Типы карточек, используемых на уроках природоведения.

Проверка и оценка знаний на уроках природоведения

Введение.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке — завершающий этап обучения. Ос­новная цель этой составной части урока — определение качества усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возмож­ность убедиться в том, насколько эффектив­ны организация урока, его содержание, мето­дика проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же пробелы в знаниях носят индивидуаль­ный характер, учитель организует дополнительную работу с отдельными учащимися.

Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков по природоведению, сводятся к следующему:

а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований;

б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели, видов и форм на разных этапах урока;

в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся смогут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет рано весной? Почему белка не засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? Почему на южной стороне холма снег начинает таять раньше и быстрее? И т. д.

Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь, выделите черты их сходства и различия, объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т. п.

При работе с картой необходимо ставить вопросы, требую­щие чтения карты: где проходит Северный морской путь? Ка­кой океан омывает Евразию с запада? В каком направлении тянутся Уральские горы?

Полезно использовать вопросы, связанные с непосредствен­ными наблюдениями учащихся, с практическими работами на мест­ности, например как определяют на местности направление те­чения реки? Как определяют правый и левый берег реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности?

При проверке знаний необходимо использовать наглядные пособия картины, таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. Желательно сочетать их друг с другом: карту с картиной, таблицу с коллекцией, гербарий с рисунком. Например, рассказывая о тундре, необходимо показать на карте территорию, которую она занимает, демонстрируя изучаемое полезное ископаемое, рассказать по таблице о его добыче.

Организация проверки знаний.

Устная проверка знаний.

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Метод индивидуального опроса позволяет выявить систему природоведческих представлений и понятий, умение формулировать и высказывать свои мысли данным учеником. Основной вопрос, способствующий выявлению наиболее характерных, су­щественных сторон природного объекта или явления ставится всему классу. Ответ же на него дает определенный ученик. Дополнительные вопросы помогают выявить глубину понятий и знаний учащимися содержания основного вопроса. В III классе дополнительные задания связаны с показом тех или иных объектов по карте. Вспомогательные вопросы помогают учащимся дать их мыслям правильное направление. Учителю не следует прерывать ответ учащегося. Необходимо приучать весь класс внимательно слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища.

Очень важным при индивидуальном опросе является установление связи нового материала с изученным ранее, умение уче­ника связать его со своими наблюдениями. При этом необходимо учитывать, насколько самостоятельно они проведены и правильно ли сделаны выводы. Важно использовать вопросы, требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных характерных признаков и свойств, выводов и обобщений. Плохо, когда учитель задает вопросы, требующие механического пересказывания текста учебника. Чтобы избежать этого, следует при устной проверке предлагать учащемуся пользоваться пособиями картой, картиной, таблицей, коллекцией, гербарием, рисунком, схемой.

Чтобы учащиеся научились выявлять главное во время ответа на вопрос, необходимо приучать их сначала рассказывать по плану, ограничивая ответ определенным его пунктом.

Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину усвоения материала, умение ученика связно, в логической ­последовательности изложить его. Но с другой стороны, этот вид опроса дает возмож­ность выслушать всего одного-двух учеников, а учитывая, что занятие во II классе проходит только раз в неделю, это крайне непродуктивно. Поэтому учитель проводит индивидуальный устный опрос в сочетании с другими видами опроса. При этом в слушание ответа учитель включает учащихся всего класса, давая такое задание.

  • внимательно слушать;
  • задавать вопросы товарищу по тому ма­териалу, который не будет им рассказан;
  • дополнить и исправить ответ.

Если учитель не может оценить ответ ученика так, чтобы поставить отметку, он задает дополнительные вопросы.

Дополнительные вопросы для сильного ученика должны носить анализирующий характер, например, «Почему зимой идет снег, а осенью — дождь?». Ученику послабее можно предложить задание воспроизводящего характера, например, «Перечисли виды раннецветущих растений».

