималась: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Сейчас эти положения пересматриваются, однако принцип платности за использование природных ресурсов, безусловно, сохраняется.
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей — в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют: в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Плата за загрязнение окружающей среды. Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов, как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем.
В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Территориальные органы Минприроды России вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом многие ученые видят главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Вместе с тем, по мнению Г. С. Голицына, (1995), трехлетний опыт применения системы платежей за загрязнение в России показал, что плата, реализующая налоговый принцип, не выполняет автоматически стимулирующих функций. Ученые предлагают параллельно с ее внедрением создавать институциональную среду, где плата выступит важным эффективным элементом процесса принятия решения. Реализация принципа «загрязнитель платит» послужит основой для внедрения другого классического принципа рыночного хозяйства — «желания платить». Следует также отметить, что применяемые ныне коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды не соответствуют реальной инфляции в стране, что существенно снижает роль платы за загрязнение как экономического рычага стимулирования природоохранной деятельности природопользователей.
Экологические фонды. Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительского направления и т.д. была создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционировали за счет отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов направлялась на реализацию природоохранных мероприятий.
Экологические фонды способствовали также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:
— вложение средств, в формирование начального капитала предприятии, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
— выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Таким образом, в современных условиях экологические фонды являлись важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды. Тем не менее, в бюджете 2001 г. Федеральный экологический фонд Российской Федерации был упразднен, что связано с принятием нового Налогового кодекса РФ. Возникла необходимость создания новой структуры, способной координировать инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды.
Экологическое страхование. Предприятия, а также граждане имеют право на получение страхового возмещения (при добровольном и обязательном страховании) в случае техногенных катастроф, аварий и стихийного бедствия. Однако предприятие может быть лишено права на страховое возмещение, если оно неоднократно предупреждалось о возможности аварии, но не приняло никаких предупредительных мер. Таким образом, экологическое страхование выполняет (экономически) стимулирующие функции, побуждая предприятия к сохранению природных ресурсов и охране природной среды.
Все более актуальными становятся и такие важные природоохранные проблемы, как страхование риска загрязнения окружающей среды, страхование инвестиций в экологически рисковые проекты, выбор приоритетных объектов экологического страхования. Развиваются и другие формы экологического страхования.
Экономический механизм природопользования в переходный период к рыночной экономике нуждается в постоянном совершенствовании. В условиях перехода к рынку комплекс экономических мер по отношению к окружающей среде должен носить поэтапный характер. Всего предусматривается четыре этапа.
На первом этапе — подготовка к введению платежей за выбросы и платы за природные ресурсы;
-пересмотр нормативов временно согласованных выбросов;
-решение вопроса о возобновлении деятельности предприятий, закрытых на основании экспресс-эколого-экономической экспертизы;
-освоение выпуска новой природоохранной техники; создание основы службы экологического мониторинга.
Очевидно, что первый этап в основном преодолен.
На втором этапе — совершенствование платежного режима природопользования;
-формирование рынка экологических услуг;
-определение приоритетных проблем с точки зрения долгосрочного развития приватизации части природно-ресурсного потенциала;
-реформа механизма ценообразования на природное сырье;
-усиление службы государственной экологической экспертизы.
На третьем этапе — формирование рынка природоохранного оборудования и экологических технологий, и на четвертом (заключительном) этапе — начало реализации долгосрочной эколого-экономической стратегии.
Концепция устойчивого экономического развития.
Устойчивое развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
«Концепция устойчивого экономического развития» была принята на 2-й Международной Конференции ООН по ООС, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Эта Концепция ознаменовала новую ступень в развитии мировой экономики, учитывающей экологические требования, и пришла на смену техногенной экономике.
Главными стратегическими задачами «Концепции устойчивого экономического развития», являются:
-ограничение роста производства и потребления в экономически развитых странах мира, которые являются главными потребителями природных ресурсов и источниками загрязнения биосферы;
-ограничение роста населения в развивающихся странах;
-уменьшение неравенства между богатыми и бедными странами, приведшего к обострению социальных конфликтов;
Основными критериями «Концепции устойчивого экономического развития» являются следующие требования:
-добыча невозобновляемых природных ресурсов должна стать нормативной, ограниченной;
-эксплуатация возобновляемых ресурсов (леса, рыбные запасы) должна осуществляться в рамках простого воспроизводства, т.е. их количество не должно уменьшаться во времени;
-внедрение технологий, предусматривающих замену невозобновляемых ресурсов на практически неисчерпаемые;
-повсеместное строительство очистных сооружений, заводов по переработке бытового и промышленного мусора, уменьшение площадей под свалками;
-поощрение использования вторичного сырья: металлолома, макулатуры, стеклотары. Это позволит достичь существенной экономии природных ресурсов, а так же сократить объем загрязнений окружающей среды. Сбор и повторное использование стеклотары также способствует очистке территорий и акваторий;
-минимизация количества отходов, внедрение малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Из этого следует, что отходы одной отрасли хозяйства должны стать сырьем для другой; примером малоотходной и ресурсосберегающей технологии является оборотное водоснабжение;
-уменьшение на государственном уровне инвестиций в отрасли, эксплуатирующие природу, и повышение удельного веса наукоемких отраслей и технологий;
-повсеместное и широкое экологическое воспитание и образование должно привести к изменению поведенческих механизмов общества, к ограничению потребностей в товарах и услугах т.к к 2030 г. численность населения Земли может достичь 15 млрд. человек.