Методические указания по выполнению задания и анализу результатов расчета
СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Информационные технологии и профессиональный иностранный язык»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
По дисциплине
ЭКОЛОГИЯ
Смоленск
Контрольная работа представляет собой работу научного характера. Она посвящается актуальной научной проблеме и должна отражать аргументированную точку зрения студента по исследуемому вопросу. Объем контрольной работы – 5-10 страниц машинописного текста. Подготовка контрольной работы предполагает владение навыками исследовательской работы: умение анализировать и выделять наиболее важные аспекты темы, подбирать литературу и работать с ней, систематизировать и обобщать материал, проводить аналогии, увязывать теоретический материал темы с потребностями практики, делать выводы.
Написание контрольной работы начинается с выбора темы и составления плана. План включает в себя введение, два-три вопроса, заключение, список используемой литературы. Во введении обосновывается актуальность излагаемой проблемы, анализируется литература по теме, формулируется цель и задачи работы. Вопросы контрольной работы должны способствовать логичному и полному раскрытию темы. В заключении подводятся итоги, делается обобщающий вывод. Контрольная работа оформляется по образцу: титульный лист, план, текст работы (два-три вопроса), список используемой литературы.
Кроме того контрольная работа содержит расчетную часть, в которой студент должен рассчитать токсичные выбросы в атмосферу при эксплуатации автомобилей.
Выбор темы и работа с литературными источниками.
Выбор темы контрольной работы осуществляется по таблице:
Последняя цифра зачетной книжки | Первая буква фамилии студента | ||||||
АБВГ | ДЕЁЖЗ | ИЙКЛМ | НОПР | СТУФ | ХЦЧШ | ЩЭЮЯ | |
Номер темы находится на пересечении строки с последней цифрой шифра в зачетной книжке и столбца с первой буквой фамилии студента.
В контрольной работе рекомендуется использовать не менее трех литературных источников по исследуемой тематике. Текст работы должен быть по возможности лаконичен, насыщен фактами, идеями, непосредственно имеющими отношение к выбранной теме. Выписывать из литературных источников следует только самое существенное, по мнению студента.
Содержание и оформление контрольной работы
В содержании контрольной работы выделяются следующие части: план, введение, основная часть, которая подразделяется на главы (при необходимости можно выделить параграфы), заключение, список литературы. В списке литература дается в алфавитном порядке под цифрами.
План работы показывает ее содержание. В нем содержатся все части контрольной работы, от введения до списка литературы. Название глав и параграфов (под номерами) – обязательное условие, также как и указывание диапазона страниц частей работы. Введение должно демонстрировать общую постановку раскрываемых в основной части вопросов, определение важнейших понятий, категорий и первичное ознакомление с основными теоретическими положениями рассматриваемой далее проблематики, включая постановку целей и задач ее исследования. В основной части работы раскрывается содержание 3-5 выбранных из списка вопросов.
В целом, анализ литературы сопровождается ссылками на нее. Сноски даются постранично либо внизу каждой страницы под чертой под номерами, либо в тексте в квадратных скобках после каждой цитаты автора или фрагмента текста, взятого из соответствующего литературного источника (где первая цифра соответствует номеру литературного источника в списке литературы, а вторая цифра – номеру страницы в нем).
Пример 1:
«... Он критиковал концепцию Ньютона абсолютного вращения, предвосхитив в некоторой степени общую теорию относительности Эйнштейна»1
1Борн, М. Размышления и воспоминания физика. – М., 1977. С. 75.
Пример 2:
«В зависимости от своего состава лава может быть жидкой, густой и вязкой» [3, с. 119].
Тогда в конце работы в списке литературы будет:
1. ...
2. ...
3. Потеев, М. И. Природопользование. –
СПб.: ПИТЕР, 1999. – 352 с.
4. ...
По внешнему оформлению контрольная работа включает титульный лист, оглавление (план), текст введения, основной части с подзаголовками глав и параграфов, заключения и список использованной литературы. На титульном листе указываются: название федерального агентства, название института, название кафедры, название темы работы, курс, группа, Ф. И. О. студента, город и год написания.
