Взаимодействие и соответствие
6.2.1. Соответствие
Душа не только оживотворяет тело, она проникает в каждый член тела, и в каждом действует соответственно замыслу Творца. Можно сказать, что каждый член тела действует по мановению души.
Между способностями души и свойствами членов тела есть глубинное соответствие.
"Каждая сила души его (человека) находится в гармоническом соотношении с чувствами тела и соответственными органами" [24] (Преподобный Максим Исповедник).
"Душа... обложилась и облеклась членами сего тела, облеклась оком ... всеми членами тела и срастворилась с ними" [25] (Преподобный Макарий Египетский).
"Будучи органом души, тело разделяется соответственно душевным силам, потому что оно устроено сообразным и приспособленным к ним... каждой психической способности (силе) – назначены особые части тела..." [26] (Немезий Емесский).
Взаимодействие, таким образом, продиктовано изначальным соответствием. Тело устроено приспособленным к способностям души, душа приспособлена к органам тела. В этом и реализуется принцип соответствия. 190
Но возникает другой вопрос: что первично в генезисе человека? Тело развивается по соответствию с душой или душа приспосабливается к телу, к его органам? По приведенным выше цитатам можно предположить, что в православной антропологии принято именно мнение о том, что развитие тела следует за душой, что именно душа – воспитатель.
6.2.2. Душа – управитель и воспитатель тела
Святитель Григорий Нисский предполагал, что в душе если не развитие можно наблюдать, то хотя бы постоянное раскрытие ее функций:
"По мере развития человека сила души раскрывается сообразно величине тела. Сперва, благодаря питательному началу и растительному началам, возникает она у тех, кто образуется внутри [материнской утробы] внутри сотворяемых [тел]. После того прилагает она происшедшим на свет дар чувствования, обнаруживая затем уже, словно некий плод, разумную [в них] способность..." [27].
Напротив, святитель Василий Великий полагал, что душа сразу может преподать телу всю свою мудрость, но тело должно еще вырасти, чтобы принять в себя эту мудрость:
"Дивись Мастеру, как Он души твоей силу с телом соединил, чтобы она, крайних пределов его достигая, главнейшие разобщенные члены к единому согласию... приводила. Рассмотри, какое тяготение исходит от души! Как приемлет тело жизнь от души, а душа – скорби от тела" [28].
"Чем Бог для души, тем и душа является для тела, воспитывая собою служебную материю и предрасполагая ее к Богу как сотоварища по рабству" [29] (Святитель Григорий Богослов).
Так же и другой святитель – Иоанн Златоуст:
"Как возничий для колесницы, как корабельник для судна, как музыкант для инструмента, так и душа учреждена Ваятелем для сего бренного сосуда. Она и поводья держит, и кормило движет, и струны перебирает" [30].
Для святоотеческой мысли очень характерно сравнение души с возничим или наместником, а тела – с колесницей. В этом поэтическом образе проступает глубокая убежденность в превосходстве души над телом.
Иначе и быть не может, ведь вся аскетика стоит на этом. Если душа не может управлять телом, то весь аскетический труд не достигает цели. С другой стороны, пленное тело приносит страдания душе, что может быть как источником пользы, т.е. аскезы, так и источником горьких страданий.
Так свидетельствует Священное Писание:
2 Мак.6:30: ...принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою охотно терплю их...
"Телесные делания... действуя неразлучно с душевными, суть самые сильные, помогающие тем душевным средствам (вниманию, бодренности, трезвению)..." [31] – говорит святитель Феофан Затворник. И это так потому, что душа столь тесно сопряжена с телом, что боль одного передается другой.
"Душа соболезнует телу по общению с ним, как и тело соболезнует душе; душа веселится при веселии тела, приемлет в себя и скорби его" [32] (Преподобный Исаак Сирин)
Это, однако, не значит, что в душе нет своих скорбей и страстей. Тот же святой отец пишет:
"...В душе и без телесного естества, естественно, есть похоть и раздражительность, это суть страсти души" [33].
6.2.3. Душа – пленница тела
Есть и еще один вариант соотношения души и тела. Мы уже встречали его у Василия Великого: душа и тело – "сотоварищи по рабству". Более определенно это высказал святитель Григорий Богослов, назвав тело трупом и тюрьмой:
"Душа есть Божие дыхание ... это свет, заключенный в пещере, однакоже божественный и неугасимый. И ты, душа моя ... кто сделал тебя ТРУПОНОСИЦЕЮ? (выделение мое. - А.Л.)" [34].
У такой точки зрения есть несколько обоснований: во-первых это неумеренный аскетизм, во-вторых, влияние эллинской философии, особенно Платона, в-третьих влияние Оригена, который считал, что Бог:
"...душу соединил c телом для наказания" [35].
Такое же мнение встречалось у еретиков, например, как передает писатель IV в. Егемоний, у манихеев:
"Материя... создала человека по роду того первого человека и связала душу в нем" [36].
На это возражал священномученик Мефодий Патарский:
"...Тело не есть узы, но... как в добре, так и в зле, оно содействует душе..." [37].
Итак, в православии все же преобладает оптимистическое отношение к связи души и тела. Это обусловлено двумя положениями, которые мы уже рассматривали: не тело виновник греха души, во-первых, и образ Божий раскрывается и в теле тоже, во-вторых.
"Человеческое тело, как и душа, суть художественные изделия Его человеколюбивого и благодетельного Промышления" [38] (Святитель Фотий Константинопольский).
И все-таки реальное состояние падшего человека таково, что тело весьма ограничивает душу.
6.2.4. Душа ограничена телом
Ограничения эти могут быть связаны с ростом тела, как мы уже отмечали, но могут быть и связаны с нравственными и онтологическими причинами.
"Душа... постольку стеснена в своей скорости, поскольку в движении ее участвует тело; но не теряет своего знания... душа, сопутствуемая своим телом, [хотя и] до некоторой степени задерживается смешением ее быстроты с медлительностью тела" [39], – так писал святитель Ириней Лионский. Примерно так же считали Евсевий Кесарийский: "Существо души, будучи естеством умным и словесным, в младен-
ствующем по естеству теле приобщилось, вопреки [своему] естеству, состоянию бессловесного существа" [40], и автор сочинения, приписанного святителю Василию Великому: "Но по необходимости изделие последует форме, то есть телу – душа, ибо надлежит им вместе быть чем-то сложным. Сперва, однако, – положение тела; душа же, по мере следования [ему], ограничена местом [которое занимает] в силу отношения [вар.: связи с] к телу, или смешения [с ним]" [41].
Протоиерей В.В. Зеньковский так охарактеризовал связь души и тела: "...сфера тела и сфера душевно-духовная не "склеены" вместе, а образуют в нем живое единство. ...человек всегда и во всем духовен... Если человек... есть живое единство... то он всегда и во всем и телесен, и духовен" [42].
Такая прозорливая точка зрения и нам внушает относиться к душе и телу не как к двум частям одного существа, а как к одному существу с двух разных сторон. Кроме этого, видим здесь важнейший методологический принцип: все в человеке: и греховный поступок, и духовный подвиг – все духовно. Человек никогда не плоть по сути, не низмен, но все совершает по духовному (хотя и весьма искаженному) смыслу.