IX Всероссийский конкурс учебно-исследовательских
экологических проектов
Г.
заявка на участие в конкурсе
Регистрационный № (заполняется оргкомитетом) | ||
Название коллектива (если авторов не более трех– их фамилии и имена, класс) | ||
Полное название школы, учреждения дополнительного образования или другой организации, при которой выполнялся проект | ||
Город (поселок, деревня) | ||
Регион (республика, область, край) | ||
Название проекта | ||
Номинация, на которую подается проект | ||
Фамилия, имя, отчество руководителя (руководителей) | ||
Почтовый адрес | ||
Контактные телефоны | ||
Адрес электронной почты |
Форма №2
«Человек на Земле»
IX Всероссийский конкурс учебно-исследовательских
экологических проектов
Г.г.
Сведения о руководителе проекта
(если руководителей несколько, форма заполняется на каждого руководителя отдельно)
01. | Регистрационный № (заполняется оргкомитетом) | |
02. | Фамилия, имя, отчество (полностью) | |
03. | Должность | |
04. | Место работы (полное название учреждения) | |
05. | Регион (республика, область, край) | |
06. | Город (поселок, деревня) | |
07. | Образование, научная степень (если имеется) | |
08. | Стаж педагогической работы | |
09. | Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения | |
10. | Почтовый адрес | |
11. | Контактные телефоны | |
12. | Адрес электронной почты |
11. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1.
Рекомендации
по выбору тематики исследований и методике выполнения проектов семейными коллективами с участием детей до 10 лет
Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он приобрел в дошкольном и младшем школьном возрасте личный опыт постижения законов природы. Мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры могут сами выступить в роли наставников для младших детей и помочь им принять участие в исследовательских проектах, подходящих для их возраста, способностей и интересов.
Дома, на прогулке, на летнем отдыхе можно обратить внимание детей, что жизнь мира природы подчиняется своим законам.
Наиболее удачно основные законы природы были сформулированы в виде афоризмов американским биологом и экологом Б. Коммонером:
- Всё связано со всем
- Всё должно куда-то деваться
- Природа знает лучше
- Ничто не даётся даром
Семейные коллективы могут представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по экологическому мониторингу природной среды с помощью методов биоиндикации.
Например:
· Оценить пригодность для жизни растений почвы на разных участках доступной для ребенка территории. Одинаковые сосуды (емкости из-под кока-колы с обрезанным верхом) заполнить почвой, взятой с исследуемых участков (например, глина из соседнего карьера, песок из песочницы, земля с дачной грядки). Посадить одинаковые растения. Поместить в одинаковые условия. Обеспечить одинаковый уход. Следить за судьбой растений. Описать (сфотографировать, зарисовать) и обсудить результат.
· То же самое сделать, оценив прорастание семян кресс-салата.
· Оценить здоровье окружающей природной среды по степени нарушения симметрии листьев березы (детали методики можно найти на сайте «Ученые – детям»).
· Исследовать степень заселенности почвы мелкими обитателями. С этой целью извлечь из образцов почвы, взятых на разных участках доступной для ребенка территории, мелких обитателей. Набрать в сосуд из-под кока-колы почву с грядки, из песочницы, из-под куста живой изгороди и т.д., перевернуть сосуд горлышком в прозрачную чашку (например, обрезанное на высоту 10 см дно другой емкости) и нагреть дно перевернутого сосуда (например, с помощью настольной лампы). Обсудить с детьми, откуда взялись в нижнем (обрезанном) сосуде мелкие существа, попытаться определить их названия и обязательно вернуть эти существа домой: на грядку или под куст.
Также можно представить выполненные с участием детей до 10 лет проекты по таким тематическим направлениям:
· «Живая аптека». Изучить, где на доступной для ребенка территории (в лесу, на лугу, на дачном участке) растут лекарственные растения. Вместе собрать и обработать лекарственные растения. Описать, какие части растений можно использовать и от каких болезней. Как лечить членов своей семьи с помощью лекарственных трав? Вырастить лекарственные растения в доме (каланхоэ, алоэ, красулу толстянку, традесканцию, бриофиллюм, календулу, мяту).
