O Критерии для проверки Итогового сочинения
Список литературы для написания итогового сочинения
Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение. Дата проведения: 7 декабря 2016.
Разум и чувство
o И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
o И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
o А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
o Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Честь и бесчестие
o А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
o Джек Лондон «Белый клык»,
o Л.Н. Толстой «Война и мир»,
o В.В. Быков «Сотников»
Победа и поражение
o Э. Хемингуэй «Старик и море»,
o Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
o Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
o В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Опыт и ошибки
o Джек Лондон «Мартин Иден»,
o А.П. Чехов «Ионыч»,
o М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
o Генри Марш «Не навреди»
Дружба и вражда
o М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
o Э.М. Ремарк «Три товарища»,
o Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
o В.А. Каверин «Два капитана»
o Критерии для проверки Итогового сочинения
o Критерии по итоговому сочинению не будут меняться до 2019 года.
oo Приводим полную цитату из документа:
o Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
o Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
o При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
o
o Критерий №1 «Соответствие теме»
o Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
o Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
o «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
o
o Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
o Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
o Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
o «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
o
o Критерий №3 «Композиция»
o Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
o Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
o «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
o
o Критерий №4 «Качество речи»
o Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
o Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
o «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
o
o Критерий №5 «Грамотность»
o Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
o «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
o Составляем план к сочинению
o «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
oo Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «...я и без плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!». Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не раз говоривших нечто подобное.
o Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
o Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной работы, когда приступите непосредственно к сочинению.
o – Можно ли отступать от плана?
– Разумеется!
– Так, а смысл писать, если отступать от него?
– Ваши незначительные отступления – это контролируемый процесс. У вас будут поставлены границы, вам будет ясна первоначальная мысль и понимание того, к чему надо прийти. А когда вы уже погружены в написание, то всегда готовы к тому, чтобы привнести в сочинение что-то такое, о чем сразу и не задумывались.
o Введение, основная часть, заключение – 3 кита вашего сочинения.
o Структура сочинения
o Основная часть всегда разбивается на подпункты.
o I.
II.
o 1.
2.
3.
4.
o III.
o
o Пишем план
o Порассуждаем на примере такой темы: «Из двух друзей всегда один раб другого» (по роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова). Сразу видим, что наше сочинение будет посвящено теме дружбы. Поэтому во введении мы должны сразу поднять её. И пункт под римской цифрой I мог бы звучать примерно так: «Тема дружбы в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени”». Основную часть, как правило, озаглавливают по теме сочинения. И затем уже разбивают ее на части. И в качестве подпунктов можно выделить следующее:
o 1. Неспособность Печорина к дружбе.
o 2. Печорин и Максим Максимыч.
o 3. Печорин и Грушницкий.
o 4. Печорин и доктор Вернер.
o Меня в школе ругали, когда не мог подобрать синонимы в пунктах плана, но в данном случае, это вполне, считаю, уместно. Как мы видим, наше сочинение получается строго литературное. Поэтому данный вариант скорее подойдет тем, кто хорошо и уверенно пишет в таком ключе, и умеет рассуждать с литературных позиций. Плюс ко всему, здесь необходимо хорошо помнить текст романа, иначе ничего написать не получится.
o В заключении нам следует еще раз задаться вопросом, почему всё-таки «Из двух друзей всегда один раб другого»? Я бы стал развивать мысль, что Печорину просто не везло в дружбе, отсюда и такое к ней отношение. Завершил бы тем, что не согласился с этим высказыванием. Ведь, если исходить из такой позиции, то и дружбы как таковой не будет.
o Понятно, всё это субъективно, каждый может высказывать свою точку зрения. Но очень важно в заключении всё же не отходить от темы. И ключевые слова из неё должны прозвучать обязательно.
o «В дружбе не всегда везёт», – так бы звучал мой последний пункт плана.
o
o Теперь еще раз пройдемся по структуре. И сформулируем основные тезисы:
o 1. I (введение) – то, что нам дано. Формулируем тему.
o II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
o III (заключение) – то, что нам требовалось доказать. Поэтому и говорю вам не забывать про то, о чем говорили во введении.
o 2. Во введении также можно порассуждать:
o a. Об эпохе;
o b. Вспомнить факты из биографии писателя;
o c. А лучше всего поговорить глобально о поднятой теме.
o 3. Оптимальное количество подпунктов в основной части – 4.
o 4. Лучше всего строить рассуждение следующим образом: сначала приведите пример, а потом свои мысли. Нежели наоборот.
o 5. Мысль должна либо подтверждать, либо опровергать справедливость идеи сочинения (но лучше, конечно, подтверждать).
o 6. Будьте нестандартны, когда приступите к написанию заключения! Это может быть цитата, афоризм, риторический вопрос или что-то новое, о чем еще не говорили прежде в сочинении.
o