Фронтальный устный опрос дает возможность спросить довольно большое количество учащихся, но их ответы будут короткими. При этом логику повторения задает учитель. При фронтальном устном опросе происходит непосредственный контакт учителя с классом. Когда отвечает кто-либо из учащихся, все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.

Можно комбинировать различные виды опроса, используя при этом карточки. Например, это может проходить следующим образом. На уроке раздаются карточки 6-10 ученикам. Дети работают с карточками в течение времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время остальные учащиеся работают с учителем. Во II классе работа с учителем проводится сначала фронтально. Это дает возможность ученикам вспомнить и повторить предыдущий материал небольшими частями. После этого опрос проходит индивидуально в первую очередь спрашиваем ученика, хорошо знающего предмет, а затем ученика, более слабого по уровню. Это позволяет учителю приучить более слабых учащихся к активной работе на уроке и дает им возмож­ность поверить в свои силы. классе постепенно подводим учащихся к тому, что начинать будем с индивидуального устного опроса (после раздачи карточек) – что позволит учителю проверить домашнюю подготовку учащихся, а затем переходим к фронтальной работе со всем классом, включая в активную деятельность и тех учеников, которые по каким-то причинам дома материал не доучили.

Работа с карточками.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать «зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер карточки.

Типы карточек, используемых на уроках природоведения.

Первый тип карточек следует начать применять во 2 классе в начале учебного года. Методическая особенность при со­ставлении этих карточек заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).

№ 1. К теме «Части растений».

  1. (Рисунок растения со всеми частями.) Подпиши части растения.
  2. Подчеркни, что относится к неживой природе - мышь, камень, снег, дерево, солнце, ветер.

№ 2. К теме «Термометр».

1. (Рисунок термометра.) Подпиши части термометра.

2. Что означает каждое деление на термометре?

3. Запиши числами: пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль градусов.

Второй тип карточек — карточки, в кото­рых содержится по 2—4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме и по­ставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность инди­видуально подойти к проверке каждого уча­щегося.

№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью». — для слабого ученика

1. Перечисли 3—5 видов насекомых

2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?

3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?

№ 2. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью» — для среднего ученика;

1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке. (На рисунке изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).

2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?

3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?

№ 3. К теме «Растения и животные летом и осенью» — для сильного уче­ника.

1. Назови признаки насекомых.

2. Почему паук — это не насекомое?

3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?

Третий тип карточек отличается от преды­дущего вида тем, что требует меньше време­ни на написание ответа. Условно их можно назвать программированными В этих карточ­ках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые преду­сматривается в виде выбора правильного от­вета, который фиксируется или каким-то значком, например, «+», или написанием отдельных букв.

№ 1. К теме «Животные леса»

1. Из данного перечня видов птиц выдели насекомоядных и отметь буквой «н», хищных и отметь буквой «х», растительноядных и отметь буквой «р», питающихся смешан­ной пищей и отметь буквой «с»:

ястреб

чечетка

дятел

синица

клест

поползень

снегирь

орел

тетерев

глухарь

иволга

сойка

2. Выдели особенности каждой группы птиц.

Образец ответа. Насекомоядные птицы от­личаются тонким, удлиненным клювом, кото­рым захватывают насекомых. Поедают они самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.

Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчи­ваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питают­ся они грызунами, другими птицами, зай­цами и др.

Растительноядные птицы имеют короткий, широкий клюв. Питаются плодами, семена ми, молодыми побегами.

Дятел, поползень, сойка питаются смешанной пищей, т. е. растительной и животной.

№ 2. К теме «Весенние изменения в неживой природе.

Выбери правильный ответ (Варианты ответов написаны на листочках, которые вкладываются в кармашки приклеенные на карточку Листочки, на которых написаны варианты отве­тов, сделаны из твердой бумаги, могут иметь разную форму, цвет, размеры)

1. Основное изменение весной в неживой при­роде. (варианты -похолодание, потепление). (Учащиеся выбирают правильный ответ и вставляют в кармашек)

2. Назови другие признаки весны в неживой природе.

Варианты ответа: Другие признаки осадки в виде дождя, ледоход и половодье, оттаяла почва, небо голубое, высокое.

Четвертый тип карточек — это карточки с дидактическими заданиями. В этих кар­точках помешаем тексты, читая и анализи­руя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.

№ 1. К теме «Растения весной».

  1. Подумай, какое это растение.
  2. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение отцветет, а ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков, начинают разворачиваться крупные листья.

2. Ответь на следующие вопросы. Как называется это растение? По каким признакам ты узнал его? Почему оно так называется?

№ 2. К теме «Дикие животные зимой» (Карточка для сильного ученика)

1. О каком зверьке здесь говорится?

2. Как ты это узнал?

3. Если сможешь, нарисуй следы этого животного.

Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с «жиров» Там, тревожно прислу­шиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины да на се ново зной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру — уснул, не закрыв глаза.

Пятый вид карточек — карточки, содер­жащие задания, выполнение которых предпо­лагает практические действия учащихся. У школьников эти карточки одни из самых любимых Само задание помеща­ется прямо на карточке, или учитель дает его в качестве дополнения к карточке.

№ 1. К теме «Лиственные и хвойные растения зимой»

1. Перечисли известные тебе виды хвойных растений

2. Разложи листочки (хвоинки) хвойных расте­нии на 3 группы: сосны обыкновенной, ели обыкновенной, сосны сибирской.

(Пакет со смешанными хвоинками)

3. Как ты их узнал?

№ 2. К теме «Растения летом и осенью»

1. Помоги Красной Шапочке разложить грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. Подпиши названия этих грибов. (Грибы, изображенные на карточках: белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, бледная поганка, опята, сыроежка, желчный гриб).

2. Напиши основные правила, которые необхо­димо соблюдать, когда будешь собирать грибы.

Шестой тип карточек — карточки на ор­ганизацию сравнения. Это карточки для силь­ных учащихся и позволяют учителю выяс­нить, как ученики умеют сравнивать, т. е. выделять различия и устанавливать сходство между изученными явлениями природы, объектами природы.

№ 1. К теме «Весна в природе»
Признаки Время года
Осень Весна
1. Основные признаки в нежи­вой природе 2. Другие признаки в неживой природе 3. Основные изменения в мире растений   4. Основные изменения в мире животных Похолодание, часто идут дожди   Хмурое, низкое небо, холодная поч­ва Изменение окраски листь­ев, листопад, засыхают тра­вянистые растения, расте­ния готовятся к зиме Запас жира, линька Потепление, ледоход и половодье   Небо голубое, высокое, оттаяла почва Сокодвижение, набухание почек, их распускание, цветение деревьев и кус-тарников, появление ра-ноцветущих трав Линька, ро­ждение дете­нышей, некоторые просы-паются от спячки
Даны примерные варианты ответов

Особый тип карточек – это карточки, на которых помещены вопросы, помогающие ученикам составить связный рассказ по изученной теме. Такие карточки предлагаются учащимся, которым необходимо время, чтобы сосредоточиться, вспомнить домашнее задание, продумать последовательность рассказа, преодолеть робость. Эти карточки даются 2-3 ученикам в самом начале опроса, ученик 5-7 минут думает (в то время учитель работает, например, фронтально с классом), после чего его вызывают к доске.

№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью».

1. Каких птиц называют перелетными?

2. Назови 5 видов перелетных птиц

3. Составь рассказ о животном, изображен­ном на иллюстрации, по плану (на иллюстрации изображен грач):

— название,

— опиши внешний вид размеры, окраску, особенности клюва,

— чем питается,

— где живет,

— какое значение имеет в природе,

— как необходимо к этому относиться?

Наши рекомендации