Научно-исследовательском институте (НИИ)
– Познакомьтесь со структурой и функциями института, основными
Направлениями его научных исследований в области охраны окружающей среды.
– Изучите тематику научных исследований отделов НИИ.
– Подробно ознакомьтесь с работой лаборатории, в которой вы проходите практику:
а) цели и объекты исследования,
б) оборудование лаборатории,
в) используемые методы анализа (химические, биологические)
г) если лаборатория занимается проведением химических анализов, рассмотрите отбор проб воздуха, воды, почвы, сельскохозяйственной продукции (познакомьтесь с соответствующими ГОСТами, обратите внимание на места, периодичность, время отбора, способ отбора, используемое для этого оборудование, возможность и методы консервации и хранения проб), методами подготовки проб и проведения анализа (познакомьтесь с соответствующими ГОСТами и методическими указаниями, вспомните и отработайте уже известные методики, освойте несколько новых методик, разберите принципы анализа, стадии его проведения, приготовление используемых реактивов, приобретите навыки работы на соответствующих приборах, научитесь проводить обработку и определять достоверность полученных результатов).
Особое внимание обратите на методы анализа, которые не использовались во время лабораторных работ в ПГСХА (газожидкостная хроматография, полярография, атомный абсорбционный и эмиссионный анализ, флуоресцентный анализ и др.);
д) при проведении модельных или полевых опытов обратите внимание на методику опытов, достоверность и интерпретацию полученных результатов, на их математическую обработку данных исследований, сравните с критериями существенности;
– Соберите данные для выполнения курсовой и дипломной работы по агроэкологической тематике, по возможности проведите самостоятельные исследования.
Для иллюстрации работы можно использовать фотографии, карты, бланки и копии форм отчетности, актов, исков и других документов.
Примерный план прохождения производственной практики в лаборатории по охране окружающей среды на предприятии
Познакомьтесь с направлением деятельности предприятия, его влиянием на состояние окружающей среды и сельскохозяйственного производство.
Изучите природоохранную деятельность предприятия по планам и отчетам, проанализируйте ее соответствие документам нормативно-правовой базы в области организации природоохранной деятельности:
– закону об охране ОС;
– закону об охране атмосферного воздуха;
– закону об обращении с отходами производства и потребления;
– закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
– водному кодексу;
– земельному кодексу;
– стандарту предприятия об организации природоохранной деятельности;
– СанПиНам 2.2.1/2.1.1.1031-01 «Санитарно – защитные зоны и классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Познакомьтесь со структурой экологической службы предприятия, цели, задачи и функции подразделений.
Изучите материалы по выбросам и сбросам (за 2-3 года или 5 лет), их количественные и качественные характеристики, влияние на состояние окружающей среды и сельскохозяйственное производство района.
Охрана воздуха. Состав выбросов, их влияние на окружающую среду и сельскохозяйственное производство.
Охрана воды:
- гидрологическое описание водных объектов,
- источник забора воды на нужды производства,
- знакомство с технологией очистки питьевой воды и методами контроля ее качества;
- характеристика источников сточных вод;
- состав сточных вод, воздействие на поверхностные воды; влияние сброса сточных вод на сельскохозяйственное производство.
Влияние предприятия на земельные ресурсы:
– классификация и характеристика отходов;
– динамика образования отходов;
– места размещения твердых отходов;
– пути и методы утилизации отходов;
– проблема рекультивации нарушенных земель.
Плата предприятия за загрязнение окружающей среды.
Работа в санитарно-промышленной лаборатории (СПЛ):
- задачи и функции СПЛ;
- участие в отборе проб воздуха, воды, почвы;
- знакомство с методами и методиками анализа проб; отработка ранее изученных и новых методов анализа воды и почвы (познакомьтесь с соответствующими ГОСТами и методическими указаниями, вспомните и отработайте уже известные методики, освойте несколько новых методик, разберите принципы анализа, стадии его проведения, приготовление используемых реактивов, особенности работы на соответствующих приборах, оцените полученные результаты);
- участие в проведении анализа проб по контролю за атмосферным воздухом;
- обработка и достоверность результатов анализа;
- знакомство с методами анализа сточных вод.
Посещение очистных сооружений:
- знакомство с технологией механической, физико-химической и биологической очисток производственных и смешанных сточных вод;
- понятие ПДС и их соблюдение на предприятии.
Проведение исследовательской работы по методам исследования состояния экосистем (желательно агроэкосистем):
- работа с литературой (желательно последних лет издания) по теме исследования;
- характеристика природно-климатических особенностей района;
- проведение в лаборатории собственных исследований по теме дипломной или курсовой работы.
Возможные объекты - нарушенные земли, земли близлежащих сельскохозяйственных предприятий, тепличного хозяйства.
Возможные направления исследований – влияние загрязнителей на состояние агроэкосистем, их продуктивность и устойчивость, качество сельскохозяйственной продукции. Пути восстановления нарушенных земель, разработка проекта биологической рекультивации нарушенных земель (конкретного участка на основании полученных анализов почвы, абиотических факторов территории и биологических особенностей культур).
Составление отчета по производственной практике, подбор материала для использования в дальнейшей работе (курсовые, дипломная работы).
СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА