Правовое регулирование водопользования.
Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
В юридическом смысле вода представляет собой химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии (Ст. 1 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) (далее - ВК РФ)). Воды - это вся вода, находящаяся в водных объектах. В свою очередь, водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Таким образом, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (ст. 7 ВК РФ). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
- поверхностные воды;
- внутренние морские воды;
- территориальное море России;
- подземные воды (ст. 8 ВК РФ).
Кроме того, поверхностные водные объекты подразделяются на:
- поверхностные водотоки и водохранилища на них;
- поверхностные водоемы;
- ледники и снежники.
Специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования.
Основными мерами государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются:
- разработка водохозяйственных балансов - расчетных материалов, сопоставляющих потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами;
- составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы должны содержать систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов (Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);
- принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, которые необходимы для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра. Разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы;
- ведение государственного мониторинга водных объектов - системы регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 ВК РФ);
- осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод - систематического определения и фиксации в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории (Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504);
- ведение государственного водного кадастра - свода данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях; ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1403);
- проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, - проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон (Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 716)
- работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383). Выделяют общее, специальное и особое водопользование.
Общее водопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоящих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ).
Специальное водопользование - это использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ).
Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ).
Водопользование (водопотребление и водоотведение) регулируется следующими правовыми мерами:
- установлением лимитов водопользования - предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются на определенный срок (ст. 90 ВК РФ);
- выполнением антимонопольных требований в области использования водных объектов: запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц (ст. 93 ВК РФ). Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 11 ВК РФ. Так, согласно ст. 94 ВК РФ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными для них негативными последствиями.
Необходимо отметить, что в водном законодательстве загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов, а под истощением вод - устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения (ст. 95 ВК РФ). При этом источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод.Запрещаются сброс и захоронение в водные объекты производственных, бытовых и других отходов, а также радиоактивных и токсичных веществ (материалов). Содержание радиоактивных и токсичных веществ в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде (ст. 104 ВК РФ).
Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природного объекта всемирного наследия - озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».