Посылки школы внешней среды
1. Внешнее окружение, проявляющееся как набор сил общего характера, является главным элементом процесса создания организационной стратегии.
2. Организация должна либо адекватно реагировать на эти силы, либо ей придется «уйти со сцены».
3. Таким образом, руководство рассматривается как пассивный элемент стратегического процесса, его задача — идентификация внешних сил и обеспечение адаптации организации.
4. Организации собираются вместе в особых нишах экологического типа, где они остаются до тех пор, пока их ресурсы не оскудевают или враждебность среды не становится чрезмерной. Затем организации прекращают свое существование.
Экология популяции
Наиболее яркое выражение школа внешней среды нашла к работах исследователей, исповедующих так называемый экологический ноиуляциопный подход. Если теоретики ситуационных факторов допускают адаптацию, то экологи популяции в лице М. Ханнапа и Дж. Фримана, авторов популярной «Понуляциопной экологии организаций», «сомневаются, что основные характеристики мира организаций являются результатом обучения пли адаптации» (Наппап and Freeman, 1977: 957; см. также: Наппап and Freeman, 1984).
В таком случае как следует понимать наблюдаемые в организациях изменения? Экологи утверждают, что большинство из них носит поверхностный характер. Базовая структура и характер организации закрепляются вскоре после ее появления па свет, и последующее функционирование делает ее более жесткой и менее способной к принятию действительно стратегических решений. Имеются в виду безвозвратные издержки в форме инвестиций организации к предприятие, оборудование п квалифицированный персонал; ограничение информации, изучаемой принимающими решения лицами, возникновение политических сил внутри организации (например, группировок, сопротивляющихся изменениям). Кроме того, имеют место увеличивающее инертность внешнее давление, включая правовые и финансовые барьеры на нуги проникновения на рынок и ухода с него, ограничения доступа и возможностей приобретения внешней информации, установленные формы законности, обусловливающие сопротивление изменениям (такие, как попытки университета избавиться от базовых учебных курсов), и проблемы коллективной рациональности (организации приписывают друг другу определенные модели поведения).
В своей теории экологи используют широко известную модель «отклонение (изменение)—отбор—закрепление», по несколько иную, чем та, о которой мы говорили в связи со школой обучения. В данном случае процесс происходит на уровне популяции, когда люди воспринимают организацию так же, как биологи — плодовую мушку, дистанцируясь от нее, с позиций коллективного поведения. Объясняя изменения, они указывают на взаимодействия между почти случайными инновациями отдельных организаций и борьбой за существование на уровне популяции.
Определяемое инновационным процессом рождение отдельной организации вносит изменения в популяцию. Инновации наделяют организацию преимуществом, но ее выживание зависит от способности приобрести достаточный запас
ресурсов. Однако в каждой подсистеме внешней среды объем ресурсов является конечной величиной пли, пользуясь термином экологов популяции, заимствованным ими из биологии, «существует фиксированная потенциальная емкость экологической системы».
Как правило, потенциальная емкость новой стремительно развивающейся отрасли достаточна для «жизнедеятельности» большинства существующих в ней организаций. Но по мере их роста и появления конкурентов емкость отрасли может быть превышена. Начинается борьба за ресурсы, из которой выбывают наименее приспособленные компании. Конечно, это конкуренция, но она трактуется иначе, чем, к примеру, в школе позиционирования, поскольку в данном случае организации соревнуются не непосредственно друг с другом. Критерии выживания устанавливает исключительно внешняя среда, и те, кто им не соответствуют, вынуждены «оставить сцепу».
Приверженцы экологии популяции воздерживаются от рассмотрения стратегии в качестве процесса непрерывной адаптации, но они не отрицают роли стратегии. У организаций, считают М. Ханнан и Дж. Фриман, всегда есть выбор, пусть даже случайный: кто-то стремится как можно глубже изучить свое окружение, тем самым увеличивая жизнеспособность, кто-то направляет ресурсы в резерв па случай непредвиденных обстоятельств. Вновь обращаясь к биологическим популяциям, авторы называют первый подход «специализацией», а второй — «генерализацией». В первом особое значение придается эффективности, во втором — гибкости. Будущее организации зависит от того, какие объем и структуру ресурсов она выберет для сохранения в качестве избыточного потенциала. Обычно решения на этот счет принимаются скоротечно, а пересмотреть их очень трудно. По мере развития ситуации организации продолжают борьбу пли выбывают из нее — в зависимости от объема резервов и умения правильно ими распоряжаться.
