Тема 3. Гражданское право
Цель: Охарактеризовать особенности гражданских правоотношений и основные институты гражданского права.
Задачи:
ü Определить специфику гражданского права как отрасли права
ü Выявить и охарактеризовать субъекты и объекты гражданских правоотношений
ü Познакомиться с порядком заключения и расторжения сделок
ü Охарактеризовать право собственности и другие вещные права
ü Выявить сущность гражданско-правового обязательства, познакомиться с мерами гражданско-правовой ответственности
ü Определить особенности наследования в Российской Федерации.
Примерный объем темы: 4 ч.
Содержание темы:
Понятие и источники гражданского права. Основные принципы гражданского права.
Гражданское правоотношение. Физические лица как субъекты гражданского права. Понятие гражданской правосубъектности. Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, виды, признаки. Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления как субъекты гражданского права. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав. Сроки. Исковая давность.
Основания возникновения гражданских правоотношений. Сделки: понятие, классификация. Договоры. Заключение и расторжение сделок. Признание сделки недействительной.
Право собственности. Формы собственности (общественная, коллективная, частная). Режим общей собственности. Способы приобретения и основания прекращения права собственности. Понятие вещных прав. Ограниченные вещные права. Защита права собственности и других вещных прав.
Право интеллектуальной собственности. Субъекты и объекты интеллектуальной собственности. Защита интеллектуальной собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Способы обеспечения исполнения обязательств.
Наследственное право. Наследование по завещанию и по закону. Порядок принятия наследства.
Методы: устного обучения, наглядного обучения.
Литература: 2, 12, 13, 14, 15, 29, 49, 50, 55, 62.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите особенности гражданского права как отрасли права.
2. Охарактеризуйте правосубъектность физических лиц в гражданских правоотношениях.
3. Назовите основные признаки и виды юридических лиц.
4. В каких случаях сделка может быть признана недействительной? Каковы юридические последствия признания ее недействительной?
6. В чем отличия права собственности и ограниченных вещных прав? Какие формы собственности вам известны?
7. Как в Российской Федерации осуществляется защита интеллектуальной собственности?
8. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение гражданско-правовых обязательств?
9. Каковы особенности наследования в Российской Федерации?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Определите основные отличия Российской Федерации от других субъектов гражданско-правовых отношений.
2. В каких случаях использование авторских произведений не будет являться нарушением авторских прав?
Тема 4. Семейное право.
Цель: Охарактеризовать особенности семейных правоотношений.
Задачи:
ü Определить особенности семейного права как отрасли права
ü Обсудить порядок заключения и расторжения брака, признания брака недействительным
ü Охарактеризовать правовой статус супругов, обсудить роль брачного договора в регулировании имущественных прав супругов.
ü Определить правовой статус родителей и детей
ü Познакомиться с алиментными обязательствами членов семьи, ответственностью за их неисполнение
ü Охарактеризовать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Примерный объем темы:
Содержание темы:
Понятие и источники семейного права. Принципы семейного права.
Брачно-семейные отношения. Понятие брака и семьи. Заключение брака. Признание брака недействительным. Расторжение брака. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор: понятие, порядок заключения.
Взаимные права и обязанности родителей и детей. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Порядок установления материнства и отцовства.
Алиментные обязательства членов семьи. Размер алиментов и порядок их предоставления.
Ответственность по семейному праву.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности органа опеки и попечительства. Процедура усыновления (удочерения), ее правовые последствия.
Методы: устного обучения, работы с документами.
Литература: 9, 12, 13, 14, 15, 29, 31, 35, 52, 68.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите особенности семейных правоотношений.
2. Каковы условия и порядок заключения брака в Российской Федерации? Какие особенности заключения брака в других странах вам известны?
3. Где может быть расторгнут брак? От каких обстоятельств это зависит?
4. Охарактеризуйте особенности законного и договорного режимов имущественных прав супругов.
5. Определите основные права и обязанности родителей и детей. Назовите причины лишения родительских прав.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Сопоставьте международное и Российское законодательства о правах ребенка.
2. Определите особенности алиментных обязательств членов семьи. Считаете ли вы справедливыми данные нормы?
3. Охарактеризуйте формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оцените их соответствие принципам семейного права.
Доклады по теме:
1. Международные документы о правах ребенка.
2. Права и обязанности родителей в Российской Федерации.
3. Права и обязанности детей в Российской Федерации.
4. Алиментные обязательства членов семьи.
5. Формы воспитания детей, оставшихся без родителей.
Тема 5. Трудовое право.
Цель: Охарактеризовать особенности трудовых правоотношений.
Задачи:
ü Определить особенности трудового права как отрасли права
ü Познакомиться с порядком приема на работу и увольнения с работы.
ü Охарактеризовать правовой статус работодателя и работника.
ü Выявить особенности правового регулирования профессиональной
деятельности учителя.
ü Определить меры дисциплинарной и материальной ответственности по трудовому праву.
Примерный объем темы:
Содержание темы:
Понятие и источники трудового права. Принципы трудового права.
Социальное партнерство и его принципы. Коллективный договор, его стороны, структура и содержание.
Прием на работу. Трудовой договор (контракт): понятие, его стороны, порядок заключения. Виды трудовых договоров. Основания прекращения трудового договора. Увольнение работника. Правовой статус безработного. Трудоустройство граждан.
Рабочее время: понятие, виды. Понятие и виды времени отдыха. Отпуск: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления.
Заработная плата. Системы оплаты труда. Гарантийные и компенсационные доплаты и выплаты.
Трудовые обязанности работника и работодателя. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Меры поощрения за успехи в труде. Материальная ответственность работника и работодателя.
Охрана труда. Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения. Право работников на забастовку.
Особенности правового регулирования профессиональной деятельности учителя.
Методы: устного обучения, наглядного обучения, работы с документами.
Литература: 10, 38, 46, 48, 51, 54, 59, 60, 63, 72, 77, 82.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое социальное партнерство? Какова роль коллективного договора в регулировании трудовых правоотношений?
2. Охарактеризуйте порядок приема на работу.
3. На каких основаниях может быть расторгнут трудовой договор?
4. Перечислите виды рабочего времени и времени отдыха.
5. Какие системы оплаты труда вам известны?
6. Охарактеризуйте порядок привлечения работник к дисциплинарной ответственности.
7. Как разрешается коллективный трудовой спор? В каких случаях коллектив имеет право на забастовку?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Определите роль трудового договора в регулировании трудовых правоотношений.
2. Охарактеризуйте особенности правового статуса учителя (прием на работу и увольнение с работы, время труда и отдыха, оплата труда, права и обязанности, основания привлечения к дисциплинарной ответственности) на основании Трудового кодекса РФ (гл. 52) и закона РФ «Об образовании» (ст. 53-56).
3. Перечислите меры охраны труда, применяемые в образовательном учреждении.
Доклады по теме:
1. Рабочее время: понятие, виды.
2. Понятие и виды времени отдыха.
3. Отпуск: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления.
4. Заработная плата. Системы оплаты труда.
5. Гарантии и компенсации работникам.
6. Понятие и значение трудовой дисциплины. Трудовые обязанности работника и работодателя.
7. Меры поощрения за успехи в труде.
8. Дисциплинарная ответственность. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания.
9. Материальная ответственность работника и работодателя.