Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды и влияние на здоровье населения.

1.Тем: Гидросфера, литосфера, – важнейший элементы биосферы. Источники и характер загрязнение почвы, водоисточников и влияние его на здоровье населения.

2.Цель: формирование знаний об основных экологических проблемах гидросферы, литосферы, источниках загрязнения и влияния на здоровье человека.

3.Задачи обучения:

- Формирование знаний о гидросфере, ее роли в формировании природной среды на Земле.

- формирование знаний об основных факторах антропогенноного загрязнения воды, почвы и влияние загрязнения на состояние здоровья населения.

- формирование навыка определения и оценки степени загрязнения воды.

- формирование навыка определения и оценка степени влияния загрязнения водоисточников, почвы на здоровье человека.

- Формирование знаний о литосфере, схема строения литосферы и ее роли в биосфере.

- формирование знаний об естественных и искусственных биогеохимических провинциях Республики Казахстан и состоянии здоровья населения, проживающих на этой территории.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, практические навыки):

1. Приоритетные загрязнители поверхностных и подземных вод.

2. Основные виды загрязнители гидросферы.

3. Источники загрязнения водных объектов в различных регионах Казахстана. Уроки Аральского моря и Приаралья.

4. Антропогенные воздействия на почву.

5. Понятие и виды эрозии.

6. Экологические последствия загрязнения почвы (пестицидами, минеральными удобрениями, тяжелыми металлами, нефтепродуктами).

7. Биологическое загрязнение почвы и эпидемическая опасность.

8. Естественные биогеохимические провинции на территории Казахстана и их характеристика. Антропогенные биогеохимические провинции на территории Казахстана.

5.Методы обучения и преподавания: работа малых группах, дискуссия, решение ситуационных задач.

6.Литература:

1. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с, стр 154-159.

2. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 318-331..

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 91-95.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 87-94.

6. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 281-287.

7. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с.,стр. 142-149.

7.Контроль (вопросы):

1. В чем проявляется вод и каковы их главные загрязнители?

2. Каковы основные загрязнения вод?

3. Каковы основные источники загрязнения поверхностных и подземных вод?

4. Каковы экологические последствия загрязнения гидросферы?

5. В чем причины экологической катастрофы Аральского моря?

6. Как виляют загрязнение гидросферы на здоровье населения?

7. Каковы основные источники загрязнители почв?

8. Что такое «деградация почв» и ее причины?

9. Экологические последствия антропогенного воздействия на литосферу. Влияние на здоровье человека.

10. Понятие естественных и искусственных биогеохимических провинций.

11. Влияние загрязнения литосферы на здоровье населения.

12. Какие заболеваний передаются через почву?

1.Тема: Проблемы обеспеченности человеческого общества природными ресурсами.

2.Цель: формирование знаний о проблемах обеспеченности человечества природными ресурсами.

3.Задачи обучения:

- Формирование знаний о природных ресурсах, классификации, обеспеченности ресурсами;

- Формирование знаний о принципах рационального природопользования и охране природы;

- Формирование знаний об экологических проблемах, связанных с использованием топливно-минеральных, земельных, водных, биологических ресурсов.

- Формирование знаний об альтернативных источниках энергии, перспективах их использования

4.Основные вопросы темы (компетенция – знание, коммуникативные навыки):

1. Природные (естественные) ресурсы, классификация природных ресурсов. Ресурсо обеспеченность. Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов.

2. Проблема неравномерности обеспечения природными ресурсами

3. Экологические проблемы, связанные с использованием топливно-минеральных ресурсов. Внедрение принципов рационального потребления.

4. Земельные ресурсы. Экологические проблемы: эрозия почв, проблема опустынивания, истощение пахотного слоя, уменьшение площадей пахотных почв, загрязнение земель в результате хозяйственно-производственной деятельности человек. Принципы рационального использования.

5. Водные ресурсы. Характеристика использования водных ресурсов: водопотребление и водопользование, виды вода потребителей и водопользователей. Экологические проблемы: истощение водных ресурсов, проблема чистой воды на планете. Принципы рационального использования водных ресурсов.

6. Биологические ресурсы - ресурсы растительного и животного мира. Экологические проблемы: сокращение численности, исчезновение видов, сокращение ареалов существования.

7. Альтернативные источники энергии, перспективы их использования.

5.Методы обучения и преподавания: дискуссия, работа в малых группах.

6.Литература:

1. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260стр, 174-179.

2. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 345-349.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 278-279.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 187-198.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр 148-152.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 102-105.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 256-259.

