Неисправности и отказы при работе на установившихся режимах
5.1 Срабатывание аварийно-предупредительной сигнализации
Причина
Недостаточное количество масла в маслосборнике
Способ устранения
Проверить уровень масла в маслосборнике и при необходимости добавить его
Высокая вязкость масла
Дизель перегружен
Терморегулятор не обеспечивает регулирование температуры масла
Неисправность насоса пресной воды или его привода
Засорение фильтра забортной воды, приемной решетки или забортного ящика
Недостаточное открытие вентиля на всасывающем трубопроводе
Подогреть масло
Снизить нагрузку на двигатель
Снять и отремонтировать терморегулятор, если требуется, перейти на ручное регулирование
Осмотреть насос и привод, заменить неисправные детали. При необходимости перейти на резервное охлаждение
Очистить решетки, промыть фильтр
Открыть вентиль
5.2 Частота вращения резко увеличивается, дизель идет вразнос
Причина
Внезапный сброс нагрузки (потеря или оголение гребного винта, сброс нагрузки с дизель-генератора и т. п.)
Способ устранения
Уменьшить обороты или остановить дизель с помощью рычага управления. Осмотреть и отрегулировать регулятор и привод от него к отсечному механизму топливных насосов
5.3 Дизель резко останавливается
Причина
Поломка регулятора, заедание рейки топливного насоса (дизель идет вразнос и останавливается автоматом предельных оборотов)
На винт намотался трос, под него или в насадку попал посторонний предмет
Способ устранения
Заменить неисправный топливный насос н регулятор. Открыть заслонку автомата предельных оборотов
Остановить дизель и устранить неисправность
5.4 Дизель не развивает заданной частоты вращения коленчатого вала
Причина
Засорен топливный фильтр
Способ устранения
Очистить фильтр
Плохое распиливание топлива из-за высокой вязкости, неисправностей форсунок или топливных насосов
Увеличено противодавление в выпускной системе
Недостаточное давление топлива перед топливными насосами
Регулятор оборотов неисправен или неправильно настроен
Произвести подогрев топлива, замену неисправных форсунок или насосов
Очистить газовыпускной тракт
Повысить давление топлива после проверки работы топливоподкачивающего насоса
Устранить неисправность регулятора
5.5 Неустойчивая работа дизеля
Причина
Заедает один из поршней дизеля, при каждой перемене хода слышен стук
Повреждение винторулевого комплекса
Заедание в механизме регулятора и его привода
Большой люфт в механизме привода от регулятора к топливным насосам
В систему подачи масла попадает воздух
Износ шестерни масляного насоса регулятора
Способ устранения
Остановить дизель и осмотреть детали движения. При наличии задиров цилиндра вскрыть его и осмотреть все детали. Зачистить их или заменить новыми при необходимости
Устранить
Проверить регулятор и привод от него к топливным насосам и устранить заедания
Устранить люфт в механизме привода от регулятора к топливным насосам
Проверить подачу масла в регулятор и удалить воздух
Открыть регулятор и осмотреть шестерни
5.6 Дизель не развивает мощности
Причина
Засорен приемник, воздушный фильтр впускного коллектора
Способ устранения
Остановить дизель, очистить приемник, фильтр
Неисправен топливный насос, привод или кулачная шайба топливного насоса
Проверить не застревает ли плунжер, нагнетательный клапан или толкатель привода, а также целы ли пружина, ролик и шайба топливного насоса. Заменить дефектные детали
5.7 Ненормальные стуки при работе
Причина
Большие зазоры в шатунном подшипнике или во втулке верхней головки шатуна
Большие зазоры между юбкой поршня и цилиндровой втулкой
Сломалась пружина клапана
Заедает шток клапана в направляющей втулке
Заедает игла форсунки в иглодержателе (стук в цилиндре слышится при положении поршня в ВМТ)
Заедает всасывающий клапан топливного насоса
Слабо затянута пружина предохранительного клапана
Способ устранения
После остановки дизеля проверить зазоры и состояние рабочих поверхностей подшипников. Довести зазоры до нормы или заменить поршневой палец и втулку верхней головки шатуна
После остановки дизеля проверить величину зазора. До ремонта эксплуатировать дизель на пониженных нагрузках
Остановить дизель и заменить сломанную пружину
Усилить смазку штока клапана. Расходить шток во втулке или заменить клапан и втулку
Заменить форсунку. У неисправной форсунки заменить иглу с иглодержателем
Проверить топливный насос неисправно работающего цилиндра
Отрегулировать затяг пружины клапана
5.8 Пониженное давление масла на входе в дизель
Причина
Зазоры в подшипниках дизеля больше допустимых
Способ устранения
Установить нормальные зазоры
Низкая вязкость масла из-за высокой температуры или из-за попадания в него топлива
Понизить температуру масла, добавить свежее или заменить масло в системе
5.9 Увеличенный расход смазочного масла
Причина
Зазоры в подшипниках дизеля больше допустимых
Низкая вязкость масла из-за высокой температуры или из-за попадания в него топлива
Пропускает сальник штока циркуляционного масляного насоса, установленного на дизеле
Пропускает масляный холодильник. Масло попадает в воду, что обнаруживается при открытии пробного крана водяной полости холодильника
Способ устранения
Установить нормальные зазоры
Понизить температуру масла, добавить свежее или заменить масло в системе
Остановить дизель и поджать сальник
Опрессовать холодильник посредством резервного насоса, предварительно, отсоединив масляную трубку для наблюдения за пропуском воды в масляную полость. При обнаружении течи разобрать и отремонтировать холодильник
