Понятие «управление природопользованием и природоохранной деятельностью» в условиях рынка
Исходной предпосылкой и составной частью процесса совершенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического^механизма природопользования, который представляет собой совок. Экономич. Методов управления, призванных создать материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в оптимизации процессов их взаимодействия с природной средой. По мере замещения административных методов экономическими основной задачей центральных органов управления становится разработка долгосрочной стратегии и научно обоснованной нормативной базы природопользования. Основой государственного регулирования в области экологии должно стать природоохранное законодательство, служащее отправным моментом разработки национальных экологических программ и других плановых и прогнозных документов, обеспечивающих экологическую направленность экономики.
21. Методы управления: административные, экономические, социально-психологические, информационные.
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды,а также по обеспечению режима законности в эколого-жономтеских отношениях. Механизм
управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры. Применяются следующие основные методы управления: административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения;•экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектовхозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования;социтьно-психопогтеские — методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.). В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозянственвой деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является тошным рычагом воздействия на управляемые объекты. Орхусская конвенция о доступе к экологическом информации (1998), которую подписали и ратифицировали многие постсоветские государства. обязывает их активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управ т«*твп Управление природопользованием предполагает осуществлеиие целого рала еяеирфияисид функций, т.е. видов деятельности, воздействующих на экслого-экономичесжме Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следу! функции:' нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;учет природных объектов и ведение природных кадастров;осуществление мониторинга окружающей среды;экологический контроль, экспертиза и аудит;эколого-экономическое прогнозирование и планирование;экономическое стимулирование природоохранной деятельности; разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за
нарушение природоохранного законодательства и др.