7.Контроль(вопросы):

1. Классификация природных ресурсов.

2. Что относятся к водным ресурсам?

3. Что относятся к земельным ресурсам?

4. Что относятся к биологическим ресурсам?

5. Экологические проблемы земельных ресурсов.

6. Экологические проблемы водных ресурсов.

7. Экологические проблемы биологических ресурсов. Характеристика природно-ресурсным условиям Казахстана.

8. Что такое экономическая оценка природных ресурсов?

9. Назовите и принципы экономической оценки природных ресурсов.

10. Каковы принципы кадастрового учета природных ресурсов?

11. Назовите органы, осуществляющий государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов.

1.Тема: Проблемы урбанизации. Рост населения и изменение его качества.

2.Цель: формирование знаний и навыков в области роста народонаселения.

3.Задачи обучения:

1. Формирование знание о понятие урбанизация. Урбанистистические системы.

2. Формирование знание о понятии здоровье и демография, миграции и демографических параметрах.

3. Формирование знаний о естественном приросте населения, естественное движение населения и демографических политиках.

4. Формирование знаний о факторах, влияющих на рождаемость.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, коммуникативные навыки):

1. Урбанизация, урбанистистические системы, субурбанизация, рурализация и ложная урбанизация. Виды пространственной структуры города. Способы роста городов. Мегаполисы и агломерации.

2. Промышленные, селитебные и рекреационные зоны. Санитарно-защитная зона.

3. Экологические проблемы городов («островки тепла», автотранспорт, проблема шума, мусор, электромагнитное загрязнение).мЗначение зеленых насаждений.

4. Здоровье человека в условиях города (акселерация, аллергизация, онкологические заболевания, рост жителей с избыточной массой тела).

5. Демография. Демографические параметры. Миграции.

6. Естественный прирост населения.Типы воспроизводства населения.Демографическая политика.

5.Методы обучения и преподавания: дискуссия, работа в малых группах

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 348-352.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260стр.201-208.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 314-316.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 112-117.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр 4-9.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 3-6.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

7.Контроль (вопросы):

1. Дать определение здоровье

2. Демография. Демографические параметры.

3. Миграции.

4. Естественный прирост населения.

5. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика.

1.Тема: Окружающая среда и здоровье населения.

2.Цель: формирование знаний и навыков о состоянии загрязнения окружающей среды городов и ее влияния на здоровье населения.

3.Задачи обучения:

1. формирование знания о процессах урбанизации городов и сельских поселений.

2. формирование знания об антропогенных источниках загрязнения.

3. формирование навыки оценки антропогенного воздействия на окружающую среду городов и сел.

4. формирование навыки определения мер профилактики по предупреждению воздействий загрязнителей окружающей среды городов и сел на здоровье населения.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, практические навыки):

1. Понятие «урбанизация» и ее последствия в городах и селах.

2. Понятие «агросистема» и ее отличие от природных экосистем.

3. Характерные для городов источники загрязнения объектов окружающей среды.

4. Характерные для сельских поселений источники загрязнения объектов окружающей среды:

· Животноводство

· Птицеводство

· Использование пестицидов

· Использование минеральных удобрений

· Переработка сельхозпродуктов

5. Факторы, определяющие экологическую ситуацию села:

· Планировка и застройка

· Очистка и благоустройство

· Водоснабжение

· Канализование

· Размещение животноводческих и птицеводческих комплексов

· Утилизация отходов

· Использование пестицидов и минеральных удобрений

6. Особенности здоровья населения в городах и сельских населенных пунктах

7. Методы оценки реальной химической нагрузки на организм населения в городах и селах

8. Меры профилактики по предупреждению воздействий загрязнений окружающей среды на здоровье населения

5.Методы обучения и преподавания: Тренинг (работы в малых группах, решение ситуационных задач, обсуждение темы).

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 378-385.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260стр, 215-220.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр355-358.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр 181-185.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 96-98.

7. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 267-374.

7.Контроль (вопросы):

1. Основные источники химического загрязнения города и приоритетные загрязнители. Воздействие на здоровье населения.

2. Источники, факторы и негативные проявления физического загрязнения городской среды: шумового, теплового, электромагнитного, радиоактивного.

3. Биологическое загрязнение города и его эпидемиологическая опасность. Проблемы водоснабжения и очистки города от бытовых и промышленных отходов.