Контрольная работа оформляется по единым требованиям и сдается на проверку в установленном порядке (за 1 месяц до сессии). После проверки работы она забирается студентом для подготовки к зачету.
В сессию на зачете студент предъявляет экзаменатору зачтенную контрольную работу, которая после зачета остается на кафедре. Общий объем, машинописной работы (через полтора интервала) – 5-10 страниц формата бумаги А4. С левой стороны остаются поля 3 см, с правой – 1 см, сверху и снизу по – 2,5 см.
Образец титульного листа
СМОЛЕНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ |
Негосударственное образовательное учреждение |
высшего профессионального образования |
«Санкт-Петербургский университет управления и экономики» |
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |
Кафедра «Информационные технологии и профессиональный иностранный язык» |
Дисциплина Экология |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
ПО ТЕМЕ № |
Наименование темы |
Выполнил(а): |
ст-т(ка) гр. |
шифр зачетной |
книжки 903062 |
Сидорова Г.Ю. |
Проверил(а): |
Смоленск 2012 |
I. Темы контрольной работы по дисциплине «Экология»
1. Экологические проблемы атмосферы.
2. Экологические проблемы гидросферы.
3. Экологические проблемы литосферы.
4. Антропогенные воздействия на биотические сообщества (растительный и животный мир).
5. Влияние природно - и социально-экологических факторов на здоровье человека.
6. Природные экосистемы Земли (наземные, пресноводные, морские).
7. Экологические катастрофы.
8. Экологические законы.
9. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.
10. Концепция экологической безопасности.
11. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
12. Экологические проблемы современного мира.
13. Экология и национальная безопасность России.
14. Экологический мониторинг.
15. Экологическая ситуация в Смоленской области.
16. Ликвидация последствий чрезвычайных экологических ситуаций.
17. Проблемы Мирового океана.
18. Загрязнение природной среды и здоровье человека.
19. Экологические проблемы выживания (транспорт, шум, излучения и человек.)
20. Экологические последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
21. Демографический кризис в России.
22. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
23. Очистка окружающей среды от антропогенных отходов.
24. Экологические стандарты и нормативы.
25. Средства защиты окружающей среды от вредных факторов.
II. РасчетНОЕ ЗАДАНИЕ
РАСЧЕТ ТОКСИЧНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ.
Методики расчета
Основными токсичными компонентами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотранспорта являются оксиды углерода, азота и углеводороды. Оценку уровня загрязнения воздушной среды отработавшими газами следует производить на основе расчета. Методика расчета включает поэтапное определение эмиссии (выбросов) отработавших газов и концентрации загрязнения воздуха этими газами на различном удалении от дороги, а затем сравнение полученных данных с ПДК данных веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов. При расчете выбросов учитываются различные типы автотранспортных средств и конкретные дорожные условия [8].
Методические указания по выполнению задания и анализу результатов расчета
При выполнении задания 1.1 определяют мощность эмиссии каждого компонента 3В на конкретном участке дороги по формуле (1.1), а затем рассчитывает уровни концентрации каждого компонента 3В на различном удалении от дороги в поперечном направлении и в зоне жилой застройки по формуле (1.2). По полученным результатам студент строит графики загрязнения придорожной зоны токсичными компонентами отработавших газов и сравнивает их с величинами ПДКj. С помощью этих графиков он определяет концентрации 3В над кромкой дороги и в начале жилой застройки. В случае превышения ПДКj ему следует дать рекомендации по нормализации концентраций 3В в жилой зоне в соответствии с положениями, изложенными в подразделах 1.1 и 1.4.
1. Определяют мощность эмиссии qj , мг/м*с, 3В отдельно для каждого компонента (окиси углерода, оксидов азота, углеводородов) на конкретном участке дороги по формуле
(1.1)
где m - коэффициент, учитывающий дорожные и транспортные условия, принимается по графику рис. 1 в зависимости от средней скорости транспортного потока V , км/ч; Gik - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа карбюраторных автомобилей, принимается по табл. 1.1, л/км; Giд - то же для дизельных автомобилей, л/км; Nik - интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей, авт./ч; Niд то же дизельных автомобилей, авт./ч; Kк и Кд - коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения с карбюраторными и дизельными типами ДВС, соответственно, по табл. 1.2.
