Анкета определения метеомагниточувствительности
Ситуационные задачи для разбора на занятии
Рекомендуемая литература: Основная литература:
1. Экология человека: Под ред. А.И. Григорьева. - М.: «ГЭОТАР - Медиа», 2008 г.
- Иванов В.П., Иванова Н.В. Медицинская экология. - М.: «ООО „Издательство СпецЛит“», 2011 г.
- Гигиена, санология, экология: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб.: «СпецЛит», 2011 г.
Дополнительная литература:
- Гигиена и экология человека: Под ред. В.М. Глиненко., 2010 г.
- Губарева Л.И. Экология человека. - М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Камакин Н.Ф., Жукова Е.А. Физиология питания. - ГБОУ ВПО Кировская ГМА, 2009 г.
Методические рекомендации подготовлены:_ст. преподавателем Патуровой И.Г._________
Методические указания утверждены на заседании кафедры №_____ от «____________»
Зав. кафедрой:_ д.м.н., профессор Камакин Н.Ф.___________________
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра_ нормальной физиологии
Методические указания для студентов_2_ курса
Специальности (направлению подготовки)_ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
к практическому занятию по дисциплине__ ЭКОЛОГИЯ_
Тема: 2. Гидросфера. Атмосфера.
Цель занятия: Способствовать формированию системы теоретических знаний о гидросфере и атмосфере.
Задачи:1. Изучить структурную и функциональную организацию гидросферы..
2. Рассмотреть воздействие стихийных бедствий на здоровье человека.
3. Изучить метеорологию как науку об атмосфере. Химический состав атмосферного воздуха.
Студент должен знать:
1) до изучения темы: понятие гидросферы и атмосферы.
2) после изучения темы: возникновение гидросферы, круговорот воды на Земле, запасы воды в гидросфере, водные ресурсы, химический состав атмосферного воздуха, озон.
Студент должен уметь:определять свою метеомагниточувствительность.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль. Фронтальный опрос.
2. Беседа по теме занятия.
Структурная и функциональная организация гидросферы. Вода и жизнь.
Возникновение гидросферы. Круговорот воды на Земле. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Экология человека и водная среда обитания.
Воздействие стихийных бедствий.
Метеорология – наука об атмосфере. Химический состав атмосферного воздуха. Озон. Ливни. Ураганы, тайфуны, тропические циклоны. Смерчи.
3. Практическая работа.
Лабораторная работа «Определение метеомагниточувствительности человека»
Цель работы: определить свою метеомагниточувствительность.
Ход работы:Физиологическая сущность состояния метеомагниточувствительности заключается в способности организма человека отвечать физиологической, т. е. нормальной, или патологической, т. е. стрессовой, реакцией на воздействие факторов погоды.
В развитии метеотропной реакции ученые условно выделяют три фазы: клинико-физиологическая адаптация организма к влиянию атмосферных физических факторов; повышенная чувствительность к резким погодным катаклизмам; дезадаптация к погоде, выраженная у здоровых людей в виде внешних эмоциональных всплесков и трудно регистрируемых функциональных нарушений, у больных - развитием клинически выраженной метеотропной реакции.
Методом анкетирования в соответствии с классификацией Ю. В. Кулакова могут быть выделены четыре группы людей:
- лица с повышенной магнито - и метеочувствительностью,
- лица с нормальной магнито- и метеочувствительностью.
- лица с повышенной метео-, но нормальной магниточувствительностью,
- лица с повышенной магнито-, но нормальной метеочувствительностью,
Анкета определения метеомагниточувствительности
Наблюдаете ли Вы при изменении погоды:
1. Ухудшение самочувствия.
2. Снижение активности.
3. Депрессивное состояние.
4. Предчувствие смены погоды.
5. Повторяемость одних и тех же признаков в дни с неблагоприятной погодой.
6. Нормализация клинических показателей в периоды с хорошей погодой.
7. Длительность ухудшения состояния.
8. Отсутствие других причин ухудшения состояния или обострение болезни.
9. Замедленное приспособление к погоде при переезде из одной местности в другую.
10. Ухудшение самочувствия в период пребывания в новом климате (степном, морском, лесном).
11. Повторные изменения в состоянии здоровья к определенному типу погоды.
12. Сезонные изменения самочувствия или обострение заболевания.
13. Ухудшение состояния на изменение отдельных метеорологических элементов:
- атмосферное давление;
- влажность воздуха;
- направление и сила ветра.
14. Наличие основных факторов риска повышенной метеорологической чувствительности:
- артериальная гипертония;
- черепно-мозговая травма;
- повышение веса;
- гипокинезия;
- частые ОРВИ и затяжное выздоровление от них;
- хронические очаги инфекций;
- аллергические реакции;
- бронхиальная астма;
- другое.
15. Увеличение времени реакции на внешние световые и звуковые сигналы во время возмущения геомагнитного поля Земли.
16. Медлительность, ухудшение сообразительности в период геомагнитной бури.
17. Изменение самочувствия или обострение заболевания в период геомагнитной бури.
18. Повторные изменения в состоянии здоровья в период геомагнитной бури.
Результаты: Оценивается наличие каждой реакции.
Выводы: подводится итог о метеомагниточувствительности.