Средние значения площадей городов и ореолов загрязнения 4 страница
На формирование семьи и ее жизнедеятельность влияет уровень урбанизации. Жизнь в городах резко меняет сложившиеся у людей социально-психологические установки, снижает или полностью нивелирует многие нормы поведения и следование обычаям. И хотя в городе, как и в сельской местности, семья играет определяющую роль в жизни людей, между современной городской и сельской семьями существуют заметные отличия.
Воздействие внешних факторов способствует формированию тех или иных личностных качеств человека. Для поддержания жизнеспособности семьи, высокого уровня здоровья ее членов необходимо разумное самосохранительное поведение, т.е. забота о собственном здоровье и здоровье своих близких. Одно из важных условий самосохранительного поведения — здоровый образ жизни. В последние годы сформировалась специальная наука о здоровом образе жизни, получившая название валеология.
Структура и социально-психологические особенности семьи.Одновременно семья является и социальным институтом, и малой группой. Как социальный институт она реализует жизненно необходимую функцию самосохранения общества, воспроизводства
новых поколений. Как малая группа, в рамках которой индивиды вступают в первичные межличностные отношения, семья удовлетворяет их социально-психологические потребности, реализует естественные потребности своих членов. Семья — это общность людей, основанная на общесемейной деятельности. Члены этой общности связаны узами супружества — родительства — родства и тем самым осуществляют воспроизводство населения и преемственность семейных отношений, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов.
Семья как неформальная группа не имеет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень контактов между ее членами определяется отношениями родства, чувствами любви, привязанностью друг к другу и ответственностью за каждого. Кроме того, в ней осуществляется совместная деятельность всех членов, выполняется большое количество функций. Низшим пределом численности семьи выступает триада, если она полная, или диада, если в ней нет ребенка. В семье может быть 7—11 человек, если она многодетна и насчитывает не одно поколение.
В семье формируется потребность в принадлежности к группе, или социабельность. Процесс становления семейной малой группы как психологической общности сложен и длителен, главное в нем — развитие групповой сплоченности и выполнение все большего числа функций.
В работах З.А.Янковой, посвященных теме «Семья как малая социально-психологическая группа», наряду с психологическим понятием «лидерство», используется и понятие «глава семьи», с которыми связаны отношения доминирования и подчинения. В ряде работ встречается термин «руководитель» — тот, кто организует всю деятельность семьи и берет на себя функции управления.
Лидер, как правило, регулирует межличностные отношения в семье. Нередко лидерами в каждой сфере жизни становятся разные члены семьи. Такое разграничение обязанностей характерно для современной городской семьи. Иногда оно закрепляется так называемым семейным договором, в рамках которого члены семьи договариваются о распределении функций и ролей.
Глава семьи характерен для традиционной семьи, обычно в этом качестве выступает ее старший мужчина. Однако и социологические, и этнографические исследования свидетельствуют о том, что и в традиционной семье функции главы частично делятся между старшим мужчиной и старшей женщиной. Но последнее слово в такой семье принадлежит всегда мужчине. В обществе семью представляет ее глава как важнейшую единицу микросреды.
Поскольку руководство в семье имеет синтетический характер (с одной стороны, подчиняется норме, с другой — зависит от признания членов семьи), оно проявляется в разных формах —
авторитарной, демократической, анархической. Последняя форма qaU1e других приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами. Равным образом и лидерство проявляется в разных формах — директивы, попустительства, психологического равенства.
В работах многих психологов разные типы лидеров в зависимости от их деятельности определяются как лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер — генератор идей. Согласованное решение чаще всего принимается в семьях, где лидер является организатором и генератором идей. Общесемейное решение — в том случае, если лидерство осуществляется демократично. Самый высокий уровень несогласия и непонимания отмечается в семьях, где общее руководство имеет попустительский, а лидерство — анархический характер.
Семья выполняет специфические функции:
1. Регулирование сексуальных отношений (семья упорядочивает их).
2. Воспроизводство населения: налаживает системы замещения
одного поколения другим.
3. Социализация: новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.
4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.
Семья выполняет неспецифические функции:
1. Накопление и передача собственности.
2. Социальное самоопределение: в семье человек получает фамилию, имя, отчество, социальный статус, право распоряжаться жилищем. Он становится членом того же класса, расы, этноса и религиозной группы, к которой принадлежат родители.
3. Организация производства.
4. Потребление.
5. Организация отдыха и досуга (рекреационная).
