Тема: Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли вокруг Солнца
Задачи:формировать представление о вращении Земли вокруг своей оси как причине смены дня и ночи, годовом движении Земли вокруг Солнца при наклонном положении оси как причине смены времен года; содействовать осознанию учащимися причинности всех явлений на Земле, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; воспитывать чувства удивления и восхищения мудростью природы.
Оборудование: глобус, настольная лампа, теллурий, карандаши, рисунки для моделирования сезонных картин или картины с изображением времен года.
Ход урока
Проверка знаний. Фронтальный тестовый опрос по заданиям:
Продолжите предложения:
Солнце – звезда, а Земля – …
В состав Солнечной системы входят …
Солнце – раскаленный, светящийся, газообразный шар, а планеты – это твердые, …
Земля в солнечной системе занимает самое …
На Земле есть все, что необходимо для существования жизни: воздух, …
Устный индивидуальный опрос: Расскажите, что вы знаете о планете Земля.
Представление рисунков, подготовленных учащимися.
Изучение нового материала.Начинается с разгадывания загадок и беседы по вопросам учебника на стр. … . Кто же виновник смены дня и ночи на Земле? Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Чтобы проверить предположения детей, проводится практическая работа (план ее приведен на стр. … учебника.) После практической работы делается вывод, который сравнивается с текстом учебника. С целью закрепления материала, ученики отвечают на вопросы после текста учебника.
Физкультпауза«Слышим – делаем».
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз – наклон и два - наклон, Зашумел листвою клен. | В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. | Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг – как полетит! Совушка-сова. |
Следующий этап урока посвящен выяснению причин смены времен года. Учитель предлагает детям два схематических рисунка (при наличии рисунков-деталей рисунок моделируется на доске). На одном рисунке показано зеленое дерево, цветущее травянистое растение, летает бабочка. На втором – снежная баба, заяц-беляк под кустом, дерево без листьев. Ученики опознают время года на каждом рисунке. Но чего не хватает на рисунке? Учитель заготавливает рисунки летнего и зимнего Солнца (летнее Солнце может быть более ярким, улыбающимся, с цветным зонтиком: зимнее Солнце может быть в шапке, в валенках, менее яркое), ученики помещают рисунки Солнца на соответствующие сезонные картины. Учитель обращает внимание, чтобы рисунок Солнца был расположен на соответствующей высоте относительно дерева. Затем выясняется, почему Солнце размещено на разной высоте, почему происходит смена времен года. Вначале читается текст учебника, а затем проводится практическая работа на стр. … учебника. После практической работы и обсуждения ее результатов, школьники могут сделать рисунок в тетради, иллюстрирующий положение Земли относительно Солнца, когда в северном полушарии лето или зима.
В оставшееся время, учащиеся в микрогруппах или парах работают по заданиям под рубрикой «Порассуждай».
Подведение итогов. Для обобщающего закрепления используется игра «Верно – неверно». Когда ученики согласны с тем, что говорит учитель, хлопают в ладоши трижды и говорят «Да-да- да», когда нет – машут руками и говорят «Нет-нет-нет».
– Причиной смены дня и ночи является движение Земли вокруг Солнца.
– Смена дня и ночи происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
– Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за сутки, т.е. 24 часа.
– Смена дня и ночи была бы и в том случае, если бы не было Солнца.
– Смена времен года происходит потому, что Земля двигается вокруг Солнца при наклонном положении земной оси.
– Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.
Домашнее задание. Прочитать тексты по теме, ответить на вопросы к ним. Для желающих: нарисовать Солнце, каким его представляете в разное время года.