Управление в области охраны окружающей среды
Цель управления в сфере экологических отношений — обеспечение охраны ОС от негативного воздействия в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также рациональное природопользование при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества. В России в настоящее время существуют следующие виды управления в области охраны ОС: государственное и производственное. Федеральным законом введено также управление в области охраны ОС, осуществляемое органами местного самоуправления, на уровне муниципальных образований.
Государственное управление
Функции государственного управления: создание системы органов управления и координация их деятельности; экологическое нормотворчество, в том числе экологическое нормирование и экологическая стандартизация; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологические экспертиза, лицензирование и сертификация; экологический аудит;
экологический контроль и мониторинг; экологическое воспитание и образование; контроль за использованием и охраной объектов природы; подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране ОС; разрешение в административном порядке споров в сфере охраны ОС.
Методы государственного управления в области охраны ОС: административный (приказ);
экономический (создание условий экономической заинтересованности);моральный и материальный
Производственное управление — экологическое управление в масштабах отдельной организации. Для того чтобы экологическая политика организации была действенной, она
должна проводиться в рамках определенной системы административного управления и объединяться в единое целое с общей административной деятельностью. Наибольшая эффективность природоохранных мероприятий достигается при включении их
в стратегический план организации и при решении задач повышения современной конкурентоспособности продукции.
Вопрос 68
Стандарты качества окружающей среды (ОС)—это показатели, характеризующие критериикачества окружающей среды. Качество ОС — это возможная мера (интенсивность) использования ресурсов и условий среды для реализации нормальной, здоровой жизни и деятельности человека, не приводящая к деградации биосферы. Нормирование качества ОС проводят с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на ОС, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда, обеспечение рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, стандарты качества ОС необходимы для осуществления экономического механизма природопользования, т.е. для установления платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются для каждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. ПДК — это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Значения ПДК устанавливают, исходя из влияния вредных веществ на человека, и эти значения являются общепринятыми для всей территории и акватории РФ
Нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу) и ПДС (предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект) — это предельно допустимые массы (или объемы) вредных веществ, которые можно выбросить (сбросить) в течение определенного промежутка времени (как правило, за 1 год). Величины ПДС и ПДВ рассчитывают для каждого природопользователя на основании значений ПДК. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) устанавливают безопасные пределы физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и радиоактивное излучение) на ОС и здоровье человека. Нормативы (лимиты) изъятия природных ресурсов устанавливают с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей их возобновления или восстановления. Лимиты размещения отходов связаны с недопущением занятия огромных площадей потенциально сельскохозяйственных земель под свалки и помойки. Законодательство устанавливает нормативы санитарных и защитных зон охраны источников питьевого водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных местностей.
Вопрос 69