Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
В целях расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания работодатель обязан в течение 10 дней со дня даты получения извещения об установлении заключительного диагноза причин возникновения у работника профессионального заболевания образовать комиссию, возглавляемую главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В состав комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Профессиональное заболевание у работника, направленного для выполнения работы в другую организацию, расследуется в той организации, где произошел указанный случай. В состав комиссии входит полномочный представитель организации, направившей работника. Несвоевременное прибытие представителя не является основанием для изменения сроков расследования.
в тех случаях, когда по месту настоящей работы исключено влияние вредного производственного фактора, могущего вызывать данное профзаболевание, расследование проводится по месту прежней работы с вредным производственным фактором.
Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы:
а) приказ о создании комиссии;
б) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника;
в) сведения о проведенных медицинских осмотрах;
г) выписки из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
д) протоколы объяснений работника, других лиц;
е) экспертные заключения специалистов, результаты исследований;
ж) медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения здоровья работника;
з) копии документов, подтверждающие выдачу работнику средств инди-видуальной защиты (СИЗ);
и) выписки из ранее выданных по данному объекту предписаний Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и др.
Если комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то комиссия устанавливает степень вины застрахованного (в процентах).
По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания.
Работодатель в месячный срок после завершения расследования обязан на основании акта издать приказ о конкретных мерах по предупреждению профессиональных заболеваний.
Об исполнении решений комиссии работодатель письменно сообщает в Центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Порядок оформления акта о случае профессионального
заболевания
Акт о случае профессионального заболевания составляется в трехдневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.
Акты о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования подлежат хранению в течение75 лет в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в организации, где проводилось расследование.
Учет несчастных случаев на производстве
и случаев профзаболеваний
Каждый акт по форме Н-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по установленной форме.
Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве (форма №7 – травматизм).
Профессиональное заболевание учитывается Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование.
Контрольные вопросы и задачи
1. Сформулировать понятия «травма», «травматизм», «несчастный случай на производстве».
2. Классификация причин травматизма.
3. Показатели производственного травматизма: коэффициент частоты, коэффициент тяжести, коэффициент нетрудоспособности.
4. Законодательные и нормативные документы, определяющие порядок расследования несчастных случаев на производстве.
5. Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету?
6. Обязанности работодателя при несчастном случае.
7. Порядок расследования несчастных случаев на производстве.
8. В каких случаях проводится специальное расследование?
9. Какой несчастный случай на производстве называется групповым?
10. Состав комиссии и сроки расследования:
- при легком (неосложненном) несчастном случае;
- при групповом, тяжелом и смертельном несчастном случае на производстве.
11. Кем определяется и утверждается состав комиссии при групповых авариях с числом погибших 15 человек и более?
12. Оформление результатов расследования несчастных случаев на производстве. Содержание акта по форме Н-1.
13. Кем определяется степень вины пострадавшего в случае установления факта его грубой неосторожности, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, причиненного здоровью? Как это повлияет на размер компенсаций застрахованному работнику?
14. Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания.
15. Порядок оформления акта о случае профессионального
заболевания. Срок хранения материалов расследования.
16. Учет несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний.
17. Задача. Определить коэффициент частоты и тяжести производственного травматизма для подразделения, в котором:
- среднесписочное число работающих за отчетный период Р = 10000 чел.;
- количество несчастных случаев Т = 50;
- общее число дней нетрудоспособности Д = 750.
РАЗДЕЛ 4
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Общие сведения о чрезвычайных ситуациях
В теории БЖД чрезвычайная ситуация (ЧС) – это совокупность событий, результат наступления которых характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:
а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей;
б) существенное нарушение экологического равновесия в районе чрезвычайной ситуации;
в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности;
г) значительный материальный и экономический ущерб;
д) необходимость привлечения больших, как правило, внешних по отно-шению к району ЧС сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий;
е) психологический дискомфорт для больших групп людей.
Характерно, что ЧС возникает внешне неожиданно, внезапно.
Законодательная и нормативно-техническая основа управления в чрезвычайных ситуациях