6. Забота о здоровье и благополучии членов семьи (санологи-
ческая).
7. Создание внутрисемейного микроклимата, способствующего
снятию стрессов.
8. Сохранение высокого качества среды обитания на всех уровнях.
Семья обладает следующими признаками:
• влияет на индивида первично как по времени, так и по содержанию;
• формирует личность в целом, а вторичные факторы воздействуют на нее лишь в определенных аспектах;
• представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит;
• члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных;
• представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу;
• удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей.
Образ жизни семьи.Важнейший показатель семьи как малой
социально-психологической группы — удовлетворенность семейным образом жизни. Этот показатель позволяет судить о стабильности семьи. Ориентация на семейный образ жизни, пожалуй, еще убедительнее доказывает принадлежность семьи к малой социально-психологической группе. Оба показателя имеют сложную структуру и необходимы в оценке единства семьи как малой группы и как социального института.
Образ жизни семьи как процесс распадается на несколько стадий: 1) молодая семья; 2) семья с детьми: а) маленькими, б) среднего возраста, в) старшего возраста, г) создавшими собственную семью.
Каждая стадия имеет свои особенности и свои противоречия. В период адаптации молодых супругов при совместной жизни происходит выработка реалистического восприятия друг друга и ориентации на семью, нередко сопровождающаяся противоречиями. Неумение взять на себя и играть роль родителей предполагает поиск нового знания в этой сфере. Возникает необходимость решать задачи опеки и автономии детей, приобретать навыки создания для них среды не только внутрисемейного, но и внесемейного общения. Наконец, когда выросшие дети уходят из дома, выдвигается проблема снятия отчуждения, формирования специфических интересов пожилых людей.
Преодоление возникающих противоречий и трудностей способствует формированию такого социально-психологического феномена, как семейное единство. Это единство состоит из трех основных уровней. Первый характеризуется непосредственными эмоциональными и межличностными отношениями между мужчиной и женщиной и их детьми, между старшими, средними и младшими поколениями. Второй представляет собой так называемое ценност- j но-ориентационное единство супругов и других членов семьи, опосредованное совместной деятельностью. Третий включает еще более глубокие связи, выражающие общее отношение членов семьи к труду, природе, обществу в целом, их взгляды на мир.
Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что единство супругов не лишено противоречий между ними, что порождает определенную дисфункциональность семьи как малой группы. Без учета всех уровней единства семьи, всех проблем, воз-
нИкающих в процессе ее функционирования и развития как малой социально-психологической группы, исследование неизбежно утрачивает свой системный характер.
Устойчивость семей.Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сохранение общественной стабильности, исторической преемственности поколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто только при условии полноценного выполнения семьей своих функций. В ходе социально-политических перемен семья становится одним из основных институтов формирования новых ценностей и норм поведения. К сожалению, сложная социально-экономическая ситуация, потеря жизненных ориентиров частью общества в условиях происходящих перемен существенно деформировали представления людей о семейных ценностях.
Социологическое исследование современной семьи в России и США выявило ряд основных отличий семейного образа жизни в этих странах. Первое из них касалось добрачного поведения и выбора супруга. В России, принимая решение о браке, только 50 % женщин и 65 % мужчин уверены в успехе семьи; 15 % женщин и 10 % мужчин убеждены в неизбежности развода; остальные не имеют на этот счет определенного мнения. В Америке от 80 до 90 % мужчин и женщин, вступая в брак, уверены в счастливом будущем своей семьи. Очевидно, что в России возможность распада брака закладывается уже на стадии выбора партнера. Установки на преодоление противоречий, на укрепление единства семьи фактически не существует.
В России, по мнению исследователей, слабее чем в США, сформировано чувство ответственности за будущее брака. Для российской молодежи брак обычно является легальной возможностью жить отдельно от родителей, иметь право получить собственную квартиру. В США — это союз лиц, принявших решение создать семейную общность, иметь спутника жизни и детей.
В США выявлено более серьезное отношение к семье и к судьбам старшего поколения. Старость для пожилых американцев — это возвращение к романтике двадцатилетнего возраста. В России для многих — это доживание, отчуждение от среднего и молодого поколений, от общества в целом.
Существует также большое различие в поведении супругов после развода. В России — это, как правило, полный разрыв отношений. В США — продолжение общения, соучастие в воспитании детей, взаимопомощь. В результате этого появились понятия «благополучный развод» и «бинуклеарная семья», соединяющая две семейные структуры.
