Сферы реализации социальной ответственности бизнеса
Выстраивая политику социальной ответственности, компаниям следует учитывать необходимость налаживания эффективных коммуникаций с обществом в целом и со стейкхолдерами.
При этом коммуникативные процессы формируются относительно определенных направлений деятельности, которые возможно сгруппировать следующим образом:
1. Права человека;
2. Трудовые отношения;
3. Корпоративное управление;
4. Окружающая среда;
5. Потребители;
6. Привлечение и развитие общины;
7. Социальные инвестиции
1. Права человека. Существует две широкие категории прав человека. Первая категория - гражданские и политические права, которая включает право на жизнь и свободу, равенство перед законом и свободу слова. Вторая категория - экономические, социальные и культурные права человека включает право на работу, право на здоровье, право на образование, право на социальную защиту.
Основную ответственность за соблюдение прав человека несет, бесспорно, государство, но относительно мер по избежанию пассивного восприятия или активного участия в нарушении прав человека ответственность возлагается на предприятие. Основной сферой ответственности за соблюдение прав человека предприятия непосредственно является обеспечение уважения к правам и свободам человека и недопущение дискриминации
Компаниям следует обеспечивать непричастность к нарушению прав и свобод человека, оказывать содействие искоренению любых форм дискриминации. Следует подчеркнуть, что поощрение или простое непротивление возникновению любых отличий, исключений или преимуществ, которое сводит на нет равенство в отношениях персонала предприятия, руководства и персонала или представителей компании с третьими лицами являются неэтическими и такими, которые противоречат идеологии социальной ответственности.
Предупреждение дискриминации по расовым признакам, цвету кожи, полу, возрасту, семейному положению, национальности или происхождению, религии, экономическим условиям, недееспособности, сексуальной ориентации, состоянию здоровья, заболеванием ВИЛ/СПИД, беременности, членству в партиях или политическим взглядам является одним из фундаментальных принципов международного законодательства о правах человека. В этой связи компаниям следует принимать меры по предотвращению дискриминации по отношению к работникам, партнерам, потребителям, заинтересованным сторонам, членам и всем с кем предприятие имеет коммуникации или на кого может влиять.
Соответствующую политику следует определять на уровне корпоративного управления (в корпоративном кодексе, политике или соответствующих процедурах) и своей деятельностью подтверждать безусловное уважение к правам и свободам человека, поддержку Декларации Организации Объединенных Наций о правах человека, запрет любой формы дискриминации.
2. Трудовые отношения.Предприятие, нанимающее персонал, вносит свой вклад в общую занятость. Создание рабочих мест, выплата заработной платы и других предусмотренных законом платежей, обеспечение безопасных условий труда, развитие персонала – это неполный спектр трудовых отношений, которые возникают внутри компании и связаны с социальной ответственностью.
Трудовые отношения, в частности включают такие аспекты, как наем и продвижение персонала; прекращение трудовых отношений; оплату труда; дисциплинарные процедуры; перемещение и назначение работников; обучение и развитие умений; защита здоровья, безопасность и производственную гигиену; а также любую политику и практику, которая может повлиять на условия труда, в частности рабочее время и время отдыха. Опосредованно к трудовым относятся отношения, связанные с правами работников на организацию и ведение коллективных переговоров, участие в трудовых спорах и социальном диалоге.
С целью реализации социальной ответственности в русле обеспечения занятости предприятиям следует:
· соблюдать законодательсные нормы, регулирующие трудовые отношения;
· активно планировать использование рабочей силы для обеспечения полной занятости и предотвращения массовых увольнений;
· вступать в диалог с персоналом для урегулирования тех отношений, которые законодательно отнесены к договорному регулированию, или неурегулированы законодательством;
· обеспечивать равные возможности для всех работников и максимально предотвращать прямую или опосредствованную дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, пола, возраста, национальности или происхождения, сексуальной ориентации, физических недостатков, состояния здоровья или членства в партиях;
· принимать меры для защиты личных, персональных данных работников; оказывать содействие включению в трудовые отношения максимально большего количества групп населения, в том числе тех, которые традиционно относятся к наиболее уязвимым.
