Тема - ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
· Роль права в регулировании общественных отношений в сфере экологии. Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений. Источники экологического права.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Природоохранительная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных коммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
- Земли, недра, почвы;
- Поверхностные и подземные воды;
- Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Экологические правоотношения– это возникающие между субъектами экологического права отношения, по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.
Состав экологических правоотношений включает следующие элементы: объект, субъект и содержание (права и обязанности участников) экологических правоотношений.
Объектом экологических правоотношений выступают:
- Земли, недра, почвы;
- Поверхностные и подземные воды;
- Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
- Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъектами экологических правоотношений могут выступать: граждане и юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица.
Содержание экологических правоотношений составляют права и обязанности участников этих правоотношений. Права субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет следующие стороны: 1)право на совершение определенного деяния; 2) право на требование определенного поведения от других субъектов правоотношений и защиты от неправомерного поведения и его последствий. Обязанности субъектов экологических правоотношений представляют собой предусмотренную законом меру должного поведения, т.е. обязанности совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий (или не совершать определенных действий), которые предусмотрены законом. Например, Конституция РФ в ст.58 закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Для возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение, которые называются юридическими фактами. Например, наличие права на земельный участок возникает после того, как принято решение компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отводе земельного участка, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.д.
Источниками экологического права являются:
- Конституция
- Международные договоры Российской Федерации
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. (в ред.22.08.2004г.) «Об охране окружающей среды»
- Иные законы и нормативные правовые акты регулирующие отношения в сфере экологии.
· Экологические правонарушения и ответственность.
Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, нарушающее законодательство об охране окружающей среды, причиняющее, либо несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.
Составом экологического правонарушения, являющегося основанием эколого-правовой ответственности, включает единство следующих элементов: противоправность деяния (как действия, так и бездействия); наличие вреда или реальной угрозы причинения вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу; причинная связь между противоправным поведением и наступившим экологическим вредом.
Субъектами экологических правонарушений могут быть физические и юридические лица Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства.
Ответственность за экологическое правонарушение – это предусмотренные законодательством меры принуждения государственно-правового характера, вызванные совершением экологического правонарушения.
Эколого-правовая ответственность предусмотрена экологическим законодательством и возлагается специально уполномоченными на то государственными органами. Основанием эколого-правовой ответственности является причинение вреда окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и его имуществу.
Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается возложение на нарушителя природоохранных норм обязанности претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушением.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность (см. Приложение 12. таб. 16.1).
Дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение заключается в наложении на сторон трудовых отношений взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.
Административная ответственность за экологическое правонарушение предусматривается Кодексом Российской Федерации Об административных правонарушениях (КоАП РФ). В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков; которые можно разделить на три группы:
- Невыполнение экологических требований;
- Нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
- Причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.
К первой группе экологических проступков относятся:
- Не соблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст.8.1. КоАП РФ);
- Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст.8.2. КоАП РФ);
- Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст.8.3. КоАП РФ);
- Нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст.8.4. КоАП РФ).
Ко второй группе экологических проступков относятся нарушения:
- Требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст.8.9. КоАП РФ);
- Требований по рациональному использованию недр (ст.8.2. КоАП РФ);
- Правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст.8.11. КоАП РФ);
- Порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранительных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст.8.12. КоАП РФ).
К третьей группе экологических проступков относятся:
- Порча земли (ст.8.6. КоАП РФ);
- Незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст.8.28. КоАП РФ);
- Уничтожение мест обитания животных (ст.8.29. КоАП РФ);
Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Составом экологический преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы: 1) специальные; 2) смежные; 3) дополнительные.
Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, т.е. объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – ст.246 УК РФ; порча земли – ст.254 УК РФ; незаконная охота – ст. 258 УК РФ; загрязнение вод – ст.250 УК РФ и т.д.).
К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей, содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид – ст.358 УК РФ; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики – ст. 215 УК РФ и т.д.).
К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст.170 УК РФ); нарушение правил пожарной безопасности (ст.210 УК РФ); нарушение санитарно-эпидемиологических правил ст. 236 УК РФ).
Дополнительным составом экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст.293 УК РФ; превышение должностных полномочий- ст.286 УК РФ; служебный подлог – ст. 292 УК РФ).
Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с 16-летнего возраста.
Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект который имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиков и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Вред причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещении. В полном объеме.
Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ФЗ «Об охране окружающей среды).