На материале социологических исследований было разработано понятие «способность к браку». Оно предполагает развитие
умения человека общаться, эмоционально сопереживать, заботиться о ближних, а также самоконтроля и самодисциплины, сотрудничества.
Большое число разводов, высокий уровень внебрачной рождаемости приводят к увеличению количества неполных семей с несовершеннолетними детьми. Например, в России только в 1995 г. распад браков разъединил родителей 588 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Сразу после второй мировой войны внебрачные дети составляли в России 24%, т.е. почти четверть всех родившихся. Причина этого явления очевидна: огромные потери молодых мужчин во время войны и естественное стремление одиноких женщин иметь детей. В послевоенные годы доля внебрачных детей постепенно уменьшалась — до 17% в 1955 г., до 13 % в 1960 г. идо минимального значения 10 % — в 1968 г. С конца 1960-х годов до середины 1980-х отмечалась стабилизация этой доли на самом низком за весь послевоенный период уровне (порядка 11%), а затем она снова стала расти. В 1990-е годы внебрачная рождаемость росла очень быстро. В 2000 г. вне брака в России родилось 354,2 тыс. детей, что составило 28 % всех родившихся в этом году.
Воспитание потомства.Одна из ключевых проблем любого общества — воспитание подрастающего поколения в духе преданности и любви к своей семье, своей социальной общности, своей стране, уважения и сохранения духовных ценностей своего народа. В наиболее общем виде воспитание представляет собой постоянное и планомерное влияние родителей и школы на младенца, ребенка и подростка. К числу главных средств воспитания относятся: личный пример старших (родителей, учителей, взрослых родственников, знакомых), умение убеждать, справедливо требовать или запрещать, обучать. Выпадение одного или нескольких элементов воспитания может приводить к отрицательным эффектам, ущербному воспитанию, что часто наблюдается в неполных семьях.
Социальные психологи и передовые педагоги предлагают следующую воспитательную стратегию. В младенчестве ребенок склонен к подражанию. Позже, в дошкольный период, его нужно научить чувствовать себя творцом, способным осуществлять собственные замыслы. В школьном возрасте с помощью семьи, школы и внешкольных структур развивать способности к рефлексии, умение понимать свои действия, оценивать их и анализировать действия других. В результате ребенок начинает стремиться искать собственные ответы на любые вопросы, верить не авторитету, а логике доказательств. Разумеется, все это должно сопровождаться развитием навыков утилитарной деятельности и социального взаимодействия.
У этнических групп, сохранивших тесную связь с природой, важную роль играет народная педагогика, которая с детства учит
людей беречь природные ресурсы, не убивать без нужды животах и т.д. Выраженное в этих предписаниях экологическое сознание является преимущественно адаптивным. Человек стремится не наносить ущерба природе, частью которой он себя сознает.
Исторические изменения, происшедшие с семьей в XVIII—XX вв.3 процессе исторического развития семья, адаптируясь к социальным переменам, претерпевает значительные изменения. Непоследовательность, а иногда и противоречивость этих изменений, а также большое культурное разнообразие народов России предопределяют и многообразие существующих моделей семьи, многие из которых имеют переходный характер.
Поступательное развитие общества (индустриализация, урбанизация, эмансипация женщин, перемещение производственной деятельности за пределы семьи и пр.) ведет к тому, что традиционная многодетная семья все больше уступает место семье городской, малодетной, состоящей, как правило, из одной брачной пары (матери, отца) с детьми или без детей, с равноправными отношениями членов семьи. В настоящее время процессы формирования семей идут по-новому: проще стало отношение к заключению и прекращению браков, появлению детей, происходит более раннее отделение детей от родительской семьи и т. п. Возрастает многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства, матримониальная и «жизнеустроительная» мобильность людей, меняются представления о семейных ролях и семейной морали. В результате:
• Формируется иная структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции ее нуклеаризации, сокращения числа детей. Существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов.
• Изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи): традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни.
• Наблюдается активный процесс эгалитаризации (установления равенства) внутрисемейных отношений. Происходит переход от жесткой, авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей — родителям, к демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми.
• Меняются ролевые отношения в семье: от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные функции, семья переходит к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.