4. Экологические проблемы современного села. Воздействие на здоровье населения

5. Урбанизация сельских населенных мест и ее последствия. Характерные для села источники загрязнения объектов окружающей среды, основные загрязнители и условия, способствующие загрязнению воды, почвы и атмосферного воздуха.

6. Химические, биологические, физические факторы окружающей среды как факторы причины и риска развития заболеваний человека.

7. Биологические загрязнения и здоровье человека.

8. Основные физические загрязнители окружающей среды в антропогенных экосистемах, их источники, воздействие на организм человека.

9. Факторы риска в современном обществе. Экологическая напряженность и генофонд человека. Показатели здоровья населения, используемые, как один из подходов, к оценке качества окружающей среды.

1.Тема: «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции и принципы устойчивого развития.

2.Цель: формирование знаний и навыков в современные представления о концепциях, стратегиях и практических задачах устойчивого развития в различных странах и Республике Казахстан;

3.Задачи обучения:

1. Формирование знаний об основных понятиях устойчивого развития, цели, задачах, об этапах, основных концепциях.

2. формирование знаний о международной конвенции и договорах по глобальном экологическим проблемам современности.

3. формирование знаний об устойчивом развитии. Генезис устойчивого развития.

4. формирование знаний об основных принципах устойчивого развития, об основных положениях «Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы».

5. формирование навыков использования полученных знаний о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, правовые, коммуникативные навыки):

1.Устойчивое развитие. Генезис устойчивого развития (Конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992), Саммит тысячелетия (Нью-Йорк,2000), Всемирный Саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002), Меморандум Повестки дня на XXI век (Казахстан,1995)).

2.Приоритеты, задачи и этапы перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

3.Зоны устойчивого экоситемного развития (принцип решения региональных проблем на уровне крупный бассейнов).

5.Методы обучения и преподавания: Дискуссия, работа в малых группах.

6.Литература:

1. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 58-65с.

2. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Указ Президента республики Казахстан №216 (14.11.06).

3. Экологический кодекс (23.01.07).

4. Семенова Л.И. Устойчивое развитие: Учебное пособие. – Алматы: Фонд «ХХI век», 1997.

5. Доклад конференции ООН по окружающей среде и развитию. – Рио-де-Жанейро, 1992 (т.1). – Нью-Йорк,1993.

6. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 255-245.

7. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 112-1215.

8. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

9. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с.,стр.44-75.

7.Контроль (вопросы):

1. Дайте определение понятию устойчивого развития.

2. Какова значение международного сотрудничества в области экологии?

3. Назовите международные конференции где была обсуждена идея устойчивого развития.

4. Цель и основные концепции устойчивого развития.

5. Назовите обязанности устойчивого развития.

6. Сделайте анализ 27 принципам стратегии устойчивого развития.

7. В чем суть концепции устойчивого развития?

1.Тема: Политика и стратегия устойчивого развития на разных уровнях: глобальном, региональном и местным.

2.Цель: формирование знаний и навыков в области политики и стратегии устойчивого развития.

3.Задачи обучения:

1. формирование знаний о принципах решения региональных проблем на уровне крупных регионов - создание зон устойчивого экоситемного развития.

2. формирование знание о концепциях, стратегиях, проблемах устойчивого развития и практических подходов к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.

3. формирование знаний об основных принципах и механизмах перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию и задачах перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

4. формирование навыков анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и

приоритетов устойчивого развития природы и общества;

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, правовые, коммуникативные навыки):

1. Какие проблемы рассматривает концепция устойчивого развития экосистемных регионов?

2. Какие общественные механизмы устойчивого развития знаете?

3. Раскройте экономические механизмы устойчивого развития.

4. Назовите и раскройте принципы устойчивого развития на глобальном и региональных уровнях?

5. Каковы основные направления перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию?

5.Методы обучения и преподавания: Дискуссия, работа в малых группах.

6.Литература:

1. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 58-653-с.

2. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Указ Президента республики Казахстан №216 (14.11.06).

3. Экологический кодекс (23.01.07).

4. Семенова Л.И. Устойчивое развитие: Учебное пособие. – Алматы: Фонд «ХХI век», 1997.

5. Доклад конференции ООН по окружающей среде и развитию. – Рио-де-Жанейро, 1992 (т.1). – Нью-Йорк,1993.

6. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 255-245.

7. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 112-1215.

8. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

9. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с.,стр. 78-89.

7.Контроль (вопросы):

1.Раскройте экологические механизмы устойчивого развития механизмов.

2.Позиция бассейнов в организации устойчивого развития экосистемных регионов.