3. Корпоративное управление.Управление компанией (корпоративное управление) в контексте социальной ответственности имеет особый характер, который обусловлен стремлением являться социально ответственным предприятием, иметь соответствующую систему принятия решений построенную с целью внедрения принципов и задач социальной ответственности, а также реализации соответствующих мероприятий.
Эффективное корпоративное управление следует основывать на принципах и практиках подотчетности, прозрачности, этического поведения, соблюдения интересов заинтересованных сторон и признании главенства права, как в процессе принятия решений, так и в процессе их реализации.
В контексте социальной ответственности компаниям, которые стремятся реализовывать собственную политику, следует:
· разработать и утвердить соответствующий внутренний документ (политику, кодекс, правила, процедуры и т.п.), в котором необходимо прописать инструментарий социальной ответственности, посредством которого воплощаются цели, задачи и миссия компании; план мероприятий социальной ответственности, критерии эффективности и индикаторы выполнения; группы заинтересованных лиц и коммуникационные каналы;
· создать систему экономических и неэкономических стимулов для различных категорий заинтересованных лиц (в том числе и для персонала компании), связанных с реализацией социальной ответственности;
· эффективно использовать финансовые, материальные и человеческие ресурсы;
· содействовать эффективному участию персонала всех уровней в принятии решений по вопросам социальной ответственности;
· отслеживать реализацию решений с целью отчетности за результаты решений и действий, как положительных, так и отрицательных;
· периодически анализировать и оценивать эффективность управления компанией.
4. Окружающая среда.Независимо от характера деятельности или расположения, предприятия влияют на окружающую среду, что связано с использованием ресурсов, выбросами загрязнений или продуцированием отходов.
Следует осознавать, что решение задач охраны окружающей среды невозможно без обеспечения защиты жизни и здоровья человека. Уменьшение отрицательного влияния производственной деятельности путем внедрения прогрессивных технологий, модернизации оборудования, сокращения производственных отходов и выбросов, а также создание безопасных условий труда на рабочих местах с учетом действующих требований законодательства в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды является значимым приоритетом социально ответственных предприятий.
Актуальным в этой связи является «триединый подход» (triple-bottom line approach), который принимает во внимание экономические, социальные и экологические аспекты решений и действий. В настоящее время экологические вопросы все более обостряются, что обусловлено исчерпанием природных ресурсов, загрязнением природной среды и разрушением целостных экосистем и, как следствие, климатическими изменениями. Экологическая ответственность каждого отдельного предприятия является предпосылкой выживания и благосостояния человечества в целом.
Одной из основных сфер, в которых природоохранная деятельность может быть наиболее заметной является предотвращение загрязнения, т.е.постоянное соблюдение и превышение экологических стандартов, в т.ч. уменьшение выбросов в атмосферу, воду, продуцирования твердых или редких отходов; загрязнения земли и грунтов, использования и размещения токсичных и вредных химикатов и т.д.
В этой связи представляется целесообразным:
· определить источники загрязнения и отходов, связанные с деятельностью, продуктами, услугами;
· измерить, зарегистрировать и информировать общественность относительно значительных источников загрязнения;
· разработать и сделать достоянием гласности программу, приемлемую для компании, заинтересованных лиц и их групп, ориентированную на уменьшение существующих выбросов, информировать общественность о результатах ее реализации;
· инициировать системный диалог со специфическими группами заинтересованных лиц, в том числе научными и аналитическими учреждениями, направленный на информирование относительно уменьшения уровня загрязнения от деятельности компании.
Относительно новым компонентом природоохранной деятельности компании есть политика потребления ресурсов. Этот аспект связан с ухудшением климата на планете и уменьшением запасов невозобновляемых ресурсов, таких как железная руда, природный газ, нефть и т.д. Следовательно, потребление ресурсов должно соответствовать меньшему уровню или равнозначному уровню естественного воспроизводства. Использование невозобновляемых ресурсов целесообразно в меньших объемах, чем те, которые могут обеспечить возобновительные ресурсы, такие как энергия воды, солнца, ветра, геотермальных источников и т.д. Используя инновационные подходы, компания может объединять собственное энергопотребление с такими видами активности, как энерго- ресурсоэффективность, что приведет к экологизации деятельности и, как следствие, к возникновению и распространению более лояльных к окружающей среде видов продукции и услуг.