Любые социальные процессы имеют как положительные, так и негативные последствия. Трансформация брачно-семейных отношений сопровождается большим числом разводов и неполных семей, малодетностью, низким воспитательным потенциалом многих
семей, падением престижа семьи у определенных слоев населения конфликтностью и дезорганизацией значительной части семей' На смену традиционным родственно-семейным отношениям на смену доминированию семейных ценностей над личностными, пришло преобладание эгоистических индивидуальных, прежде всего экономических целей в семейной жизни.
На место семейного домохозяйства с его неразделенностью дома и работы пришло их абсолютное территориальное и психологическое размежевание. В урбанизированных регионах получает распространение чисто потребительский тип семьи, в которой общесемейная деятельность сводится в основном к удовлетворению личных физиологических и психологических потребностей ее членов, дополняемому потреблением услуг внесемейных учреждений и институтов за счет индивидуальных доходов, получаемых за пределами семьи. Функционирование семейных норм и исполнение семейных ролей неизбежно связаны с различиями членов семьи по полу, возрасту, внутрисемейному статусу, а следовательно и с определенным неравенством между ними.
Физическое и психологическое размежевание дома, семьи и работы обусловило возникновение резкого контраста между первичностью внутрисемейных отношений, с одной стороны, и обез-личенностью отношений в окружающем семью мире — с другой. Утратилась профессиональная и социальная преемственность между отцами и детьми. На смену ей пришла относительная независимость социального положения детей от их происхождения, а также выход индивидов на внесемейные поприща за счет личных усилий. В системе семейных ценностей вместо превалирующих долга, ответственности перед всеми членами семьи, обеспечения благополучной старости родителям стали преобладать индивидуализм, независимость, личный успех и др.
Семейно-родственная система, объединяющая не менее трех поколений и несколько боковых ветвей с доминированием старших, уступает место децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родитель-ско-родовых связей, причем в самом супружестве доминируют индивидуальные, эгоистические интересы.
На смену разводу по инициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружеской неверностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительно межличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потому переставший быть чем-то чрезвычайным.
Брачный выбор, осуществляемый родителями или другими родственниками при минимальном учете интересов и желаний самих вступающих в брак, сменяется выбором молодыми людьми друг друга независимо или даже вопреки воле родственников и предписаниям обычаев.
Многовековая традиция многодетности с характерным для нее ясестким запретом на любое преднамеренное вмешательство в репродуктивный цикл сменяется новыми социокультурными нормами, не только допускающими, но и поощряющими такое вмешательство.
Домохозяйство.Анализ проблем семьи тесно связан с изучением домохозяйства, которое представляет собой социально-экономическую ячейку, объединяющую людей при организации их совместного быта. В отличие от семьи членами домохозяйства могут быть не только родственники или свойственники, но и друзья, компаньоны, наемные работники. Домохозяйство также может состоять из одного человека, живущего самостоятельно (рис. 12.3). Образующие признаки домохозяйства — общность бюджета его членов (полная или частичная), их постоянное совместное проживание и питание (табл. 12.1).
Таблица 12.1
Типы и размер домохозяйств
(по данным микропереписи населения 1994 г.)
Тип поселения | Размер домохозяйств, состоящих (на 1000 домохозяйств) | Средний размер домохозяйства, чел. | ||||
из 1 чел. | из 2 чел. | из 3 чел. | из 4 чел. | из 5 чел. | ||
Россия | 2,84 | |||||
Городской | 2,84 | |||||
Сельский | 2,85 |
Совместно могут жить и родственники и не родственники |
Семья |
Совместно живут только родственники |
Рис. 12.3. Соотношение семьи и домохозяйства |
Домохозяйство
МЯВ
w.*sDciva. vi семья, и домохозяйство способствуют удовлетворению потребностей человека. Потребности человека выступают источником его активности. Они обусловлены его воспитанием (социализацией) в широком смысле этого слова — приобщением к миру культуры, представленной как предметно (материальные потребности человека), так и духовно, в том числе эстетические потребности.
1. Лнатомо-физиологические (биологические) потребности обеспечивают выживание человека как индивида и сохранение его физического здоровья. Они включают и благоприятную для жизни природную среду, и чисто физиологические нужды (в питании, размножении, выделении и т.п.).
2. Социально-психологические потребности проявляются в желании иметь семью и детей, в общении с близкими людьми (мужем, женой), родственниками. Они обусловливают душевный покой человека и его относительную пространственную изоляцию. В то же время человек стремится к общению с другими людьми, в первую очередь, разделяющими его культурные интересы.
3. Этнические потребности обусловлены необходимостью обеспечить самостоятельность этноса, его существование и развитие. Они формируются на грани между «биологическим» и «социальным» человеком под влиянием среды жизни, сохраняющей «этническую наследственность».