- «А у нас во дворе». Во дворе есть природные объекты: деревья, кустарники, травы, цветы, насекомые, животные и птицы. Хорошо бы, чтобы ребенок их узнавал и интересовался их жизнью и судьбой. Интересно выяснить вместе с ребенком, какие природные объекты живут в вашем дворе по воле человека, поинтересоваться, кто эти люди? Насекомые и птицы (во многих дворах и крыс можно увидеть иногда) появляются сами по себе. Хотя – птиц можно привлечь птичьими домиками. Есть ли они в вашем дворе? Наверное, кто-то из соседей (а быть может, и вы сами) развешивает зимой кормушки для птиц и подсыпает туда корм. Есть ли поблизости от вашего двора место для выгула собак? Или хозяева выводят своих питомцев, куда глаза глядят? По-настоящему рукотворные объекты во дворе – скамейки, детские и спортивные площадки, места для сбора мусора. Кто и как ими пользуется? Нравятся ли они вам? Кто содержит их в порядке? Хорошо или плохо? С кем вы дружите в своем дворе? Что вы знаете о своих соседях? И т.д.
- «Вода в доме». Изучить вместе с ребенком места в доме, где нужно использовать воду (кухня, ванная, туалет, поилка у птиц, домашние растения, аквариум). Выяснить, откуда и как вода попадает в дом, сколько ее нужно для той или другой цели и нужно ли воду предварительно готовить для использования. На какие домашние нужды используется вода? На что ее тратится больше всего и откуда берется вода в доме? Как дома следить за чистотой воды? Приготовить несколько сосудов с чистой и загрязненной (песком, тушью, мусором) водой, предложить ребенку оценить качество воды. Попробовать вместе с ребенком очистить воду: отцедить крупный мусор, осадить песок, отфильтровать (например, через слой ваты на дне воронки). Познакомиться с работой домашнего очистителя воды, если он есть. Оформить результаты наблюдений и исследований в виде отчета с фотографиями, рисунками, таблицами и текстами.
· «Малыши и взрослые». Организовать наблюдение за развитием мальков в аквариуме, котят, щенят или птенцов (что окажется возможным). Описать, зарисовать, сфотографировать, как изменяется форма организмов при развитии? Как и когда малыши становятся похожими на родителей?
- «Запасы». Изучить вместе с ребенком, какие хранятся в доме запасы пищи и в каких условиях. Описать вредителей домашних запасов и способы борьбы с ними. Изучить, как оценивать, не испортились ли запасы. Описать судьбу испорченных запасов.
- «Идем по плану». Составить вместе с ребенком план квартиры, а также карту-схему микрорайона и дачного участка. Обозначить на этих схемах места общего пользования и свою комнату, магазин, почту, детскую площадку, поликлинику и детский сад или школу. Изучить план посадки деревьев и кустарников на территории. Выяснить, какие правила помогают всем жить дружно в семье? В детском саду или школе? В микрорайоне?
- «Упаковки». Собрать вместе с ребенком коллекцию разных упаковок. Описать их судьбу после первичного использования. Придумать вместе, как дать упаковкам вторую жизнь. Составить коллекцию таких вещей. Описать судьбу новых вещей, сфотографировать их и зарисовать.
На сайте «Ученые – детям» НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова [http://kids.genebee.msu.su] можно познакомиться с некоторыми примерами такой работы и попробовать свои силы, выполнив вместе с детьми младшего возраста интересное исследование, доступное им по возрасту и способностям, и подготовив материалы для участия в конкурсе.
Рекомендации подготовлены Татьяной Васильевной Потаповой,
доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником
НИИ ФХБ имени А.Н.Белозерского
МГУ имени М.В.Ломоносова
Срок подачи материалов на Конкурс до 05 октября 2012 г
Заявка на участие в конкурсезаполняется в он-лайн режиме на сайте www.chemeco.ru в разделе «Регистрация участников IX Всероссийского конкурса «Человек на Земле»
Аннотация и отчет направляются по адресу: HranitelyZemly @gmail.com