Основные этапы развития менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
1) политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
2) экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
3) оборонительной - защита от врагов и диких зверей.
Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т. п.). К примеру, египетские пирамиды - это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов:
I период - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н. э. примерно до ХVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно в 9-7 тысячелетии до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т. п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н. э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н. э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента.
II период - индустриальный период (1776-1890).
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII века. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления.
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования.
К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом.
Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различатьуправление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
* индустриальный способ организации производства;
* развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
III период - период систематизации (1856-1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.
В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людейозначали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.
2. Показатели образа жизни населения: образовательный уровень и развитие сферы культуры.
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Образование – совокупность специальных знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. В нашей стране принято выделять следующие уровни образования: среднее, среднее специальное и высшее. В зависимости от степени завершения образование может быть полным и неполным (например, среднее начальное, высшее незаконченное и т.п.).
В современном анализе образовательной структуры населения применяются показатели, отражающие уровень образования населения:
1). Доля элементарно неграмотных среди взрослого населения (старше 15 лет) – т.е. не умеющих читать и писать.
2). Доля функционально неграмотных людей – т.е. неспособных адаптироваться к жизни в современной городской и производственной среде. 3). Доля людей со средним специальным и высшим образованием в занятом населении.
4). Средняя продолжительность обучения работающего населения.
Последний показатель широко используется в статистике развитых стран как отражающий общий уровень образования рабочей силы и предполагающий непрерывное повышение квалификации путём получения дополнительного образования в течение рабочего периода жизни. Учёт функционально неграмотных людей в России пока не ведётся. В США и Великобритании их доля составляет 8-12%. Функциональная неграмотность рассматривается как главная причина безработицы среди неквалифицированной рабочей силы.
По числу квалифицированных кадров Советский Союз занимал одно из первых мест в Мире. Спад в промышленности и упадок в науке оставил без работы большое число инженеров, учёных, многие из которых получили работу в западных странах, а остальные ушли в другие виды деятельности – торговлю, сферу услуг. Следует отметить, что высшее и среднее специальное образование быстро откликнулось на требования новой экономики по широкому кругу специальностей. Есть основания надеяться, что Россия сохранит достойное место среди стран с высоким уровнем квалификации населения. Однако многие страны уже обогнали Россию по средней продолжительности обучения работающего населения, которая, например, в США, Канаде, Японии, во многих странах Европы составляет приблизительно 15 лет. В России такая средняя продолжительность обучения относится не ко всему работающему населению, а только к 30% работающего населения, которые имеют высшее и среднее специальное образование. В развитых странах очень высокие требования в плане повышения квалификации работников. В первую очередь это относится к управленческому составу. С этой целью менеджеры совершенствуют своё мастерство на стажировках, в школах менеджеров. Особый интерес представляет японская школа менеджмента. Например, с целью максимально возможного повышения уровня компетентности работников и активизации заложенного в них творческого потенциала осуществляется непрерывная ротация, т.е. переброска сотрудников с одного профиля работы на другой.
Культура населения – это ещё одна немаловажная характеристика качества населения. Исторически культуру определяют как культ труда. Культура (или отсутствие таковой) проявляется в поведении человека. Сегодня различают культуру производства и культуру быта; культуру языка; культуру письма; культуру отношений; культуру отдыха; культуру одежды и т.д. Таким образом, культура человека формируется из множества нюансов этического и эстетического свойства. Культура не может возникнуть в одночасье, она накапливается годами и передаётся от поколения к поколению. С понятием культуры неразрывно связано понятие искусства. Искусство – сфера духовной жизни человека. Искусство всегда играло огромную воспитательную роль в жизни общества. Зная это, государственные деятели нередко использовали его как рычаг воздействия на умы людей, и порой – оправданно. Так, например, в эпоху Великой депрессии 30-х г.г. правительство США предложило кинематографистам снимать только мелодрамы со счастливым концом, которые оказывали положительное психологическое влияние на населения. В нашей стране во времена правления Сталина был сделан государственный заказ на производство кинокомедий, осуществление которого способствовало немаловажному подъёму национального духа. И сегодня подобные проблемы продолжают волновать общество. Так, например, много говорится о негативной воспитательной роли телевидения (как одного из видов искусств), низкой культуре реклам, приносящей вред здоровью и т.д.
В целях анализа уровня культуры населения страны рассчитывают ряд показателей:
- удельный вес расходов на культуру в бюджете страны;
- численность театров, кинотеатров и музеев страны;
- средняя их посещаемость и др.
Конечно, в условиях экономического кризиса государственное финансирование этой области общественной жизни могло осуществляться только на довольно низком уровне, что привело к появлению множества проблем, связанных с развитием культуры и искусства в нашей стране. Но всё же культура и искусство нашей страны не умирает, а продолжает жить. Одним из немаловажных факторов жизнеспособности нашей культуры является и то, что она высоко ценится на Западе. Например, картины русских художников нередко покупают за рубежом для частных коллекций, что является финансовой поддержкой русского художника в дальнейшей его творческой работе.
3. Развитие подходов ООН к оценке качества жизни: от оценки уровня жизни к индексу развития человека.
Год разработки | Структура ООН | Кол-во показателей | Содержание оценки |
1960 гг. | Группа специалистов | здоровье, средства к существованию воспитания, условия труда, занятость населения , уровень потребления и запасы государства, развитие транспорта и коммуникаций, жилищные условия, качество одежды, отдых и развлечения, социальная уверенность, личная свобода. | |
1970 гг. | Международная организация труда (МОТ) | «Базовые потребности» Система показателей на основе оценки субьект. восприятия. Первенсто за соц.показателями | -здоровье - развитие личности через обучение - занятость населения - свободное время и досуг - экономическое положение личности - социальное окружение - обеспечение безопасности - правосудие - участие в жизни общества |
1974 гг. | Европейская экономическая комиссия | Социальные индикаторы | здоровье, качество рабочего места, качество физической окружающей среды, социальная уверенность и др. |
Начало 1980 гг. | Программа развития ООН | 3(15 дополни-тельных) 16(150 дополни тельных) 3(5 дополни- тельных) | 1-ый доклад: « Доклад о мировой социальной ситуации » Ежегодные доклады о развитии человека. В 80 -90 годы разрабатывается широкая система индикаторов качества жизни. Она основана на объективных показателях качества жизни которые позволяют объединить статистику по разным странам и получать обобщенные показатели на национальном, региональном и наднациональном уровнях |
Институт социального развития ООН | На основе 16 социальных социальных, политических и экономических предложен комплексный индекс социального развития. В дальнейшем преобразован в индекс физического качества жизни, состоящий из 3-х составляющих: 1 – ожидаемая продолжительность жизни по достижении возраста 1 года; 2 – уровень младенческой смертности; 3 – распространенность грамотности среди взрослого населения. Обобщенный индекс рассчитывается как среднеарифметическое от оценки этих параметров от 1 до 100 баллов. |