Правовое регулирование и охрана лесов. 10 страница
Более конкретные условия и порядок пользования землей, согласно Конституции РФ, определяются на основе федерального закона (п. 3, ст. 36). Система законодательства о земле. Указом Президента РФ “О приведении земельного законодательства в Российской Федерации ч соответствие с Конституцией Российской Федерации” ст. 24 от 12. 94 г. № 2287 были признаны недействующими более пятидесяти статей Земельного кодекса РСФСР; Закон РФ “О земельной реформе”, ряд статей Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и положения многих других нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
При изучении данной темы студентыв началеосознают роль атмосферного воздуха вжизни человека, в развитии растительного и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние атмосферы на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояниявоздуха.Для понимания атмосферного воздуха как объекта правовой охраны важно видеть различие между атмосферным воздухом и, например, воздухом помещений.
Основной источник данной отрасли законодательства - Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха», одобренный Советом Федерации 22.04.99 г. При изучении вопросов темы следует одновременно учитывать требования Закона об охране окружающей природной среды относительно экологической экспертизы, экономических мер, юридической ответственности и др, используемых для охраны атмосферного воздуха. Обратить внимание на то, что в отличие от других природных ресурсов в отношении атмосферного воздуха регулируется лишь его охран? Регулирование использования данного ресурса осуществляется в минимальной степени.
Основу правовой охраны атмосферного воздуха составляют меры по нормированию допустимого загрязнения атмосферы и вредного физического воздействия. Студенты изучают соответствующие требования, касающиеся критериев установления нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе и вредных физических воздействий на него, механизм установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий и других стационарных и передвижных источников.
Обратить внимание на роль и порядок предоставления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Наряду с нормативами ПДК и ПДВ важная роль в регулировании охраны принадлежит требованиям по охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и иных объектов осуществлении иной экологически значимой деятельности. Студенты изучают эти требования. При этом важно рассматривать и оценивать эти требования с точки зрения как охраны атмосферного воздуха внутри страны, так и выполнения международных обязательств России по решению глобальных проблем охраны озонового слоя и климатических изменений.
Далее студенты изучают вопрос правового регулирования учета вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха, мониторинга и государственного контроля в сфере охраны атмосферного воздуха, а также юридической ответственности как одного из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства.
Тема 10
Правовой режим использования недр и водопользования
Студенты подходят к изучению данной темы с учетом роли недр не только как экологического фактора, но и одного из основных источников богатства общества. Задача студентов - усвоить и оценить, как с помощью правовых мер обеспечивается решение задач рационального использования недр и их охраны с учетом интересов настоящего и будущих поколений.
Начинать изучение темы следует с юридического понятия «недра» как части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
При этом важно осознавать, что понятие недр не сводится лишь к совокупности полезных ископаемых. Свойства и особенности недр учитываются в системе их правовой охраны. Важно также обратить внимание на то, что подземные воды имеют сложный правовой режим. Они одновременно являются объектом как правовой охраны недр, так и правовой охраны вод.
Для изучения вопросов темы студенты обращаются прежде всего к Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» от 3 марта 1995 г. От студентов требуются знания основных видов пользования недрами для геологического изучения; добычи полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; сбора геологических коллекционных материалов и др.
Необходимо обратить внимание на порядок предоставления недр в пользование для этих видов, роль лицензий, их содержание, условия предоставления и изъятия. С точки зрения охраны недр и окружающей среды в процессе пользования недрами рассмотреть роль органов по охране окружающей среды в процессе лицензирования. Требуется знание основных требований по рациональному использованию и охране недр, прав и обязанностей пользователей недрами.
С учетом важности учета, введения кадастра месторождений полезных ископаемых и баланса запасов полезных ископаемых, проведения контроля как постоянных функции государственного горного законодательства обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать знаниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области.
Для лучшего усвоения вопросов данной темы важно знать о роли вод в развитии человеческого общества, удовлетворения экономических, социальных, физиологических, экологических, рекреационных и иных потребностей.
Необходимо также знание современных факторов отрицательного воздействия на состояние вод и основных источников такого воздействия. Важно иметь четкое представление о различиях между бытовым и юридическим понятием «вод». Изучая водное законодательство, следует обратить внимание на сложный правовой режим подземных вод как объекта одновременно и водного и горного законодательства.
Водный кодекс РФ - один из новейших актов природоохранительного законодательства. При изучении вопросов темы важно знать не только его положения, но иметь в виду общие положения Закона об охране окружающей природной среды и иных актов, применяемых в целях регулирования и охраны вод.
Студенты должны усвоить виды водопользования, классифицированные в водном законодательстве по ряду признаков: в зависимости от хозяйственного целевого назначения использования водных объектов; по способу пользования водами; техническим условиям водопользования; условиям предоставления водных объектов в пользование; основаниям возникновения права водопользования, а также порядок предоставления вод для специального водопользования.
