Структура содержания учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Методика преподавания предмета «Человек и мир»» для специальностей1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-04 Начальное образование. Белорусский язык и литература;1-01 02 02 Начальное образование, дополнительная специальность 1-01 02 02-06 Начальное образование. Физическая культура;
рассчитано на 132 часа (в том числе аудиторных — 60 часов: лекции —26 ч.; практические занятия — 30 ч.)
Методы (технологии) обучения
Основными методами обучения, отвечающими целям изучения дисциплины, являются:
- лекционные занятия с элементами проблемного обучения (проблемное изложение материала, обучающе-исследовательский метод);
- элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на семинарских занятиях и в самостоятельной работе студентов;
- метод учебных ситуаций, реализуемых на семинарских занятиях;
- групповые технологии при проведении семинарских занятий.
Организация самостоятельной работы студентов
При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:
- контролируемая самостоятельная работа в аудитории;
- выполнение индивидуальных заданий методического характера;
- подготовка внеаудиторных вопросов к темам курса с консультациями преподавателя;
- подготовка рефератов.
Диагностика компетенции студентов
Оценка учебных достижений студента на экзамене, промежуточных учебных достижений производится по 10-балльной шкале. Для оценки учебных достижений студента используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.
Для оценки учебных достижений студентов используется следующий дагностический инструментарий:
- проведение тестирования (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);
- защита выполненных самостоятельных заданий в рамках КСР (АК-1—3);
- защита выполненных на практических занятиях индивидуальных заданий (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8);
- сдача экзамена по дисциплине (АК-1, ПК-1, 2, 7, 8).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в курс.
Методика преподавания предмета «Человек и мир» - одна из педагогических наук. Ее предмет, задачи и методы исследования. Методологические основы, связь с другими науками.
Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в России и Беларуси. Становление естественно-географических предметов и методики преподавания в XIX-XXI в. Основные идеи реформирования школьного образования в Беларуси на рубеже XX-XXI ст.
Тема 2. Цель, задачи, содержание и структура интегрированного предмета «Человек и мир» в современной начальной школе. Значение естественнонаучного образования для развития младшего школьника.
Предмет «Человек и мир» — интегрированный учебный предмет начальной школы. Его цель и задачи. Содержание и структура курса, объединяющего биологические, географические, социально-экономические и общественно-исторические знания. Взаимосвязь образовательных компонентов «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». Связь с учебным предметом «Мая Радзіма – Беларусь». Характеристика основных разделов. Система природоведческих и обществоведческих знаний по компонентам и классам. Преемственность и внутрипредметные связи. Элементарные научные знания об объектах неживой и живой природы, связях и взаимосвязях в природе, между природой и человеком, обществом; о человеке как части природы, здоровье и жизнь которого зависят от состояния окружающей среды; о личности как саморазвивающемся субъекте природы и общества, продолжателе национальной культуры и общечеловеческих ценностей. Требования к знаниям и умениям учащихся. Стандарт - образовательной области «Человек и мир» начальной школы. Моделирование и опыт разработки авторских программ.
Экологическое образование младших школьников. Значение системы экологического образования в начальной школе. Формы и методы экологического образования: экскурсия в природу, работа на экологической тропе, полевые практикумы, беседы экологического содержания, решение экологических задач и анализ экологических ситуаций. Экологические игры как форма экологического образования.
Эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Воспитание высших нравственных качеств: доброты, сопереживания, милосердия, ответственности.