5.10 Цвет масла отличается от нормального
Причина
Пропускают уплотнения цилиндровых втулок
Пропускает сальник штока (вала) насоса охлаждающей воды, навешенного на дизель
Пропускает маслоохладитель
Способ устранения
Заменить уплотнения втулок
Поджать сальник или заменить набивку
Устранить водотечность охладителя
5.11 Повышенная температура охлаждающей воды на выходе из
цилиндра или из дизеля
Причина
Неисправность водоохладителя
Перегрузка дизеля
Неисправность клапана на нагнетательном трубопроводе
Способ устранения
Устранить неисправность
Снизить частоту вращения
Устранить неисправность
5.12 Температура воды на входе в дизель отличается от нормальной
Причина
Увеличено открытие перепускного клапана водоохладителя
Неисправен терморегулятор
Неисправность термометра
Количество охлаждающей забортной воды, поступающей на водоохладитель недостаточно
Способ устранения
Уменьшить открытие клапана
Заменить терморегулятор
Заменить термометр
Увеличить подачу воды
5.13 Цвет охлаждающей воды внутреннего контура отличается от
нормального
Причина
Светло-бежевый или темно-коричневый цвет воды признак коррозии блока цилиндров
Способ устранения
Введение присадок к воде и использование антикоррозионных масел в соответствии с инструкцией по эксплуатации
5.14 Давление охлаждающей забортной воды выше или ниже
нормального
Причина
Неисправны клапаны циркуляционного насоса, неисправность насоса
Подсос воздуха насосом
Способ устранения
Остановить дизель, осмотреть клапаны и устранить неисправность
Устранить пропуски на всасывающей магистрали насоса
5.15 Повышенная дымность из цилиндров, картера дизеля
Причина
Засорились отверстия распылителя форсунки; при этом наблюдаются резкие удары в форсуночной трубе
Игла форсунки неплотно садится в седло. Повышается температура отработавших газов
Способ устранения
Выключить подачу топлива в цилиндр, заменить форсунку исправной
Заменить форсунку. Промыть и притереть к гнезду иглу форсунки
5.16 Температура газов по цилиндрам выше нормальной
Причина
Поздняя подача топлива в цилиндр
Неплотность или зависание выпускных клапанов
Плохое распиливание топлива (неисправность форсунки, топливного насоса, нагнетательного клапана)
Дизель перегружен
Способ устранения
Отрегулировать момент подачи топлива, заменить изношенную плунжерную пару
Устранить Неплотность или зависание
Заменить форсунку, топливный насос или клапан после остановки дизеля
Снизить нагрузку на дизель
5.17 Цвет выпускных газов отличается от нормального
Причина
Неполное сгорание топлива из-за низкой температуры в конце сжатия в цилиндрах
Топливо содержит много воды или она попадает в рабочие цилиндры через трещины в головках или втулках цилиндров, выпускном коллекторе или воздухоохладителе
Способ устранения
Уменьшить нагрузку и при первой возможности довести давление конца сжатия в цилиндрах до нормального
Чаще спускать воду из расходных топливных баков и фильтров, при первой возможности заменить дефектные крышки или втулки цилиндров
5.18 Изменение цвета циркуляционногомасла турбокомпрессора
Причина
Загрязнены каналы и трубы для подвода (отвода) воздуха к уплотнениям турбины
Повреждено уплотнение со стороны турбины или зазоры в нем выше допустимых
Трещины, свищи в корпусе турбокомпрессора
Пропуск воды маслоохладителем
Способ устранения
Очистить каналы и трубы
Заменить уплотнение
Отремонтировать или заменить корпус
Устранить пропуск
5.19 Высокая температура масла в подшипниках турбокомпрессора
Причина
Прорыв газов через лабиринтовые уплотнения
Неисправна система охлаждения турбокомпрессора
Загрязнение накипью и шламом полостей охлаждения
Недостаточное количество или давление масла
Способ устранения
Произвести осмотр и ремонт лабиринтового уплотнения
Проверить исправность соединений трубопроводов, температуру подводимой воды и устранить неисправность
Очистить полости
Устранить неисправность
5.20 Неисправности реверс-редуктора
Причина
Засорение водяной полости холодильника
Уменьшение количества масла в реверс- редукторе
Систематическое проскальзывание муфты сцепления
Засорен фильтр на всасывающей трубе
Изношен масляный насос
Утечка в местах соединения трубопроводов, в золотниковом устройстве
Неисправен манометр
Недостаточный уровень масла
Подсос воздуха
Засорены отверстия в маслоподводящей трубе
Неисправен манометр
Способ устранения
Разобрать холодильник и удалить накипь и осадки
Долить масло до верхней метки щупа
Проверить давление масла в гидросистеме. Осмотреть гребной винт
Промыть фильтр
Отремонтировать насос
Проверить соединения, устранить утечку
Заменить манометр
Долить масло
Проверить герметичность трубопроводов
Снять н промыть маслоподводящую трубу
Заменить манометр
5.21 Неисправности электрооборудования дизеля
Причина
Перегрузка генератора — разрегулировались ограничители тока
Короткое замыкание обмотки якоря или обмоток возбуждения
Отсутствует зарядный ток
Ускоренный саморазряд вследствие утечки тока по загрязненной поверхности аккумуляторов. Сульфатация пластин
Способ устранения
Отправить реле-регулятор в ремонт
Отправить генератор в ремонт
Проверить генератор и реле-регулятор. Устранить выявленные неисправности
Протереть поверхность батарей тряпкой, смоченной в водном растворе кальцинированной соды, а затем насухо. Если саморазряд продолжается, отправить батарею на зарядную станцию