При изучении вопросов правовой охраны вод от загрязнения, засорения и истощения следует четко различать эти понятия иих содержание. Особое внимание необходимо уделить таким мерам охраны вод, как нормирование допустимого загрязнения вод, а также требованиям по охране вод при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и иных объектов, оказывающих вредное воздействие наводные объекты.
От студентов требуется знание роли разрешений на сброс сточных вод, содержание, процедуру их выдачи и основания аннулирования.
Далее студенты обращаются к вопросам государственного учета, ведения водного кадастра, водохозяйственных балансов, планирования охраны вод, проведения экспертизы, осуществления мониторинга и контроля как важнейшим функциям государственного управления в данной сфере.
При этом необходимо уделить особое внимание принципу бассейнового управления использованием и охраной вод, бассейновым соглашениям.
Выполнение требований водного законодательства обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности.
В заключение студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать знаниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области.
Тема 11
Правовой режим особо охраняемых природных
территорий и объектов
Работу над темой следует начинать с определения понятия и классификации видов особо охраняемых природных территорий и объектов. Учитывая особую экологическую, эстетическую, научную и иную ценность таких территорий, на них устанавливается только государственная собственность. Эти объекты составляют природно-заповедный фонд Российской Федерации,в рамках которого устанавливается жесткий режим охраны.
В зависимости от цели создания, степени и содержания ограничений на природопользование, видов и размеров природных объектов, различаются государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы. Кроме того, существуют такие особо охраняемые территории, как лечебные и оздоровительные зоны, зеленые зоны, которые не входят в природно-заповедный фонд. Студентам необходимо иметь полное представление о различиях в правовых режимах этих территорий и объектов, порядкеих создания и управления.
Необходимо остановиться также на вопросе о правовой охране редких и находящихся под угрозой уничтожения растений и животных. В отношении таких объектов устанавливаются строгие меры охраны, включая ограничение и запрет на охоту, добычу и торговлю.
1.Понятие и категории особо охраняемых природных территорий. Понятие и общая характеристика правового режима особо охраняемых территорий и объектов.
2.Понятие правовой режим охраны государственных природных заповедников.
3.Понятие, правовой режим охраны национальных парков. Их отличие от природных парков.
4.Понятие, правовой режим охраны государственных природных заказников.
5.Понятие, правовой режим охраны памятников природы. Красная Книга (понятие, виды, порядок ведения).
6.Общая характеристика правового режима природных, дендрологических парков и ботанических садов.
7.Общая характеристика, особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Тема 12
Правовое регулирование и охрана лесов
При подготовке по данной теме следует начинать с определения понятия, право собственности и классификации видов лесопользования. Следует при этом помнить, что отношения по поводу лесов, и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественнонаучном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса не входящие в лесной фонд, их участки, право пользования ими, древесно-кустарная растительность.
Право собственности на лесной фонд и права собственности на леса, не входящие в лесной фонд, определяется Лесным кодексом, гражданским и земельным законодательством.
Право лесопользования можно определить и как совокупность правовых норм, устанавливающих, условия и порядок комплексного лесопользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей, с учетом интересов общества, в получении древесных и не древесных видов продукции, использовании иных полезных свойств леса.
При подготовки к занятиям студентам рекомендуется более подробно ознакомиться и рассмотреть вопросы связанные: с целями, предметом и объектами лесопользования; возникновения и прекращения правоотношений.
Необходимо более подробно остановиться на вопросах связанных с рассмотрением нормативных актов как источников регулирования и их классификации. Лесным законодательством внесены принципиальные изменения в систему организации лесопользования. Установлено, что предоставление участков лесного фонда в пользование осуществляется на основании прямых переговоров, лесных торгов и конкурса (ст. 41, 44, 45). Лесные торги и конкурсы организует и проводит районная (городская) администрация с участием местных органов Федеральной службы лесного хозяйства России.
Тема 13
Международное право окружающей среды
При рассмотрении данной темы студентам нужно помнить о том, что одной из существенных особенностей охраны окружающей среды является то, что нередко те или иные проблемы, возникающие в данной сфере, невозможно решить в рамках одного государства. К таким проблемам относятся охрана озонового слоя атмосферы, защита трансграничных водных объектов, мигрирующих животных и др., для решения которых требуются согласованные действия не одного, а нескольких государств, как правило, определенных, а иногда и всего мирового сообщества.
При подготовки к занятиям студентам рекомендуется более подробно ознакомиться и рассмотреть вопросы связанные: с целями, предметом и объектами международно-правовой охраны окружающей среды; возникновения международных экологических правоотношений.
Необходимо более подробно остановиться на вопросах связанных с рассмотрением нормативных актов как источников международного экологического права и их классификации. Принципы и субъекты международно – правовой охраны окружающей среды.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