4. Трудовые потребности обеспечиваются с учетом индивидуальных наклонностей человека, а также семейно-традиционных и национальных предпосылок. Природные ресурсы и условия служат одним из объектов и предпосылок приложения труда. Не трудясь, человек деградирует физически и морально.
5. Экономические потребности создают материальные возможности удовлетворения человеком качества жизни. Они включают обеспеченность материальными и другими благами, а также всем необходимым для жизни, в том числе природными условиями. 6. Социально-экологические потребности делают возможной адаптацию человека к условиям природной и социально-экономической среды. Их удовлетворение должно гарантировать:
• всесторонний комфорт человека, в том числе комфорт сферы услуг;
• степень обеспеченности жильем желаемого качества, возможность смены или расширения основного жилища;
• обеспеченность пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса от перенаселения;
• степень разнообразия (информативности) населенных мест и богатство их архитектуры;
• сохранность памятников природы, культуры и истории;
• вариации открытых и закрытых пространств.
7. Политико-правовые потребности включают: гражданские свободы , уверенность в завтрашнем дне, возможность общения с лицами сходного этнического происхождения и культурного уровня, е_ вхождения в эталонную социальную группу, возможность пользоваться культурными ценностями, доступность общепризнанных мест 0тдыха или сезонной (временной) перемены места и типа жилища. Потребности подразделяются на материально-энергетические и информационные. Часть информационных потребностей выделяют в качестве эстетических. Потребности можно рассмотреть по степени их важности для существования человека, например:
• физиологические;
. безопасность и порядок;
• собственная (близкая к себе) социальная группа и ее одобрение (принадлежность к этой группе);
• уважение окружающих;
. самовыражение и повышение социального статуса.
При широком понимании экологии практически все потребности человека — это экологические потребности. Неудовлетворенность потребностей — один из источников стресса.
Потребности и их удовлетворение. Между потребностями и возможностями их удовлетворить имеется дистанция огромного размера. Рассмотрим это на конкретном примере. Потребность в качественном полноценном питании и ее реальное удовлетворение можно оценить, анализируя табл. 12.2, в которой приведены данные о потреблении продуктов на душу населения в России и других странах. На Западе жители большинства стран практически
Таблица 12.2
Потребление продуктов питания на душу населения, кг/год
Продукты | Россия** | Австрия* | Франция* | США* |
Мясо и мясопродукты | ||||
Молоко и молочные продукты | ||||
Рыба и рыбопродукты | 9,9 | 8,6 | 20,0 | 10,0 |
Сахар | ||||
Растительное масло | 9,3 | 18,2 | 15.2 | 24,0 |
Овощи и бахчевые | ||||
Фрукты и ягоды | ||||
Хлеб и мучные изделия |
* Данные 1997 г. ** Данные 1999 г.
не ограничены в количестве потребляемой пищи. Определенные ограничения существуют в стоимости продуктов и их качестве Например, во Франции стоимость парного мяса из пригорода Парижа во много раз дороже мороженого мяса из Аргентины. Аналогичные различия наблюдаются и в отношении других продук„ тов. Поэтому представители различных социальных групп могут потреблять одинаковые продукты в равных количествах, но отличающиеся по качеству. Итак, с некоторой долей условности, можно сказать, что пищевые рационы жителей европейских стран и СЩд служат эталоном потребности в продуктах питания среднего жителя Европы, в том числе и россиянина.
В рационе россиян в 1999 г. в 1,5—2 раза было снижено содержание мяса. В зависимости от экономической обстановки в стране менялось количество потребляемых продуктов. Так, в тяжелом для страны 1950 г. жители СССР в среднем потребляли 26 кг мяса и 172 кг хлеба и мучных изделий. В 1990 г. в России потребляли 69 кг мяса на человека.
Практически всегда, в том числе и в наши дни, жители России отставали не только по потреблению мяса, но и по потреблению молочных продуктов, растительного масла, овощей, ягод и фруктов. Необходимая калорийность рациона достигается за счет хлеба и мучных изделий. Подобный рацион отражается на качестве здоровья населения. При этом необходимо отметить, что усредненный рацион весьма условен. Значительная часть населения России из-за недостатка денег не может себе позволить и то количество продуктов (кроме хлеба), которое приведено в табл. 12.2. В то же время небольшая часть россиян может обеспечить себе и своим близким любой рацион.