Глава 9. Сферы государственного управления в области использования

И охраны водных объектов




Статья 75. Водохозяйственные балансы
Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами.
Водохозяйственные балансы предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов Российской Федерации и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.
Составление водохозяйственных балансов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.



Статья 76. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод.
Разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.




Статья 77. Государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов
Для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, программы, а также государственные программы субъектов Российской Федерации.
Федеральные государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать региональные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации, а также по использованию, восстановлению и охране обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Проекты региональных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов на территориях субъектов Российской Федерации подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водного фонда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проекты региональных программ по использованию, восстановлению и охране обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 78. Государственный мониторинг водных объектов
Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.
Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.
Государственный мониторинг водных объектов ведется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов.
Порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.





Статья 79. Государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр
Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Государственный учет поверхностных и подземных вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные государственного учета поверхностных и подземных вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет подземных и поверхностных вод осуществляется в Российской Федерации по единой системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.
Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.
Представление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.
Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда с участием федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и федерального органа исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).
Порядок осуществления государственного учета поверхностных и подземных вод устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственного водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством Российской Федерации.



Статья 80. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству.
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Порядок проведения указанной государственной экспертизы регулируется законодательством Российской Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.



Статья 81. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов призван обеспечить соблюдение:
порядка использования и охраны водных объектов;
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
режима использования территорий водоохранных зон;
иных требований водного законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (государственный федеральный контроль) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственный региональный контроль).

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяется Правительством Российской Федерации.


Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом, определяются Правительством Российской Федерации.
На основании определяемых Правительством Российской Федерации критериев федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечни объектов, подлежащих соответственно государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов.
Перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 82. Нормирование в области использования и охраны водных объектов
Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается:
в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.



Статья 83. Лицензирование в области использования и охраны водных объектов
Лицензирование в области использования и охраны поверхностных водных объектов осуществляет лицензирующий орган в области водопользования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет лицензирующий орган в области водопользования совместно с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.
Лицензия на пользование поверхностными водными объектами выдается лицензирующим органом в области водопользования, а лицензия на пользование подземными водными объектами выдается совместно с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.

Выдачу, оформление и регистрацию лицензии на водопользование осуществляет лицензирующий орган в области водопользования.
Лицензия на пользование трансграничными (пограничными) водными объектами выдается лицензирующим органом в области водопользования с разрешения федерального органа исполнительной власти в области безопасности государства.
Порядок лицензирования в области использования и охраны объектов определяется законодательством Российской Федерации.




Статья 84. Государственное регулирование водохозяйственной деятельности
Государственное регулирование водохозяйственной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда. При осуществлении водохозяйственной деятельности допускается передача водохозяйственных объектов в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным унитарным предприятиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Создание, реорганизация, ликвидация указанных государственных унитарных предприятий осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Наши рекомендации