Расчёт каналов естественной и искусственной вентиляции
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям по дисциплине
«Физика аэрозолей»
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
08.03.01. – Строительство,
Ставрополь, 2014
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 08.03.01. – Строительство, профиль обучения «Теплогазоснабжения и вентиляция» и изучающих дисциплину «Физика
аэрозолей».
В методических указаниях приводятся рекомендации по практическому определению максимальных концентраций вредных веществ и предельно допустимых выбросов; оценке эффекта суммации вредного воздействия нескольких веществ; построению кривых распределения концентраций выбросов в микрорайоне и определению минимально допустимой высоты трубы, обеспечивающей рассеивание выброса в пределах допустимых концентраций микрорайона.
Методические указания нацеливают на стимулирование самостоятельной работы студентов с тем, чтобы повысить ее роль не только в формировании знаний, но и в накоплении навыков научного исследования.
Методические указания представляют собой интерес для студентов указанного направления и профиля обучения, а также инженерно-технических работников, занимающихся решением практических природоохранных задач.
Составители: Воронин А.И., Хащенко А.А.
Фомущенко Л.В.
Рецензент: Стоянов Н.И.
Практическое занятие № 1.
Способы повышения качества воздушной среды производственных
Помещений
Степень чистоты воздуха производственных помещений оказывает непосредственное прямое влияние на здоровье рабочего персонала и уровень профессиональных заболеваний.
Многие микроорганизмы являются возбудителями инфекционных и аллергических заболеваний человека, причиной отравлений. Поэтому к воздушной среде производственных помещений предприятий энергетического комплекса предъявляются высокие санитарно – гигиенические требования.
В целях улучшения качества воздуха, устранения неприятных запахов осуществляют:
- дезодорацию;
- дезинфекцию;
- ионизацию воздуха.
Дезодорация (устранение неприятных запахов).
Для устранения неприятных запахов необходимо осуществлять следующие технологические и технические мероприятия:
- обработку исходного технологического сырья под вакуумом;
- герметизацию оборудования и оснащение его местными отсосами;
- проведение эффективной вентиляции помещений;
- термическую и химическую обработку воздуха;
- своевременную уборку помещений.
Неприятные запахи воздуху сообщают газы и мельчайшие частицы вещетв размером 0,01 – 0,00003 мкм, находящиеся во взвешенном состоянии.
Такие частицы не улавливаются обычными воздушными фильтрами, применяемыми в системах вентиляции.
В этих случаях необходимо использовать например, фильтры с активированным углем.
Существуют также реагентые способы удаления вредных газов избирательного действия:
- для устранения запаха хлора (Cl2)применяют известковое молоко;
- от углекислого газа (СО2) и сероводорода (H2S) воздух очищают растворами этаноламинов;
- для удаления окиси углерода (СО) используют гопкалитовые фильтры, в состав которых входят окислы меди и магния (Cu2O; MgO).
При термической очистке газов от неприятных запахов применяют непосредственное сжигание газов при 850 – 1000 оС (например в топках котельных) или каталитическое при 300 – 400 оС в специальных установках (катализаторах).
Дезинфекция.
Воздух производственных помещений дезинфицируют с помощью его озонирования и ультрафиолетового облучения.
а) Озонирование целесообразно применять для дезинфекции как производственных, так и вспомогательных (складских) помещений. Озон (О3) легко разлагается с выделением свободного (атомарного) кислорода, который обладает сильными окислительными свойствами. Эти свойства особенно усиливаются во влажном воздухе.
При концентрации озона выше 1 мг/м3 ощущается острый раздражающий запах. Длительное пребывание человека в атмосфере с концентрацией озона более 2 мг/м3 не допускается.
Озон способен также устранять запахи, вызываемые органическими веществами.
На стали всех марок при высокой концентрации озон оказывает сильное коррозионное воздействие.
Озон получают в электрических озонаторах: воздух продувают между параллельно установленными пластинами (электродами) с высокой разностью потенциалов (6 – 30 кВ); в зоне тихих (коронных) разрядов из кислорода воздуха образуется озон.
На получение 50 г озона требуется 1 кВт . час электрической энергии.
Влажный воздух озонируется плохо, поэтому его предварительно следует подсушить.
б) Ультрафиолетовое облучение можно применять как для непосредственной дезинфекции движущегося воздуха в воздуховоде, так и для обработки в специальных камерах (каналах), через которые пропускают поток воздуха. Под действием ультрафиолетового излучения микроорганизмы погибают.
Источником ультрафиолетовой радиации служат бактерицидные и эритемные лампы. Промышленностью выпускается например, бактерицидный облучатель ОБН – 150 мощностью 100 Вт, обеспечивающий дезинфекцию воздуха в объёме помещения до 60 м3.
Ионизация.
Качество воздуха может быть улучшено путём его ионизации, то есть аэроионофикации.
Биологические свойства воздушной среды характеризуются наличием в нём отрицательных электрических зарядов, носителями которых являются ионизированные молекулы кислорода (аэроионы).
Воздух с повышенной концентрацией отрицательных аэроионов благоприятно действует на человека.
