Цель и задачи экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-90-х годов 20 в. и в настоящий момент проходит этап своего становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел "Ознакомление детей с природой", смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом, доступных непосредственному наблюдению, научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначально элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Осознанно правильное отношение к природе включает в себя три компонента:
1. эмоционально-эстетический (умение любоваться красотой природы);
2. интеллектуально-познавательный (наличие интереса к явлениям и объектам природы);
3. нравственно-действенный (гуманное отношение к животным и растениям, готовность выполнять различные трудовые действия по уходу за ними).
Критериями осознанно правильного отношения к природе являются:
1. Знание условий, при которых живой организм остается живым.
2. Желание трудиться самостоятельно на участке или в уголке природы, или по указанию взрослого.
3. Самостоятельные поступки и действия, направленные на сохранение живых существ.
4. Наличие у ребенка познавательного интереса к природе;.
5. Представленность в самостоятельных играх детей знании о природе и отношения к ней.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
· создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
· создание в детском учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
· систематическое повышение квалификации педагогического персонала, овладение методикой экологического воспитания; совершенствование экологических знаний среди родителей;
· осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
· выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.