Рис. 1 Зависимость поправочного коэффициента m от v
Таблица 1.1. Средние эксплуатационные нормы расхода топлива, л на 1 км пути
Тип автомобиля | Значения Gik, л/км | |
1. | Легковые автомобили | 0,11 |
2. | Малые грузовые автомобили карбюраторные (до 5 т) | 0,16 |
3. | Грузовые автомобили карбюраторные (от 5 т и более) | 0,33 |
4. | Грузовые автомобили дизельные | 0,34 |
5. | Автобусы карбюраторные | 0,37 |
6. | Автобусы дизельные | 0,28 |
Таблица 1.2. Значения коэффициентов Кд и Кк
Вид выбросов | Тип ДВС | |
карбюраторный | дизельный | |
Окись углерода | 0,6 | 0,14 |
Углеводороды | 0,12 | 0,037 |
Оксиды азота | 0,06 | 0,015 |
2. Рассчитывают концентрации Cj , мг/м3, загрязнения атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов на различном удалении от дороги, используя модель Гауссового распределения примесей в атмосфере на небольших высотах, по формуле
(1.2)
где s - стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении по табл. 1.3. м; vВ - скорость ветра, преобладающего в расчетный период, м/с; j - угол, составляемый направлением ветра к трассе дороги (при угле менее 30° Sinj (принять равным 0,5); Fj - фоновая концентрация загрязнения воздуха, мг/м3.
Таблица 1.3. Значение стандартного Гауссового отклонения от состояния погоды
Состояние погоды | Величина s при удалении l, м, от кромки проезжей части | ||||||||||
Солнечная | |||||||||||
Дождливая |
3. Результаты расчета по формуле (1.2) сопоставляют с ПДК, установленными для токсичных составляющих отработавших газов тепловых двигателей в воздухе населенных мест, которые приведены в табл. 1.4.
Таблица 1.4. ПДК отработавших газов в воздухе населенных мест
Вид выбросов | Класс опасности | Среднесуточные ПДК, мг/м3 |
Окись углерода | ||
Углеводороды | 1,5 | |
Оксиды азота | 0,04 |
4. По полученным данным строятся графики загрязнения придорожной зоны токсичными компонентами отработавших газов. Пример графика приведен на рис.1.2.
5. При необходимости уменьшения ширины распространения 3В необходимо предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, валы и др. Снижение концентрации 3В за защитными сооружениями приведено в табл. 1.5.
Таблица 1.5. Снижение концентрации 3В различными мероприятиями
Мероприятия | Снижение концентрации, % |
1. Один ряд деревьев с кустарником высотой до 1,5 м на полосе газона 3-4 м | |
2. Два ряда деревьев без кустарника в полосе газона 8-10 м | |
3. Два ряда деревьев с кустарником на полосе газона 10-12 м | |
4. Три ряда деревьев с двумя рядами кустарника на полосе газона 15-20 м | |
5. Четыре ряда деревьев с кустарником на полосе газона 25-30 м | |
6. Сплошные экраны, стены зданий высотой более 5 м от уровня проезжей части | |
7. Земляные насыпи, откосы при проложении дороги в выемке при разности отметок 2-3 м | |
8. Земляные насыпи, откосы при проложении дороги в выемке при разности отметок 3-5 м | |
9. Земляные насыпи, откосы при проложении дороги в выемке при разности отметок более 5 м |
Рис.2 График загрязнения придорожной зоны окисью углерода
Задание на расчет
Задание. Определить концентрации загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода, оксидами азота и углеводородами в солнечную и дождливую погоду в расчетном поперечнике на расстояниях от кромки автомобильной дороги, указанных в табл. 1.3, и выбрать защитные мероприятия по снижению концентрации 3В в зоне жилой застройки, удаленной на расстояние l, м, от дороги, до допустимого уровня, если скорость господствующего ветра составляет 3 м/с. Сведения о фоновых концентрациях отсутствуют.
Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.6, а именно: интенсивность движения составила Nа, авт./ч; шифры типов автомобилей (1...6) соответствуют принятым в табл. 1.1; средняя скорость потока движения V , км/ч; угол направления ветра к оси трассы j, град.
Таблица 4.6. Исходные данные к заданию
вариант | Nа | Распределение автомобилей по типам,% | v | j | l | |||||
N1k; Легк. Автом. | N2k Малые груз. автом. карбюр. | N3k, Груз. автом. карбюр. | N4д, Груз. автом. дизельные | N5k, Автобусы карбр. | N6д, Автобусы дизельные | |||||
Рассмотрим пример расчета для варианта 1, где поток автомобилей Nа – 1000, скорость потока V - 20 км/ч; угол направления ветра к оси трассы j - 20, расстояние до дороги l – 50 м.
1. Скорость потока V - 20 км/ч, значит, по рис.1 определяем m=0.75.
2. Определяем Nik - интенсивность движения каждого выделенного типа карбюраторных автомобилей:
N1k=0,4*1000=400 ; N2k=0,05*1000= 50; N3k=0,25*1000=250; N5k=0,05*1000=50;
3. Определяем Niд - интенсивность движения каждого выделенного типа дизельных автомобилей:
N4д=0,2*1000=200; N6д=0,05*1000=50
4. По табл. 1.1 определяем Giк для карбюраторных автомобилей и Giд для дизельных автомобилей, л/км;
5. По табл. 1.2 определяем Kк и Кд - коэффициенты, принимаемые для данного компонента загрязнения (для окиси углерода) с карбюраторными и дизельными типами ДВС.
6. Подставляем все значения в формулу 1.1
qокиси углерода=0,206*0.75*[(0,11*0,6*400+0,16*0,6*50+0,33*0,6*250+0,37*0,6*50)+(0,34*0,14*200+0,28*0,14*50)]=14,06
Аналогично рассчитываютq для углеводорода и оксида азота.
qуглеводорода=0,206*0.75*[(0,11*0,12*400+0,16*0,12*50+0,33*0,12*250+0,37*0,12*50)+(0,34*0,037*200+0,28*0,037*50)]=3,2
qоксида азота=0,206*0.75*[(0,11*0,06*400+0,16*0,06*50+0,33*0,06*250+0,37*0,06*50)+(0,34*0,015*200+0,28*0,015*50)]=1,56
7. Рассчитаем концентрации Cj для окиси углеродав солнечную погодупо формуле 1.2, где стандартное отклонение Гауссового рассеивания в вертикальном направлении s определяем по таблице 1.3 для соответствующего нашему варианту значения l=50 м. Для солнечной погоды s=7, скорость преобладающего ветра берем из условия задачи vВ =3 м/с, для нашего варианта угол j=20<30 , значит, Sinj =0,5. Из условия задачи фоновая концентрация загрязнения воздуха Fj=0 .
Сокиси углерода = +0=1,57 для солнечной погоды
Аналогично рассчитываютСокиси углерода для дождливой погоды.
Сокиси углерода = +0=2,12
Затем рассчитываем С для углеводорода и оксида азота для солнечной и дождливой погоды.
Суглеводорода= =0,34
Суглеводорода= =0,48
Соксида азота= =0,17
Соксида азота= =0,23
8. Полученные данные сравниваем с ПДК вредных веществ по таб.1.4. В результате получаем, что Сокиси углерода , Суглеводорода не превышает ПДК, а Соксида азота превышает ПДК в 4 раза.
9. Строим график загрязнения придорожной зоны оксида азотом. Для построения графика находим дополнительно Соксида азота для l=10,20,40,60,80 и 100.
10. Чтобы не превысить ПДК необходимо снизить концентрацию оксида азота на 70% , для этого необходимо выполнить мероприятия 6 «Сплошные экраны, стены зданий высотой более 5 м от уровня проезжей части» или 9 «Земляные насыпи, откосы при проложении дороги в выемке при разности отметок более 5 м»