В этой связи представляется возможным:
· закрепить соответствующие принципы в области охраны атмосферного воздуха, сохранения биологического разнообразия, управления и защиты водных и земельных ресурсов, охраны недр и управления отходами в соответствующих программных стратегических документах;
· проанализировать источники ресурсов и энергии, необходимые для бесперебойной деятельности;
· измерить дневной (месячный, квартальный, годовой) объем ресурсов, и потребляемой энергии, разработать комплексный план ресурсо- и энергосберегающих мероприятий;
· уменьшить продуцирование отходов от деятельности, при условии целесообразности вторично использовать сырье или материалы;
· по возможности и целесообразности внедрять альтернативные виды использования энергии, с акцентом на возобновляемую энергию.
5. Потребители.Все предприятия, которые производят товары/услуги для потребителей, имеют обязательства точно информировать о товаре или услуге, использовать честную и прозрачную маркетинговую информацию, поощрять ответственное потребление. В контексте социальной ответственности производители должны гарантировать соблюдение принципов:
· предоставления информации, необходимой для осознанного выбора;
· гарантии удовлетворительного качества предлагаемых потребителю товаров/услуг;
· возможности диалога потребителя и компании относительно неудовлетворительного качества товаров/услуг и гарантийного обслуживания;
· возможности получения справедливой компенсации исков, в том числе за некачественную продукцию или неудовлетворительные услуги и т.д.
Компаниям следует задекларировать и постоянно подтверждать на практике обязательства относительно производства и реализации качественных товаров/услуг, безопасных для потребителя.
В этой связи целесообразным также представляется постоянный диалог с органами государственной власти по вопросам формирования и реализации государственной политики гарантирования качества товаров/услуг и развитие конкурентного прозрачного рынка.
6. Привлечение и развитие общины.Конструктивное сотрудничество компании с территориальной общиной - одна из основных предпосылок делового успеха, значимая составляющая устойчивого развития предприятия. Следует учитывать, что среди заинтересованных в деятельности компании лиц или их групп, обязательно присутствуют представители общины. Особой сложностью в построении системного диалога компании с общиной является идентификация, поскольку часто они имеют разные или даже противоположные интересы. Основным индикатором в этом случае должно быть достижение целей, важных для общины.
Создание рабочих мест, предоставление дополнительных возможностей для получения образования; сохранение памятников культуры; обеспечение здравоохранения населения - ключевые сферы общественного развития, в которые компания может внести вклад. Также нельзя исключать таких аспектов, как укрепление института гражданского общества, культурные, социальные и экологические программы.
Разрабатывая планы развития территориальной общины, компании следует привлекать заинтересованные стороны, в том числе представителей дискриминированных групп. Следовательно, целесообразным представляется:
· вести систематический диалог с заинтересованными лицами и их группами, в частности, относительно определения приоритетов инвестиций и общественного развития;
· принимать участие в деятельности местных ассоциаций;
· поддерживать прозрачные отношения с должностными лицами местных органов власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что смещение акцента на поддержку и увеличение занятости на территории присутствия способствует формированию устойчивого положительного имиджа предприятия.
Для обеспечения занятости в общине компания может:
· инвестировать развитие инфраструктурных территориальных объектов;
· привлекать к аутсорсинговым бизнес-процессам представителей общины;
· принимать участие в местных программах развития знаний, в том числе программах обучения, повышения квалификации;
· вводить программы содействия развитию или улучшения знаний.
7. Социальные инвестиции.Согласно Международному стандарту ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» как социальные инвестиции рассматриваются любые финансовые, организационные или материальные средства, которыми компания может оказывать содействие развитию общества. Следовательно, задачей компаний в этом контексте является поддержка программ, направленых на улучшение социальных аспектов жизни общины и связаны с образованием, обучением, культурой, здравоохранением, развитием инфраструктуры, улучшением доступа к информации или любой другой деятельностью, которая оказывает содействие экономическому или социальному развитию общины или ее отдельных групп.
Социальные инвестиции не исключают филантропию и благотворительность, хотя и не должны ограничиваться исключительно этими аспектами.
Эффективное социальное инвестирование обязательно должно расширять экономические и социальные возможности жителей территориальной общины, например, увеличение объемов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности предприятия у местных производителей и поставщиков, привлечение местных специалистов для аутсорсинга бизнес-процессов и т.п.
ВЫВОДЫ