Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков

Раздел I. Экология

Тема 1. Факторы среды и адаптации к ним организмов

Занятие 1. Факторы среды. Общие закономерности их действия на

Организм 2ч

Цель:изучить классификацию экологических факторов, основные законы и закономерности их действия на организм.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие экологии. Предмет, методы, задачи науки.

2. Классификация экологических факторов.

3. Закон оптимума. Толерантность. Кривая толерантности.

4. Законы минимума и толерантности. Эврибионты и стенобионты.

5. Правило взаимодействия факторов.

6. Закон вариабельности ответных реакций на действие факторов среды у отдельных особей вида.

7. Закон независимого приспособления вида к факторам среды.

8. Закон неоднозначного действия фактора на разные функции.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):

экология, синэкология, демэкология, аутэкология, условия существования, экологический фактор, толерантность, экологическая валентность, зона угнетения, зона оптимума, диапазон устойчивости, эврибионты, стенобионты, лимитирующий фактор, фоновые факторы, ведущие факторы, закон толерантности.

Занятие № 2. Экологические факторы среды, адаптация к ним организмов 2 ч

Цель:изучить основные факторы среды и их влияние на живые организмы.

План занятия

I.Вопросы для обсуждения:

1. Свет как экологический фактор. Экологические группы организмов по отношению к свету. Закон Хопкинса.

2. Температура и живые организмы. Температурные адаптации.

3. Влажность среды как экологический фактор. Экологические группы и адаптации организмов по отношению к влажности.

4. Совместное действие температуры и влажности.

5. Орографические и эдафические факторы среды, их влияние на живые организмы.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): адаптация, сциофиты, гелиофиты, факультативные гелиофиты, анабиоз, криофилы, термофилы, пойкилотермные, гомойотермные, эндотермные, эктотермные организмы, ксерофилы, мезофиллы, гигрофилы.

2. Вопросы для самоконтроля

2.2. Заполните табл. 2 по физиологическим приспособлениям к регуляции водного обмена у животных.

Таблица 2

Адаптации к засушливым условиям у животных

Адаптации Примеры организмов
Уменьшение потери воды:  
Выделение азота в виде мочевой кислоты  
Удлиненная петля Генле в почках  
Ткани выносливы к высоким температурным  
изменениям из-за уменьшения потоотделения  
Животные прячутся в норах  
Дыхательные отверстия прикрыты клапанами  
Увеличение поглощения воды:  
Прорытие ходов к воде  
Запасание воды:  
В специализированном мочевом пузыре  
В виде жира (вода - продукт окисления)  
Физиологическая устойчивость к потере воды:  
Потеря значительной части массы  
тела и быстрое ее восстановление  
при наличии доступной воды  
"Уклонение" от проблемы:  
Поведенческие реакции избегания  
Летняя спячка в слизистом коконе  

2.3. По табл. 3 постройте графики действия света, тепла и влаги. На оси ординат отмечаются календарные месяцы, а на оси абсцисс - величина суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков. Проанализируйте графики, установите факторы, определяющие начало и конец вегетации растений и их зону жизнедеятельности, отметив ее штриховкой на графике, учитывая, что вегетация растений возможна при положительных температурах, величине солнечной радиации выше 2 ккал/ см2 и количестве осадков не менее 30 мм/ г.

Таблица 3

Величины суммарной солнечной радиации, средних месячных температур и сумм атмосферных осадков

Месяцы Суммарная радиация (ккал/см2) Температура (градусы) Осадки (мм)
-38
-51
-40
-25
-7
-2
-13
-23
-31

2.1. Как отражаются погодные условия на растениях и животных согласно биоклиматическому закону Хопкинса?

2.4. Заполните таблицу 4, используя ниже предложенный текст и дополнительную литературу.

Наши рекомендации