Виды и органы государственного управления в области охраны природы
Все органы управления в экономической сфере можно разделить на 3 вида:
1. Органы общей компетенции
ü Правительство, Президент как глава государства – полномочия РФ, связанные с природопользованием и охраной окружающей среды – ст. 5 Закона об ООС,
ü ОИВ субъекта – ст. 6
ü ОМСУ – ст. 7
ü Сфера природопользования – недропользование, водопользование – отдельные главы по этим уровням (содержаться в иных НПА)
2. Органы специальной компетенции:
ü Министерство природных ресурсов и его территориальные органы (на уровне субъекта, МСУ) + входит 1 ФС и 3 ФА
ü ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
ü ФА по недропользованию
ü ФА по водным ресурсам
ü ФА лесного хозяйства
ü Каждый ФОИВ действует на основании Положения, утв. Правительством РФ
ü + ФА кадастра объектов недвижимости (вкл. в Минэкономразвития и торговли)
ü + ФА по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
структура находится в рамках Министерства с/х; контроль и надзор в сфере охоты, рыболовства. Другие объекты животного мира – МПР В рамках Министерства с/х – \
ü ФА по рыболовству – регистрирует отношения в сфере промышленного рыболовства
ü ФС, которая подчинена Правительству (Совету министров)
ü ФС по экологическому, технологическому, атомному надзору (на основании Положения № 401)
ü ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
ü + можно отнести ряд органов управления, которые выполняют специальные функции – специально функционирующие органы:
ü Министерство по ч/с (МЧС) – отдельные функции, связанные с ликвидацией последствий катастроф техногенного или природного характера в результате которых м.б. причинен вред в т.ч. окружающей среде
ü ФТС – подчиняется Правительству, выполняет отдельные функции, связанные с обеспечением надзора и контроля за ввозом на территорию РФ веществ, материалов, отходов которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды
ü ФСБ – пограничные войска – морские части – контроль за соблюдением законодательства в части использования водных биоресурсов КШ и ИЭЗ.
3. Отраслевое или ведомственное управление – различные Министерства, службы, агентства, структурные подразделения которые являются пользователями природных ресурсов (исп. для осуществления какой – либо деятельности) – Минобороны (использование земли и обособленных водных объектов, леса) Министерство транспорта (ФА воздушного, водного, ж/д, автотранспорта); Министерство связи и информатики
Экологический мониторинг.
Экологический мониторинг (гос. экологический мониторинг) – регулируется главой 10 Закона об ООС, Положение об организации и осуществлении гос. мониторинга окружающей среды, утв. ПП РФ от 31.03.03. № 177. В понятие мониторинга – п.1 Положения – комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Он вкл. в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, животного мира, состояния недр, КШ и ИЭЗ, озера Байкал.
Мониторинг окружающей среды – сбор информации о состоянии окр. среды Ведением ег занимается ФС по мониторингу и гидрометеорологии окр. среды Информация, осущ при мониторинге используется для следующих целей:
разр. прогнозов соц – экон развития РФ, субъекта, МО
разработка программ в области экологического развития
при осуществлении контроля в области охраны окр. среды
в целях прогнозирования ч/с
при подготовке данных для ежемесячного гос. доклада о состоянии и охране окр. среды.
п. 7 – задачи проводимого мониторинга – организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, которые характеризуют состояние окр. среды Оценка состояния окр. среды, выявление и прогнозирование негативных процессов, оказывающих влияние на окр. среду, обеспечение экологической информацией о гос. властях, муниц-х, ЮЛ и ФЛ, обеспечение участия РФ в осуществлении экологического мониторинга.
ПП РФ от 29.10.02 – наблюдение: дистанционное, наземное.
По срокам: периодические, базовые, информационные – м.б. получены посредством различных форм учета природных ресурсов.