Отрицательные ионы обладают целебными свойствами , укрепляют нервную систему человека, предупреждают возникновение ряда заболеваний, повышают работоспособность, очищают воздух помещений от болезнетворных микроорганизмов и приближают его по своим свойствам к природному воздуху лесов и полей.
В системах приточной вентиляции или кондиционирования воздух, проходя через фильтры и другое оборудование, теряет лёгкие ионы и поэтому его следует ионизировать.
Для отрицательной ионизации воздуха созданы электроэффлювиальные аэроионизаторы. Их выполняют в виде сетчатого диска диаметром до 1м с многочисленными отверстиями. К сетке – диску подаётся высокое напряжение (50 кВ). В процессе трения воздуха на остриях отверстий происходит ионизация кислорода воздуха.
Практическое занятие № 2.
Расчёт каналов естественной и искусственной вентиляции
Воздуховодом называют замкнутый по периметру сечения канал, предназначенный для перемещения воздуха или смеси воздуха с парами, газами, пылью под действием разности давлений на концах канала.
Воздух на своём пути преодолевает сопротивления (повороты, тройники, сужения или расширения, решётки, фильтры, калориферы и т. д.), а также трение частиц воздуха между собой и о стенки воздуховодов. Эти аэродинамические сопротивления преодолеваются вследствие разности температур внутреннего и наружного воздуха (в системах с естественным побуждением) или давления, создаваемого вентилятором (в системах с механическим побуждением).
Для цехов производственных помещений энергетического комплекса при относительной влажности воздуха более 60 % воздуховоды могут быть изготовлены:
- из тонколистовой стали;
- бетонных и железобетонных блоков;
- асбоцементных (безнапорных) труб и коробов;
- пластмассовых труб;
- листового алюминия.
Сечения воздуховодов могут быть круглыми, прямоугольными или квадратными. Целесообразно устраивать пристенные короба и подшивные потолки. Для сокращения длины воздуховодов практикуется сосредоточенная факельная подача воздуха в помещения.
Воздуховоды должны быть герметичными, огнестойкими, не снижающими освещённости помещений.
1. Расчёт каналов естественной вентиляции.
Естественный перепад давлений в системе вентиляции ∆Р (Па) определяется как Архимедова гравитационная выталкивающая сила в среде жидкости (газа) различной плотности:
,
где Н, м – высота воздушного столба от центра вытяжного отверстия канала до отверстия вытяжной шахты;
ρн, ρв, кг/м3 – объёмные плотности наружного и внутреннего воздуха;
g=9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
Площадь поперечного сечения каналов F (м2) определяется по формуле:
,
где L, м3/с – расход воздуха в воздуховоде;
W, м/с – расчётная скорость движения воздуха.
Площадь сечения канала подбирается таким образом, чтобы потери давления в системе вентиляции не превышали располагаемого гравитационного напора.
∆Р ≥ ∆Рп,
где ∆Рп, Па – гидравлическое сопротивление системы вентиляции, определяемое по уравнению:
,
где Ri, Па/м – удельные потери на трение на рассматриваемом участке;
li, м – длина данного участка воздуховода;
β – поправочный коэффициент на шероховатость стенки канала, принимаемый по справочным данным в зависимости от вида материала канала;
α=1,10÷1,15 – коэффициент запаса;
zi, Па – потери давления на местные сопротивления, определяемые с помощью номограммы из формулы:
,
где hw(i) – коэффициент пересчёта, определяемый по номограмме (динамическое давление );
- сумма коэффициентов местных сопротивлений на всём протяжении канала.
Скорости движения воздуха в естественных системах вентиляции принимают равными:
- 0,5÷1,0 м/с – в воздухоприёмных решётках и каналах;
- до 1,5 м/с – в вытяжках и приточных шахтах.
Горизонтальные участки вытяжных каналов естественной вентиляции не должны превышать протяжённость более 10 м (радиус действия).
2. Расчёт каналов искуственной вентиляции.
При расчёте воздуховодов определяют поперечные сечения, а также потери давления на трение и в местных сопротивлениях при известном расходе воздуха и заданной скорости.
Возможна и другая постановка задачи: по заданным сечениям, скорости и давлению определяют пропускную способность воздуховода.
Любая сеть воздуховодов состоит из отдельных участков, характеризующихся постоянными сечениями, расходами и скоростями движения воздуха.
Скоростями воздуха при расчёте задаются в следующих пределах:
- 4÷12 м/с – для магистральных воздуховодов;
- 3÷6 м/с – в ответвлениях.
Чем ближе расположен участок к вентилятору, тем выше допускаемая скорость.
Диаметры круглых сечении воздуховодов определяют по формуле:
мм, ,
где L, м3/с – расход воздуха в воздуховоде;
W, м/с – расчётная скорость движения воздуха.
Потери давления ∆Р (Па) в воздуховоде:
,
где Ri, Па/м – удельные потери на трение на рассматриваемом участке;
li, м – длина данного участка воздуховода;
zi, Па – потери давления на местные сопротивления.
;
,
где λ ≈ 0,03 – коэффициент сопротивления проходу воздуха;
ξi – коэффициент местных сопротивлений.
Практическое занятие № 3