Применение ноу-хау ИрГТУ при реализации государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на хозяйственных объектах Байкальского региона

УДК 502.131

М.Ю. Толстой, Н.Л. Корзун

ФГБОУ ВПО НИ Иркутский государственный технический университет

Адрес: Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д.83.

Телефон/факс: тел./ф. +73952405609

E-mail: [email protected], [email protected]

Ноу-хау предназначено для приведения неналоговых платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятий и организаций в соответствие с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации. Ноу-хау позволяет снизить, примерно в два раза, необоснованно начисляемые и взимаемые платежи за негативное воздействие на окружающую среду с предприятий и организации, а высвободившиеся средства направлять на выполнение природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий.

Ключевые слова: плата за негативное воздействие, окружающая среда, законодательство, ноу-хау.

Библиогр. 10 назв.

Толстой Михаил Юрьевич, заведующий кафедрой Инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, директор инновационного центра «Энергоэффективность», кандидат технических наук, профессор, тел./ф. +73952405609, сот. +79149271445;E-mail: [email protected]

Корзун Никита Леонидович, доцент кафедры Инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, заведующий научно-исследовательской лабораторией Качества воды, кандидат медицинских наук, тел. сот.+79149100532, E-mail: [email protected]

Плата за загрязнение является одним из инструментов экономического регулирования в области охраны окружающей среды и должна представлять собой форму возмещения ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду Российской Федерации. Российская Федерация в свою очередь обязана возмещать затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулировать снижение или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также компенсировать затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Средства экологических платежей должны расходоваться на оздоровление окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, иные цели связанные с охраной окружающей среды.

На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация:

Росприроднадзор планирует экологические платежи, осуществляет нормирование выбросов, сбросов, размещения отходов, администрирует поступление и распределение экологических платежей в бюджеты различных уровней.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации определяет государственную политику в области охраны природы, разрабатывает и определяет нормативно - правовые документы по охране окружающей среды, несет ответственность за состояние экологической безопасности, при этом не имеет возможности реализовать экологические мероприятия за счет экологических платежей. Экологические платежи поступают и распределяются в бюджетах соответствующих уровней в основном на общие нужды.

Данный недостаток существующей системы регулирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду следует считать фактором угрозы экологической безопасности, так как в настоящее время произошла постепенная замена компенсационного и стимулирующего принципа взимания экологических платежей на - фискальный.

Примером этого, является то, что чем качественнее (лучше – чище) работает предприятие, чем больше оно снижает выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, меньше размещает отходы, тем меньше идет наполнение бюджетов различных уровней, тем пристальнее внимание к такому предприятию как к потенциальному нарушителю неисполнения бюджета с принятием санкций вплоть до принятия запретительных технических мер, и наоборот, чем хуже работает предприятия, тем больше поступлений экологических платежей.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Для Байкальской природной территории действует дополнительный коэффициент 2 (К-2) [1].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом [2], носит индивидуально-возмездный и компенсационных характер. Она вызвана необходимостью возмещения вреда окружающей среде, сохранения природы и обеспечения экологической безопасности, и не преследует фискальные цели (интерес государства в наполнении казны).

Распределение средств, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, регулируется Федеральным законом «О федеральном бюджете Российской Федерации» и соответствующими законами субъектов федерации на текущий год.

До 2002 года платежи за негативное воздействие на окружающую среду направлялись в Федеральный экологический фонд (10 %), в экологические фонды субъектов (30 %) и экологические фонды муниципальных образований (60 %). Из этих фондов осуществлялось финансирование природоохранных мероприятий федерального, регионального и местного значения.

Согласно ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации [3], Федерального Закона «О федеральном бюджете Российской Федерации», соответствующих Законов субъектов федерации на текущий год, начиная с 2005 года взимаемые платежи за негативное воздействие на окружающую среду направляются:

- 20% - в федеральный бюджет;

- 40 % - в бюджет субъекта Российской Федерации;

- 40% - в бюджет муниципальных образований.

Администраторами платы до 2004 года были налоговые органы Российской Федерации, в 2004 году – МПР России, с 2005 по 2010 год функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду были закреплены за Ростехнадзором, а с 2011 функция администратора платы передана Росприроднадзору и ее территориальным органам.

