Основные предположения, гипотезы и аксиомы
1. С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Поэтому сформулируем, следуя учебнику «Безопасность жизнедеятельности» (Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак, Издательство «Лань», 2008), аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека с широком смысле, т.е. проявляются в нервных потрясениях, профессиональных болезнях, травмах, увечьях на производстве, болезнях и смерти в результате катастроф и др. Поскольку опасности могут угрожать не только конкретному человеку, но и массам людей, всему земному социуму, то они являются предметом изучения и предотвращения общества и государства. Профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная, социально-экономическая и экологическая функция государства.
3. Обеспечение личной безопасности – приоритетная обязанность каждой личности. Обеспечение безопасности человеческого сообщества – задача государства. Основной способ ее достижения – обеспечение доступности и достоверности информации населения, организация обучения основам личной безопасности, развитие систем контроля над соблюдением правил защиты от опасностей. Однако, абсолютной безопасности не бывает, поэтому под безопасностью будем понимать такой уровень опасности, с который можно допустить в данной конкретной ситуации без риска для здоровья и жизни человека.
4. Критерий безопасности человека – это остаточный риск, который никогда не равен нулю. Безопасность – это приемлемый риск, максимально возможный из остаточного риска. Такое понимание безопасности позволяет строить математические критерии на основе теории вероятностей и математической статистики.
5. Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны и непрерывны) и тотальны (всеобщи, всеобъемлющи). Но одна из особенностей сознания человека состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер. Сознание большинства современных людей работает в режиме отчуждения от потока внешней информации, которая огромна, следовательно, люди не получают оперативную информацию и пребывают в состоянии благодушия и покоя. Можно привести примеры катастроф (цунами, землетрясения, сели, оползни, наводнения) с многочисленными жертвами, которых можно было бы избежать, заставив население
осознать информацию о приближающейся угрозе и предпринять необходимые защитные действия (эвакуация).
Выработка у современного человека идеологии безопасности и формирование безопасного мышления – основная задача дисциплины «Безопасность жизнедеятельности (БЖ)».
6. БЖ не решает специальных проблем безопасности, которые рассматриваются специальными дисциплинами (отраслевая безопасность труда, радиационная безопасность, космическая, национальная и пр.)
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку и сообществам людей, разрабатывающая способы защиты от них в любых условиях обитания.
БЖ решает 3 группы информационных задач:
1. Распознавание опасностей (идентификация), качественных и количественных параметров (уровней, интенсивностей), рисков, вероятностей, возможного ущерба.
2. Профилактика на основе сопоставления экономических затрат и выгод.
3. Действия личности и социума в условиях чрезвычайных ситуаций.
БЖ изучает 6 групп опасностей:
1. Природные (цунами, наводнения, землетрясения, пожары, сели, оползни, засухи)
2. Антропогенные (военные конфликты)
3. Биологические (эпидемии, мор, голод, нашествия саранчи и др. насекомых)
4. Техногенные (аварии, катастрофы коммуникаций)
5. Социальные (терроризм, всплески и взрывы социальной напряженности)
6. Экологические (загрязнение окружающей среды, воды, гибель природы)
БЖ – составная часть подготовки всесторонне развитой личности и специалистов высшей квалификации, способных принимать компетентные решения и осуществлять оперативную квалифицированную деятельность в чрезвычайных случаях в интересах личности, общества и государства.
Выдержки некоторых основных нормативных документов, обеспечивающих законодательно выполнение требований БЖ личности в РФ приведены в Приложении 1 в конце учебного пособия.