В последовавших за работами М. Хаи пана и Дж. Фримана исследованиях экологи популяции изучали причины увеличения или уменьшения шансов организации на выживание. Следуя все той же метафоре отбора, характеристики организации часто рассматриваются с отрицательной стороны, ее «издержек». К примеру, «издержки малости» указывают па то, что крупные организации лучше обеспечены ресурсами, а небольшие — чаще терпят неудачу; «издержки новизны» означают, что новые для дайной отрасли фирмы чаще уходят с арены, чем фирмы-старожилы; «издержки старения» состоят в том. что по мере взросления первоначальное превосходство организации становится источником ее инертности; наконец, «издержки юности» указывают на опасность перехода между периодами становления и зрелости. Рождение организации сопровождается новаторскими идеями и предпринимательской энергией, зрелость характеризуется значительными ресурсами и властью. Организация может выдохнуться еще на первом этапе, так и не достигнув второго.
Кому требуется адаптация?
Многочисленные критики популяциониой экологии организации обращают внимание на очевидные проблемы. «В связи с чем возникают эти отклонения в популяции?» — спрашивает A. Ban де Вен, имея в виду роль пред
принимателей и изобретателен, в то время как У. Эстли отмечает, что внешняя среда бывает очень открытой, принимая любые навязываемые ей изменения.
Возражения критиков заключаются в следующем: организации — не мушки-дрозофилы, а решения не являются генетически запрограммированными. Похоже, экологи популяции смотрят на мир не через тот конец телескопа. Близкое им кажется далеким, поэтому детали расплываются в аморфные пятна.
Поговорим о проблеме изменения. Приводя свои аргументы, экологи обращаются к длительным временным горизонтам. Поясняя аргумент, что «даже самые большие и сильные организации не могут успешно функционировать достаточно долгое время», М. Ханпан и Дж. Фриман считают необходимым обратиться к временам Американской революции! Оказалось, что к моменту проведенного ими исследования выжить удалось только двум десяткам из существовавших на момент обретения США независимости фирм (семь из них стали подразделениями других компаний). Авторы считают, что, «вероятно, экологию популяций крупнейших и влиятельных организаций необходимо изучать в продолжительной перспективе» {Наппап and Freeman, 1977:960). Но не на протяжении же 200 лет?!
Более того, очень часто прекращение существования организаций связано с агрессивными стратегическими действиями конкурентов, а не некими именуемыми внешней средой абстракциями. Ведь сегодня даже биологи не видят ничего странного в дискуссиях о способности видов к приспособлению не в результате естественного отбора, а по причине внутренних изменений. Поводом к такого рода дебатам послужила модель «периодически нарушаемого равновесия» Стивена Джея Гоулда, согласно которой изменение слишком скоротечно, по крайней мере с позиции экологии, что не согласуется с дарвиновской теорией естественного отбора. «Геологические данные со всей очевидностью свидетельствуют как о катаклизмах, так и о постепенных изменениях», иными словами, о «полностью подготовленном ... неожиданном явлении» {Gould, 1980: 180, 187).
По словам С. Гоулда, «в вымирании нет ничего постыдного»: «динозавры господствовали на земле 100 миллионов лет, а вид, чья жизнь измеряется всего лишь десятками тысяч лет, клеймит динозавров как символ неудачи!» Автор приходит к выводу, что жизнь — это «история замысловатых отклонении и блужданий, с преходящими, временно уцелевшими элементами, приспосабливающимися к изменению своего локального окружения...» {Gould, 1982: 12). В том же духе (возвращаясь к сфере управления, но помня и об экологии) У. Эстли разделяет индивидуальную и общественную адаптацию, причем первая является не только генетической, но и соматической. Это означает, что «отдельный организм [может столкнуться] с локальными отклонениями в его окружении», иногда даже временными {Astley, 1984:530) — так же, как организации в процессе создания стратегии.