Экономика субъектов Российской Федерации, на территории которых располагается Байкальская природная территория (Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край) несет дополнительную по сравнению с другими субъектами нагрузку, связанную с выполнением Федерального закона «Об охране озера Байкал», в том числе обусловленную ограничениями хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне БПТ, применением повышающего коэффициента 2,0 к платежам за негативное воздействие на окружающую среду. По сложившейся практике, после ликвидации в 2001 году экологических фондов, платежи за негативное воздействие в значительной мере направляются на погашение общих бюджетных расходов. Лишь некоторая их часть расходуется на природоохранные мероприятия. В целом охрана озера Байкал в настоящее время не имеет единой системы финансового обеспечения и скоординированного выполнения природоохранных мероприятий.

Повышенные расходы снижают конкурентоспособность продукции предприятий. Экологические ограничения влияют на социально-экономическое развитие территорий, ставят их в неравное положение по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Собираемые платежи не в полной мере используются по целевому назначению, их совершенно недостаточно для проведения необходимых природоохранных мероприятий.

Кроме того, Росприроднадзор, необоснованно применяет повышающие К-2 к ставкам платы, т. к. Байкальская природная территория (БПТ) утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации, не являющимся, в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»[4],нормативным актом Правительства Российской Федерации, со всеми вытекающими из этого положениями, а также в нарушении статьи 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующей верховенство законов над подзаконными нормативными правовыми актами [5].

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Так установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона [6].

Виды негативного воздействия перечислены в пункте 2 указанной статьи:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
- загрязнение недр и почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Необходимо заметить, что плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия.

В статье 57 Конституции Российской Федерации [5] и в пункте 3 статьи 16 Федерального закона [6] говорится, что «каждый обязан платить только законно установленные налоги и сборы» и «порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) устанавливается законодательством Российской Федерации».

Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 [7].

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации [2]данное постановление Российской Федерации сохраняет силу и подлежит применению как не противоречащее Конституции Российской Федерации. В постановлении Правительства Российской Федерации [7] закреплен порядок определения платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы в водные объекты, а также за размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы приведены в постановлении Правительства Российской Федерации [8].

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации [2],была разъяснена правовая природа платы. В частности, судьи пришли к выводу, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором. Они взимаются и с юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Внесение платы, по сути, является условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права заниматься хозяйственной и иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Сами платежи рассматриваются как компенсация нанесенного ущерба и затрат государства на проведение мероприятий по охране и восстановлению окружающей природной среды.

В целяхприведения неналоговых платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятий и организаций в соответствие с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации в НИ ИрГТУ было разработано ноу-хау [9], которое позволяет снизить, примерно в два раза, необоснованно начисляемые и взимаемые платежи за негативное воздействие на окружающую среду с предприятий и организации, а высвободившиеся средства направлять на выполнение природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий.

Ниже, не вдаваясь в подробности, приводятся рабочие моменты применения указанного ноу-хау:

- природопользователи затрудняются или сомневаются в правильности начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- природопользователей необоснованно заставляют увеличивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду, применяя повышающий К-2;

- природопользователям выставляют исковые требования на уплату необоснованных сумм:

НИ ИрГТУ: - проводит экологический аудит начисления платежей ;

- аргументирует правильность (законность) начисления платежей:

- обосновывает порядок защиты и действия природопользователей;

- участвует в качестве экспертов при судебных разбирательствах по данному вопросу.

В случае необоснованного установления природопользователям завышенных нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (НДС) или установления в НДС не существующих в сбросах веществ:

НИ ИрГТУ: - осуществляет, в соответствии с действующим законодательством в области нормирования, корректировку нормативов допустимого сброса;

- проводит лабораторные исследования и определения для подтверждения или отрицания наличия веществ в утвержденных нормативах сброса;

- проводит токсикологические исследования (методами биотестирования) на предмет токсичности вод для окружающей среды;

- участвует в качестве экспертов при судебных разбирательствах по данному вопросу;

При обращении внимания природопользователей на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности:

НИ ИрГТУ: - готовит обоснование по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, которые необоснованно затрудняютведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе;

- выступает от имени природопользователей в Мннэкономразвития России и в Минюсте России;

- направляет на Экспертизу в Мннэкономразвития России

подготовленные материалы обоснования по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, которые

необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе, в соответствии [10].

Библиографический список:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

2.Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О

Наши рекомендации