Позиционирование области по ключевым показателям относительно других регионов России и Северо-Западного федерального округа
Территория области испытывает значительную техногенную нагрузку по сравнению с другими регионами России. В приложении 2 приведены данные по антропогенному воздействию на окружающую среду в регионах Северо-Западного федерального округа в 2006 году (по данным сборника Федеральной службы государственной статистики «Основные показатели охраны окружающей среды в 2006 году»).
В 2006 году в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников по Российской Федерации (20,6 млн. тонн), доля области составила 2,3 %. Поколичеству выбросов область занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место в Северо-Западном федеральном округе. В то же время удельный вес уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем количестве выбросов, отходящих от стационарных источников в области один из самых высоких– 80,3 % (в среднем по России – 74,8 %, по Северо-Западному федеральному округу – 72,9 %).
По объему загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, в Северо-Западном федеральном округе область занимает 6 место. Показатель экономии свежей воды за счет оборотного и повторного ее использования – 85% самый высокий в Северо-Западном федеральном округе.
Вологодская область находится на 3 месте в Северо-Западном федеральном округе по объемам образования отходов и на 2 месте – по показателю использования и переработки отходов производства и потребления (исключая Ленинградскую область и Санкт-Петербург, у которых удельный вес образования отходов в общем объеме региона незначителен). В области 68,7% отходов используется и обезвреживается или передается на переработку.
Область занимает 4 место в Северо-Западном федеральном округе по объемам инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды и 11 место по доле ООПТ в общей территории.
По количеству разведанных запасов песчано-гравийного материала область занимает лидирующее место на Северо-Западе. Запасы торфяного фонда превышают запасы торфа Новгородской и Ленинградской областей, вместе взятых. В области расположено одно из крупнейших в России Белоручейское месторождение флюсовых известняков, способное обеспечить потребности ОАО «Северсталь» на 100 лет. Удельный вес минерально-сырьевого потенциала области составляет 0,045% от общероссийского.
Характеристика системы утвержденных плановых документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию
За последние годы в Вологодской области в целом сформирована нормативно-правовая база в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время на уровне области приняты и действуют 68 нормативных правовых актов. Только в 2006 году разработаны и приняты 4 закона области и 12 постановлений Правительства области в указанной сфере. Проводимая экологическая политика позволила сохранить существующий природный потенциал и не допустить ощутимого загрязнения окружающей среды, несмотря на развитие отраслей народного хозяйства.
Этому способствовали разработка и реализация:
концепций:
природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года;
непрерывного экологического образования в Вологодской области;
совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области;
мероприятий по охране окружающей среды и развитию минерально-сырьевой базы Вологодской области на 2006-2010 годы;
долгосрочных планов действий:
по развитию системы комплексного мониторинга окружающей среды;
по предупреждению пожаров в лесах и на месторождениях торфа;
по обращению с твердыми бытовыми отходами;
по развитию экологического образования.
В то же время выполнение принятых программ и мероприятий идет с отставанием из-за нехватки финансирования. Доля расходов в бюджете области на охрану окружающей среды недостаточна для решения актуальных природоохранных задач: в 2006 году она составила лишь 0,25%, в то время как аналогичный показатель в развитых странах составляет не менее 2-3% (в России в 2007 году по предварительной оценке он составит 0,26%).
Низкая эффективность решения экологических проблем обусловлена также недостаточностью правовой базы природоохранной деятельности, низким уровнем экологической культуры населения.
В плановых документах, определяющих развитие экономики на федеральном и областном уровнях (посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приоритетных национальных проектах, концепции Стратегии социально-экономического развития области, посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области), экологические проблемы отражены недостаточно акцентированно, учитывая остроту других проблем. Одной из целей разработки и реализации Стратегии является дальнейшее развитие природоохранной деятельности как приоритетного направления, без которого невозможно устойчивое развитие области.
5. Определение сильных и слабых сторон (SWOT – анализ)
Для оценки сложившейся ситуации произведен SWOT –анализ.
S (сильные стороны):
стабильная экологическая обстановка в области, 70% территории не подвержено сильному антропогенному влиянию;
существенная (выше, чем в других регионах) поддержка природоохранной деятельности Правительством области;
целевое планирование финансирования природоохранных мероприятий;
высокий уровень переработки промышленных отходов;
высокий процент оборотного водоснабжения в структуре водопотребления и водоотведения области;
включение в число приоритетных направлений развития муниципальных образований области совершенствования системы сбора, вывоза и захоронения отходов;
наличие системы комплексного мониторинга окружающей среды и ГИС-технологий;
наличие развернутой до уровня муниципальных образований области эколого-аналитической системы «Кедр-регион»;
развитая система непрерывного экологического образования и просвещения населения.
W (слабые стороны):
охрана окружающей среды и рациональное природопользование, за исключением лесной отрасли, не входят в число приоритетных направлений развития области;
значительная дифференциация городов и районов по уровню и возможностям социально-экономического развития;
концентрация промышленных предприятий в крупных городах, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Череповце, значительное антропогенное воздействие на водные объекты в городе Соколе;
отсутствие экономически эффективных механизмов компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей среды;
отсутствие системы сбора, вывоза и захоронения отходов в большинстве сельских поселений;
недостаточное выделение бюджетных средств на развитие инфраструктуры по обращению с отходами;
отсутствие у представителей частного бизнеса заинтересованности в развитии сферы сбора, переработки и захоронения отходов;
дробление полномочий в природоохранной сфере между федеральными и региональными органами государственной исполнительной власти, отсутствие единого координирующего органа;
увеличение количества автомобильного транспорта в городах Вологде, Череповце, Великом Устюге и, как следствие, рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
отсутствие ливневой канализации и очистки существующих ливневых стоков в большинстве населенных пунктов;
отсутствие или неудовлетворительное состояние очистных сооружений канализации в сельских населенных пунктах области;
недостаточное финансирование бюджетных организаций на оплату услуг по содержанию очистных сооружений канализации, септиков, вывозу твердых бытовых отходов;
недостаточное участие научных организаций области в решении экологических проблем.
O (возможности):
повышение эффективности управления природоохранной деятельностью на уровне муниципальных образований области в связи с передачей им отдельных полномочий в сфере охраны окружающей среды;
устойчивое финансовое состояние предприятий области – основных «загрязнителей» окружающей среды, реальная возможность их собственного финансирования природоохранных мероприятий;
формирование имиджа «зеленого региона», развитие экологического туризма.
T (угрозы):
риск увеличения негативного воздействия на окружающую среду в связи с ростом экономики и промышленного производства в целом.