3.Назовите и раскройте смысл позиций устойчивого развития на глобальном и региональном уровне.

4. Назовите и раскройте смысл позиций устойчивого развития на национальном и местном уровне.

1.Тема:Международные конвенции и договоры по глобальным экологическим проблемам современности. Реальные и возможные временные этапы обеспечения устойчивого

Развития.

2.Цель: формирование знаний в области международных экологических отношений как важной составляющей сохранения мира и международной безопасности, а также в области экологического права и о роли природно-социальных факторов на здоровье человека.

3.Задачи обучения:

1. Формирование знаний об объектах окружающей среды. Национальные, международные и

о структуре Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

2. Формирование знаний о принципах Всемирной хартии природы, Конференции по окружающей среде и развитию, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Международного фонда спасения Арала, кампании ЮНЕП "Миллиард деревьев"

3. Формирование знаний об уровне качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. Эффективность использования ресурсов. Численность населения.

4. Формирование навыков называть национальные и международные объекты окружающей среды. Космос. Мировой океан. Атмосферный воздух. Антарктида.

5. Формирование навыков раскрывать уровень качества жизни, индекса развития человеческого потенциала.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, коммуникативные, правовые навыки):

1. Объекты окружающей среды. Национальные и международные.

2. Структуру Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

3. Современные концепции взаимодействия общества и природы.

4. Экологические концепции в Докладах Римского клуба, их содержание и значение. Глобальные модели развития будущего мира.

5. Значение Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) в становлении новой экологической концепции – концепции устойчивого развития.

6. Основные положения принятых на конференции «Декларации по окружающей среде и развитию», «Повестки дня на 21 век», «Конвенции о биологическом разнообразии».

7. Концепция перехода к устойчивому развитию РК.

5.Методы обучения и преподавания: дискуссия, работа в малых группах.

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 345-349.

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 341-349.

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 115-124.

4. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с.,стр 164-169.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с., стр. 113-116.

6. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

7.Контроль (вопросы):

- Каково значение международного сотрудничество в области экологии?

- Что такое национальные и международные объекты охраны окружающей среды?

- Какова роль Казахстане в международном сотрудничестве?

- Международные организации по охране природы.

1.Тема: Охрана природы и устойчивое развитие. Заповедные территории Республики Казахстан.

2.Цель: формирование знаний в области особо охраняемых природных территорий и устойчивое развития.

3.Задачи обучения:

- формирование знаний в области экологии и защиты природы, теоретических основах рационального пользования и защиты природы;

- формирование знаний о принципах и закономерностях закона РК в области охраны окружающей;

- формирование знаний об особо охраняемых природных территориях. Заповедниках. Биосферных резерваторах. Заказниках. Национальных природных парках и Красной книге.

- формирование навыков определения особо охраняемым территориям и определять отличительные особенности заповедников, заказников и национальных парков.

- формирование навыков использования Закона и кодекса РК о экологии и рациональном природопользовании;

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, коммуникативные навыки):

- Основные принципы и объекты охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.

- Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности.

- Экологическая экспертиза в РК, виды, основные цели, задачи, объекты и субъекты, ее осуществляющие.

- Стандартизация и сертификация в области охраны окружающей среды.

- Экологический риск. Понятие об экологическом риске. Основные составляющие экологического риска. Зоны повышенной экологической опасности, чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.

- Экономические механизмы охраны окружающей среды.

- Нормирование качества окружающей природной среды.

- Контроль в области охраны окружающей среды.

- Экологическое воспитание и образование.

- Особо охраняемые природные территории. Заповедники. Биосферные резерваторы. Заказники. Национальные природные парки.

- Красная книга.

- Взаимосвязь качества окружающей среды и здоровья населения.

5.Методы обучения и преподавания:дискуссия, работа в малых группах.

6.Литература:

1. Экологический кодекс (23.01.07).

2. Охрана окружающей среды: сборник нормативных правовыхактов. – Алматы: Юрист,2006.- 216с.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с.

1. Экология и устойчивое развитие. учеб. пособие/ Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М., Шарипова М.А. Алматы, Қазақ университеті, 2012 -133 с.

2. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с.

3. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с.

Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., 88-96.

7.Контроль(вапросы):

1. Что такое «Красная книга» и что означает включение в нее различных видов?

2. Что такое «особо охраняемые природные территории»?

3. Государственные природные заповедники.

4. Биосферные заповедники

5. Природные национальные парки

6. Природные парки.

7. Заказники

8. Памятники природы

9. Дендрологические парки и ботанические сады

Наши рекомендации