Основные компоненты эколого-развивающей среды ДОУ.

ЗДО полники

Курс

Уч.год

Литература

1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009.

2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2008.

3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. Пособие. — М., 2001.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дет­ском саду. М.: Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. М., 2000.

Тематика практических занятий

!!!!

При подготовке ответов желательно использовать примеры из собственной образовательной практики (отрывки конспектов, тематическое планирование, модели, фото или видеоряд и т.д.), подготовку компьютерных презентаций

Практическое занятие № 1 (4 часа).

Основные методы экологического образования дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Метод наблюденияв экологическом образовании детей:

· сущность наблюдения как метода, содержание наблюдений, требования к проведению наблюдений, Солодова

· циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы, Солодова

· наблюдения за ростом и развитием живых существ, Александрова

· недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы, Александрова

· наблюдения с использованием опытов.Александрова

2. Использование наглядно-иллюстративного материала в экологическом образовании детей. Дементьева

3. Метод моделирования в экологическом образовании детей:

1. понятие графической модели и моделирующей деятельности, Елисеева

2. календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, Елисеева

3. календари наблюдений за ростом и развитием живых существ, Зыбина

4. календарь наблюдений за птицами,Зыбина

5. предметное моделирование различных явлений природы.Зыбина

4. Метод игры в экологическом образовании детей.

· игры с правилами: дидактические и подвижные. Методика руководства дидактической игрой.Казакова

· творческие (сюжетно-ролевые игры) игры. Виды игровых обучающих ситуаций (ИОС). Калыгина

Труд в природе как практический метод экологического образования

· совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ, Каткова

· организация и методика проведения дежурств в уголке природы. Кондакова

6. Элементарная исследовательская деятельностькак практический метод экологического образования (элементарные опыты).Короткова

7. Словесные методыв экологическом образовании детей: беседа, рассказ, использование художественной литературы. Корунова

8. Использование метода проектов (технологии проектирования) в экологическом образовании дошкольников. Куранова

Практическое занятие № 2 (2 часа).

Формы экологического образования детей дошкольного возраста.

Вопросы для обсуждения

1. Организованная образовательная деятельность (ООД) как форма экологического образования детей дошкольного возраста (первично-ознакомительный, обобщающий, углубленно-познавательный, комплексный виды). Леденева

2. Экологические экскурсии как форма экологического образования детей дошкольного возраста. Мазурова

3. Экологические (природоохранные) акции. Расяева

4. Экологические праздники и досуги. Чернышева

Практическое занятие № 3 (4 часа).

Основные компоненты эколого-развивающей среды ДОУ.

Вопросы для обсуждения

1. Организация зимнего сада в ДОУ: функции, правила подбора комнатных и методика организации взаимодействия с ними в соответствии с возрастом. Шмидт

2. Организация живого уголка в ДОУ: функции, правила подбора животных и методика организации взаимодействия с ними в соответствии с возрастом.

3. Экологическая комната, экологическая лаборатория как элементы экологического комплекса в помещении ДОУ.

4. Эколого-развивающий комплекс на территории ДОУ.

5. Экологические тропы как форма экологического образования детей дошкольного возраста.

Вопросы к экзамену

ТиМЭО

1. Цели и задачи современного экологического образования. Экологическая культура личности как цель и результат экологического образования. Представленность экологического направления в ФГОС дошкольного образования.

2. Принципы отбора содержания экологического образования.

3. Проблемы и перспективы экологического образования детей в дошкольном возрасте.

4. Ценностные ориентиры экологического образования дошкольника

5. Стереотипы традиционной и биоцентрической парадигм, проявляющиеся в дошкольном образовании. Примеры проявления старых стереотипов в содержании экологического образования дошкольников. Проявление традиционных подходов в методике работы с детьми.

6. Понятие экологии как науки, ее разделы в применении к дошкольному образованию.

7. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области аутэкологии

8. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области биоценологии.

9. Экологические закономерности, доступные дошкольникам. Проблема систематизации знаний о природе у дошкольников.

10. Понятие субъективного отношения. Параметры субъективного отношения к природе.

11. Особенности субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте.

12. Особенности отношения дошкольников к различным группам живых существ.

13. Психологические механизмы формирования эмоционально-положительного отношения детей к природе.

14. Принципы выбора методов и форм экологического образования дошкольников

15. Метод наблюдения в экологическом образовании детей.

16. Использование наглядно-иллюстративного материала

17. Метод моделирования в экологическом образовании детей:

18. Метод игры в экологическом образовании детей.

19. Труд в природе как практический метод экологического образования

20. Элементарная исследовательская деятельность как практический метод экологического образования (элементарные опыты).

21. Словесные методы в экологическом образовании детей: беседа, рассказ, использование художественной литературы.

22. Использование метода проектов (проектная технология) в экологическом образовании дошкольников.

23. Организованная образовательная деятельностькак форма экологического образования детей дошкольного возраста (первично-ознакомительный, обобщающий, углубленно-познавательный, комплексный виды).

24. Экологические экскурсии как форма экологического образования детей дошкольного возраста.

25. Экологические (природоохранные) акции. Экологические праздники и досуги.

26. Организация зимнего сада в ДОУ: функции, правила подбора комнатных и методика организации взаимодействия с ними в соответствии с возрастом.

27. Организация живого уголка в ДОУ: функции, правила подбора животных и методика организации взаимодействия с ними в соответствии с возрастом.

28. Экологическая комната, экологическая лаборатория как элементы экологического комплекса в помещении ДОУ.

29. Эколого-развивающий комплекс на территории ДОУ.

30. Экологические тропы как форма экологического образования детей дошкольного возраста.

31. Диагностика сформированности экологической культуры

32. Планирование работы по экологическому образованию.

33. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. Система управления процессом экологического образования в ДОУ.

34. Экологическое просвещение родителей. Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями

Наши рекомендации