Ответственность за нарушение правового режима заповедников и национальных парков.

Юридические и (или) физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, виновные в нарушении режима охраны и использования заповедников, национальных парков и их охранной зоны, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами. На территории охранных зон запрещается:1)забор воды из водоемов для хозяйственных целей в количестве, приводящем к изменению режима водоемов, за исключением забора воды для целей пожаротушения;2) сброс в водоемы неочищенных сточных вод;3) интродукция в природные экосистемы инвазивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений;4) проведение работ по гидротехнической мелиорации, работ, связанных с изменением существующего гидрологического режима водоемов, водотоков и грунтовых вод либо оказывающих негативное влияние на природные комплексы;5) расчистка прибрежной и водной растительности в прибрежной полосе рек и водоемов, кроме мелиоративных сетей и участков, отведенных под места отдыха;6) размещение отходов, за исключением размещения коммунальных отходов на существующих объектах захоронения, эксплуатируемых в установленном законодательством порядке (без увеличения площади размещения отходов), хранения отходов в санкционированных местах хранения отходов до их перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов;7)авиаобработка ядохимикатами сельскохозяйственных и лесных земель;8)другие виды хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на природные комплексы заповедника и национальных парков, привести к их изменению или обеднению видового разнообразия и численности животных или растений; и т.д.

На территории заповедника запрещается любая не связанная с его назначением деятельность, противоречащая задачам заповедника и прямо либо косвенно нарушающая естественное течение природных процессов или создающая угрозу вредного воздействия на природные комплексы и объекты:1) движение и стоянка механических транспортных средств и самоходных машин вне дорог и специально оборудованных мест, кроме механических транспортных средств учреждения, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, Вооруженных Сил Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля, местных исполнительных комитетов (при осуществлении контроля за использованием и охраной земель), а также механических транспортных средств и самоходных машин, выполняющих лесохозяйственные и сельскохозяйственные работы, обеспечивающие функционирование заповедника;2)научные эксперименты с природными комплексами и объектами, расположенными в границах заповедника, которые могут привести к нарушению режима его охраны и использования;3)незаконный, включая самовольный, сбор и (или) уничтожение лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы, на площади свыше трех квадратных метров, а при проведении лесохозяйственной и иной деятельности - свыше установленных норм, за исключением контуров сельскохозяйственных земель, выполнения лесохозяйственных работ, работ по охране и защите лесного фонда, размещению домов охотника и (или) рыболова, оборудованных мест отдыха, экологических троп. В целях обеспечения условий естественного развития природных комплексов заповедника запрещается его посещение физическими лицами, за исключением: 1)должностных лиц учреждения, Управления делами Президента Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Национальной академии наук Беларуси, доступ которых в заповедник осуществляется по согласованию с учреждением, а также должностных лиц Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля при исполнении ими своих служебных обязанностей;2)организованных групп посетителей численностью до 20 человек в сопровождении работников учреждения. [8, стр.5]

На территории национального парка не допускается деятельность связанная с проведение гидромелиоративных работ и работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима (кроме работ по реконструкции действующих мелиоративных систем и восстановлению нарушенных болот);сброс сточных вод в окружающую среду; научные эксперименты с природными комплексами и объектами, расположенными в границах национального парка, которые могут привести к нарушению режима его охраны и использования; организация туристических стоянок, размещение палаток и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; использование юридическими и (или) физическими лицами водных транспортных средств с подвесными двигателями внутреннего сгорания мощностью свыше 15 лошадиных сил, кроме водных транспортных средств учреждения, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, Министерства транспорта и коммуникаций и Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; интродукция и акклиматизация объектов растительного и животного мира, кроме возвратной интродукции (реинтродукции); выкашивание откосов гравийных и грунтовых дорог лесохозяйственного назначения в период с 1 мая по 15 июля; применение химических средств защиты растений авиационным методом; движение и стоянка механических транспортных средств и самоходных машин вне дорог и специально оборудованных мест, кроме механических транспортных средств учреждения, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, Вооруженных Сил Республики Беларусь, механических транспортных средств органов пограничной службы при выполнении задач по обеспечению установления Государственной границы Республики Беларусь, ее содержания и охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля, местных исполнительных комитетов (при осуществлении контроля за использованием и охраной земель), а также механических транспортных средств и самоходных машин, выполняющих лесохозяйственные и сельскохозяйственные работы, обеспечивающие функционирование национального парка. В целях обеспечения условий естественного развития природных комплексов заповедной зоны национального парка запрещается ее посещение физическими лицами, за исключением: 1)должностных лиц учреждения, Управления делами Президента Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, Национальной академии наук Беларуси и других учреждений, выполняющих научные исследования и мероприятия по охране природных комплексов, организаций, выполняющих работы по обслуживанию автомобильных дорог, линий электропередачи и связи, иных инженерных сооружений и заграждений, доступ которых в заповедную зону осуществляется по согласованию с учреждением, а также пограничных нарядов органов пограничной службы при выполнении задач по обеспечению установления Государственной границы Республики Беларусь, ее содержания и охраны, должностных лиц Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и органов Комитета государственного контроля при исполнении ими своих служебных обязанностей;2)организованных групп посетителей численностью до 20 человек в сопровождении работников учреждения по лесным дорогам и просекам в пределах экологических троп и туристических маршрутов.

[8, стр.17]

Для примера:

Административная ответственность наступает за:
Статья 15.32. Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира.
Статья 15.8. Нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания.
Статья 15.9. Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Уголовная ответственность наступает за:
Статья 264. Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Статья 282. Незаконная охота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор мною темы данного исследования определен не только актуальностью проблем правовой охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, а также недостаточным уровнем государственного управления и контроля за сохранением режима особо охраняемых природных территорий.

Поэтому тематика представленной работы выбрана именно с целью консолидации изученного нормативно-правового материала и имеющейся в свободном доступе правовой информации.

Основными чертами правового статуса об особо охраняемых природных территорий являются следующие:

а) их принадлежность к объектам общенационального достояния;

б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования;

в) установление особого режима охраны;

г) включение в объекты государственной собственности;

д) наличие особого порядка получения статуса;

е) наделение определенным значением ;

ж) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов –законами , положениями о конкретной особо охраняемой природной территории;

з) установление мер юридической ответственности за нарушение режима об особо охраняемых природных территорий.

Наши рекомендации